Очень интересный подход к адаптации
Разное (если затрудняетесь с выбором)По совету тети прочла книгу "Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений" автор - Теплюк С. Н. Особенно понравился подход к адаптации ребенка к детскому садику. Хочу поделиться и послушать мнения. Напишу под катом.
Проблема адаптации - это проблема родителей, а не персонала группы. Задача родителей - правильно подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, всячески поддерживать, поощрять его в период адаптации. Задача специалистов дошкольного учреждения - помочь родителям адаптировать малышей. Только правильно расставленные акценты помогут решить эту трудную, злободневную задачу.
Адаптация - длительный процесс, который необходимо разделить на два этапа. Каждый этап имеет свои цели и задачи, которые не всегда совпадают у родителей и воспитателей.
Первый этап - подготовительный. Он длится 4-5 месяцев. Второй этап - основной, его длительность полностью зависит от того, насколько глубоко родители прониклись серьезностью данной проблемы, поняли, что необходимо быть рядом с малышом до его полного привыкания, помогать ему, что нельзя травмировать его психику в этот сложный период. Успешность адаптации детей на этом этапе зависит и от мастерства воспитателя, и от того, как четко будет руководить этим процессом психолого-педагогическая служба дошкольного учреждения. В таких условиях неизменно рождается союз взрослых единомышленников, от чего выигрывает и ребенок, и взрослые.
Первый этап - подготовительный - начинается с первого общего родительского собрания, которое администрация дошкольного учреждения проводит за 4-6 месяцев (февраль) до поступления детей в группу. На собрании заведующая знакомит родителей с сотрудниками административного аппарата, персоналом группы, рассказывает о традициях и текущих задачах учреждения, подчеркивает, что в период адаптации детей мама должна находиться рядом. Затем показывает кабинеты специалистов, физкультурный и музыкальный залы, групповые помещения. Старший воспитатель и психолог рассказывают о возрастных особенностях детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние в период адаптации.
Родители узнают, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально-типологических особенностей и его подготовленности к этому серьезному этапу жизни. Родителям дают рекомендации, которые помогут им к августу подготовить малыша к поступлению в дошкольное учреждение:
• привести домашний режим в соответствие с режимом группы (родители записывают режим дня в дошкольном учреждении);
• познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда (родители записывают рекомендованное меню);
• по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании (см. показатели развития детей), чтобы он чувствовал себя уверенно среди сверстников;
• расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении, обогащать его жизненный опыт: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице;
• формировать у ребенка положительное отношение к детскому саду («Смотрите-ка, а Танюшка совсем большая стала, уже в детский сад собирается! Там хорошо, весело, интересно!»). Нельзя пугать ребенка: «Не хочешь есть сам? Вот пойдешь в детский сад - там тебя быстро научат!» Следует говорить: «Учись есть сам - тогда тебя возьмут в детский сад». Родители должны вспоминать яркие события из собственной «детсадовской» жизни; придумывать истории о том, как мишка отправился в детский сад и др.;
• расширять рамки социального опыта малыша: оставлять на время у бабушки, обедать у товарища по песочнице и т. д., но при этом обязательно повторять: «Я скоро приду!» Ребенок должен удостовериться на практике, что это не пустая фраза, он должен верить маминым словам.
На собрании родители узнают, что длительность их пребывания с малышом в дошкольном учреждении напрямую зависит от их старания, от того, как они сумеют подготовить ребенка к этому значительному в его жизни периоду.
В конце августа, за десять дней до начала поступления детей в группу,
проводится второе родительское собрание, на котором психолого-педагогическая служба совместно со старшей медицинской сестрой дают установочные рекомендации.
Старший воспитатель знакомит родителей с задачами, которые будут решаться на каждой ступени привыкания малыша к новым условиям. Например, рассказывает, как происходит знакомство с воспитателем, введение ребенка в режим жизни детей группы и др.
Первое знакомство с дошкольным учреждением будет проходить на прогулке (утром в 10.00 или вечером в 15.30) и длиться не более 15-20 минут. Таким образом, и в утреннее, и в вечернее время в группу сможет поступать до 6 детей в день. У каждого малыша свой темп привыкания, поэтому постепенное введение в новые условия будет основываться исключительно на оценке поведенческих и познавательных характеристик каждого ребенка. За этим будет следить психолого-педагогическая служба. Она будет корректировать поведение мамы и воспитателя, продвигать каждого малыша по ступеням иерархической лестницы.
Постепенно время пребывания ребенка в дошкольном учреждении увеличивается. Сначала ребенок будет находиться на прогулке 15-20 минут, со временем он станет гулять все отведенное для прогулки время и уходить домой к обеду. Затем, на 3-й ступени, он будет приходить к началу игр в групповом помещении (после завтрака). Завтрак, обед и дневной сон должны проходить в спокойной домашней обстановке, чтобы не подрывать здоровье малыша. Со временем ребенок будет обедать в дошкольном учреждении, а потом - завтракать, и только к окончанию адаптационного периода он останется спать днем вместе со сверстниками.
Психолог подробно описывает поведение мамы в первые дни посещения дошкольного учреждения: чтобы не вызывать у малыша тревоги, напряжения, не следует прижимать его к себе, брать на руки; необходимо спокойно относиться ко всем предложениям персонала, помогать воспитателю в выполнении наиболее трудоемких режимных процессов (сборы на прогулку и др.), но не подменять его в воспитательном процессе (не устраивать игр, хороводов и т. п.). Главная задача мамы: формировать положительное отношение малыша к воспитателю - интересному, доброму взрослому; быть помощником в решении текущих задач на каждой ступени иерархической лестницы.
Психолог подчеркивает, что для успешного завершения этого периода необходимы слаженные действия всех взрослых - родителей, воспитателей, медицинских работников, старшего воспитателя и психолога, что одно из главных условий успешной адаптации ребенка - доверие друг к другу.
Старшая медицинская сестра дает рекомендации по проведению профилактических мероприятий с детьми (четкий режим, рекомендуемый дошкольным учреждениям в рабочие и выходные дни, правильно подобранная одежда, не вызывающая перегрева и не стесняющая движения ребенка, обработка носоглотки, витаминизация, рацион питания, соответствующий рекомендациям дошкольного учреждения, щадящие формы общения в домашних условиях и т. д.), объясняет причины заболеваний детей.
В конце собрания устанавливается очередность наполнения групп детьми (с указанием имени и отчества мамы для сведения воспитателя).
На период адаптации вносятся некоторые корректировки в работу группы.
С целью снятия у детей эмоционального дискомфорта и напряженного состояния следует ограничить число взрослых, посещающих группу (завхоз, музыкальный работник и др.). Необходимо отменить медицинские обследования детей, прививки и т. п.
После завтрака все дети выходят на прогулку, где организуются подвижные игры, наблюдения за природой, развлечения и т. п.
С момента поступления детей в группу начинается второй - основной этап адаптационного периода.
В первый день мама, гуляя с ребенком, предлагает ему зайти в детский сад. Мама здоровается с воспитателем как с доброй старой знакомой, зная, что малыш зорко следит за их поведением, манерой общения.
Воспитатель, зная, кто и в какое время придет на участок, приветливо встречает пришедших: «Зинаида Петровна, я рада, что вы с Алешей пришли к нам. Посмотрите, как мы живем, как у нас весело!» Не навязывая общения, не нарушая личностного пространства ребенка, воспитатель в основном контактирует с мамой, с улыбкой поглядывает на малыша.
Мама, дав понять ребенку, что воспитатель - хорошо знакомый человек, продолжает реализовывать задачу второй ступени - формировать положительный образ интересного взрослого. Она обращает его внимание на то, какая добрая и веселая воспитательница. Малыш верит маме, что помогает ему без проблем и довольно быстро принять воспитателя, наладить контакт с ним.
Задача воспитателя на этом этапе - наблюдать за ребенком и мамой, отмечать стиль их общения, уровень развития малыша, его потенциальные возможности. Задача психолого-педагогической службы - корректировать поведение воспитателя и мамы, учитывая самочувствие малыша, его потребности, возможности.
Обычно при первом посещении детского сада (не более 15-20 минут) дети держатся скованно, настороженно, пытаются теснее прижаться к маме. Поэтому мама предлагает ребенку спокойно посидеть рядом с ней на скамейке недалеко от играющих ребят, не спеша оглядеться. Малыш бросает беглый взгляд вокруг и несколько успокаивается, так как участок оборудован так же, как знакомая детская площадка: такая же горка, песочница, лесенка. Главное - мама рядом, довольна встречей с воспитателем. Она старается привлечь внимание малыша к незнакомому взрослому, комментирует действия воспитателя только с положительной стороны: «Посмотри, какая добрая Татьяна Ивановна! Она поливает цветы. Татьяна Ивановна веселая. Она затеяла с детьми игру» и т. п. Улучив момент, мама интересуется у воспитателя, как зовут черепаху, которая гуляет в траве, сообщает, за каким животным ребенок ухаживает дома. Так она вовлекает сына в общий разговор, уточняя, как зовут его птичку, кто ее подарил. Воспитатель поддерживает разговор с мамой, радуется, смеется, удивляется высказываниям ребенка. В дальнейшем эти сведения позволят обратиться к ребенку напрямую, без посредников («Как поживает твой Кеша?») и оценить уровень развития его речи. Воспитатель по рекомендации психолога и педагога делает для детей незатейливые поделки из осенних листьев, конфетных оберток, пластилина и др. и дарит одну гостям.
Как только ребенок начинает отвлекаться, мама предлагает покинуть детский сад. Они прощаются со всеми, благодарят за подарок. На прощание воспитатель приглашает ребенка приходить почаще. Мама радуется, как было интересно в детском саду, какая добрая и веселая воспитательница. Вечером за ужином она вместе с малышом рассказывает об этом всем членам семьи, вместе показывают подарок. Таким образом в сознании ребенка постепенно закрепляется положительный образ воспитателя.
На следующий день ребенок активнее включается в общую беседу (речевой контакт со взрослым), откликается на предложение посмотреть что-то интересное (вместе с мамой). Раз от раза у него все устойчивее проявляется познавательный интерес к деятельности воспитателя, он все чаще смотрит на него с улыбкой, ожидая интересных предложений. Это свидетельствует о том, что у малыша успешно формируется положительный образ взрослого. Мама по рекомендации психолога помогает ребенку забраться на горку, а воспитатель подхватывает его с другой стороны (осуществляется первый положительный тактильный контакт). Ребенок настораживается, вопросительно смотрит в сторону мамы. Та, создавая специальные условия для возникновения его эмоционально-телесного контакта с воспитателем, своим видом показывает доброжелательное отношение к происходящему; малыш видит это и, полагаясь на нее, успокаивается. Вскоре он начинает спокойно воспринимать предложения и помощь воспитателя.
Малыш с помощью мамы начинает осваивать территорию, ближе подходить к воспитателю, когда он о чем-то рассказывает детям, что-то показывает им.
Психолого-педагогическая служба, отмечая положительные сдвиги в поведении ребенка, ставит перед мамой задачу - постепенно дистанцироваться от малыша. Задача воспитателя - привлекать ребенка интересными делами, вовлекать в совместную деятельность, хвалить, поддерживать его активность, помогать формировать положительное отношение к себе.
Осуществляя поставленную задачу, мама, улучив момент (когда ребенок следит за тем, что рисует воспитатель по предложению детей), незаметно отходит от малыша на шаг, встает за его спиной, чтобы в нужный момент успеть успокоить его словом, взглядом, прикосновением. Постепенно дистанция между ребенком и мамой увеличивается. В то же время воспитатель постепенно сокращает дистанцию (вместе поливают цветы, водят хоровод) и налаживает эмоционально-телесный контакт с ребенком: то, умиляясь умению малыша, обнимает его, то с улыбкой проводит рукой по его волосам и т. д. Ребенок все чаще по собственной инициативе отходит от мамы, все дольше задерживается возле воспитателя, охотно откликаясь на интересные предложения, а это значит, что он уже крепко «стоит» на второй ступени иерархической лестницы: малыш принял воспитателя и начал проявлять к нему симпатию.
Старший воспитатель и психолог продолжают следить за поведением ребенка, обсуждают результаты наблюдений с воспитателем и родителями. Отметив возрастающий уровень поведенческой активности ребенка, взрослые решают вопрос о переводе его на третью ступень иерархической лестницы. На этом этапе мама вместе с воспитателем осуществляют поставленную перед ними задачу - сначала знакомят ребенка с групповыми помещениями, а затем вводят его в режим дня.
Выйдя из дома пораньше и не увидев детей на площадке, мама предлагает сыну войти в помещение к играющим детям.
Ребенок вместе с мамой впервые переступает порог группы (он приходит после завтрака или после полдника). Воспитатель встречает их в приемной и сразу же «дарит» малышу персональный шкафчик, а чуть погодя в туалетной комнате - горшок и полотенце с картинкой, что тут же положительно оценивает мама, а за ней и ребенок. В группе ребенок может сидеть вместе с мамой, наблюдая за играющими с воспитателем детьми, а может вместе с ней ходить по игровой комнате, знакомиться с игровым материалом.
Обеспечив в лице взрослых надежный тыл, ребенок начинает проявлять интерес к ближайшему окружению. Воспитатель показывает ему игрушки, уточняет места их расположения. Мама радуется, удивляется их обилию и разнообразию, обращает внимание ребенка на новые для него объекты (аквариум, пианино и т. п.). Попутно она рассказывает о том, чем увлекается ребенок, во что он умеет играть. Воспитатель хвалит малыша.
Психолог помогает выстраивать доверительные отношения ребенка с воспитателем.
Старший воспитатель следит за тем, чтобы в групповом помещении одновременно находилось не более 2-3 детей с мамами, скученность негативно сказывается на эмоциональном состоянии малышей.
Как правило, детям трудно сразу освоить большое помещение игровой комнаты, запомнить места хранения игрушек, расположение приемной, туалетной комнаты, поэтому взрослые постоянно приходят ребенку на помощь: подсказывают, подбадривают, хвалят, поддерживают его возрастающую познавательную активность. В напряженные режимные моменты (высаживание на горшок, сборы на прогулку) мама находится рядом с малышом, помогает ему по мере необходимости, а воспитатель хвалит его за демонстрируемые умения. В таких ситуациях мама своим присутствием и непосредственным участием сглаживает остроту восприятия малышом напряженного ритма жизни, приучает к необходимости выполнения регламентированных действий, помогает принять социальную роль члена коллектива сверстников.
Читайте оригинал на сайте Книжного портала iHaveBook: http://ihavebook.org/books/527891/aktualnye-problemy-razvitiya-i-vospitaniya-detey-ot-rozhdeniya-do-treh-let-posobie-dlya-pedagogov-doshkolnyh-uchrezhdeniy.html