Наше "творчество" в 2,3:ожидание и реальность
Художественно-эстетическое развитиеКаждая добропорядочная мама, занимающаяся ранним развитием, уделяет особое внимание творческим занятиям с ребенком. Конечно же, надо лепить, рисовать, делать аппликации... Я тоже питала немалые иллюзии по этому поводу: вот мы рисуем домик, солнышко, мышку и зайчика, а вот мы лепим цветочки, а вот создаем чудесные аппликации, вырезая из бумаги всякую-всячину и клеим ее на листок, ну и естественно!используем всякие подручные материалы-крупы, бусинки и т.п... Сказочная иллюзия начала рушиться, принося мне немалое огорчение, тогда, когда сын проявил полнейшее равнодушие к моим порывам на этом поприще.
С 1,6 я давала ему листочки и фломастеры, но...сын не хотел рисовать со мной домики, лес,деревья и другую милую чушь, да и вообще ничего...Результат-разбросанные колпачки и фломастеры, немного помалеваные листы. Далее полный провал с тестом для лепки:интереса на 1 минуту максимум, хотя я старалась-показывала, где какой цвет, как брать и отщипывать кусочки, как мять и распластывать эти кусочки...Пальчиковые краски сына напугали своей консистенцией.
С 1,9 до 2 лет я продолжала стараться. Надо ж быть хорошей мамой! Но на мои вопросы "что мы будем рисовать?" сын только с энтузиазмом отвечал "брум-брум!" и мы рисовали только машинки, машинки, машинки, логотипы от машинок и так минуту, а то и полторы. Рисовала конечно же я, иногда его ручкой, потом он немного малевал листки и на том рисование заканчивалось. С пластилином...это был мой страшный сон:сын пытался его покушать, крошил на мелкие кусочки, раскидывал его по всему столу и комнате, с восторгом же лепили только "брум-брум", точнее, лепила я, а он пытался потом эту машинку покатать, и был дико недоволен, когда у той отваливались колеса. Пыталась использовать подручные материалы в лепке:мозаику, бусинки, всякую мелочевку. Делала сыну пластилиновых ежиков, в которых он секунд 20 втыкал мозаику по цветам, а потом все заканчивалось выковыриванием глазок у ёжиков, и раскидыванием пластилина. А мама старалась, ну очень.
Анализируя тот период, могу поставить себе жирный плюс только за то, что я не пыталась насильно что-то ему показать. Хотя это и не получилось бы: невозможно такому маленькому ребенку навязать то, что он не хочет. Я не долепливала и не дорисовывала наши начинания после того, как сын поворачивался спиной. И поставить себе жирным минус, за то, что "мама ну очень хотела". Я слишком сильно была увлечена самой идеей того, что ребенок "ну должен" тянуться ко всему творческому и с упоением что-то лепить и рисовать. И слишком сильно расстраивалась, когда все шло прахом. Мне казалось, что "у всех" дети уже давно рисуют(не буду утрировать, говоря "пишут картины"), делают аппликации и мастерят чудные поделки из пластилина. Грустнее всего от собственной никчемности и не состоятельности как домашнего педагога мне становилось, когда в поисках очередной идеи для нашего творчества, я натыкалась на замечательные посты и фото детей в возрасте сына которые лепят пироженки из пластилинчика куклам. Я так расстраивалась, что как-то не так преподношу все сыну!
Мучало неотступное чувство вины за то, что я не посмотрела сотню видео про то, как надо "приобщать ребенка к творчеству". Что не прочитала и не купила кучу книжек про рисование пальчиками, лепку улиточек и прочее. И это чувство вины не давало мне спать спокойно.
И вот настало время "после двух". И тут на меня снизошло просвещение и умиротворение. А произошло это потому что, во-первых,в голове все стало по местам, а во-вторых, потому что сын по-настоящему дорос.
Наконец, мне открылась истина, что всему свое время и,возможно, сын не хотел все это делать потому, что еще рано. Я решила исходить из следующих измышлений: ребенка нельзя заставить что-то делать, но он не может захотеть того, что никогда не видел, потому надо ненавязчиво предлагать ему разные материалы и методы для творчества. Пусть что-то он отвергнет сразу, на другое посмотрит, как это буду делать я, а в третьем,возможно, он уже захочет поучаствовать. Не раз видела насмешливые реплики по поводу того, что ребенок чего-то не хочет, а это хочет мама, или "ребенок возится с игрушками, а мама доклеивает аппликацию". Но скажите мне, как ребенок может захотеть что-то приклеить, если он ни разу не видел этого? Нужно просто показать!
Поэтому, в соответствии со своими финансовыми возможностями,накупила ребенку разных вещей для творчества: раскраски, цветные карандаши, фломастеры, цветные кисти, пальчиковые краски, акварель,пластилин, тесто для лепки, набор для работы с пластилином, мелки, пастель. Многое было и у нас дома, так как я раньше занималась хенд-мейдом.
Обычно творческим занятиям мы уделяем время в первой половине дня, так как после сна, вечером сын ничего такого абсолютно не хочет-максимум, разрисовать стол и мебель. Занимаемся минут 15 по стандартной схеме-карточки, пазлы, потом все убираем и предлагаю порисовать. Сын очень охотно соглашается. Даю ему пальчиковые краски, раскрашиваем одну-две картинки в раскрасках. Вожу его пальчиком, помогаю выбрать цвет, спрашиваю каким цветом и что надо разукрашивать, даю право на самостоятельные мазки. Потом переходим к "свободному творчеству". Даю кучу бумаги и предлагаю ему самому выбрать что рисовать, даю губки, штампики, маленький малярный ролик, кисточку, достаю акварель. Процесс сыну очень нравится, и минут на 10 все суммарно, это нас затягивает. Когда вижу, что краски начинают надоедать-идем мыть ручки и инвентарь. Убираю краски и предлагаю ему фломастеры, пастельные мелки, восковые мелки, кисти из FixPrice. Я не стараюсь сконцентрировать его внимание на рисовании конкретных вещей в полном объеме, по типу: небо с облаками и солнышком, а на земле-домик, деревья и машинка, -это его только отталкивает. Он рисует сам свою каляку-маляку, а я подкидываю идеи. Сейчас ему нравится рисовать планеты-у него над кроватью висит большой плакат с планетами солнечной системы. Так сын и рисует Инеру,Утон, Соце и другие планеты-невообразимую каляку- маляку.Но это-планеты. И ему нравится. Нравится менять материалы для рисования. Нравится то, как по разному они ложатся на бумагу.

Конечно, многие подумают, что на бумаге-что-то похожее на рисунок(я так и представляла в своих розово-клубничных мечтах), но результат-таков. И это отлично.

Многое рисую и я, но только пока сыну интересно. В конце у нас обычно тату-сессия. Сын просит нарисовать ему на руках планеты, машины или логотипы от машин. Потом-традиционное изрисовывание мебели и игрушек(я заранее все это предвидела и брала только такие материалы, которые потом можно легко отмыть, хотя столик из Икеи уже нетоварного вида).
В иной день мы занимаемся лепкой. Даю ему набор для творчества(там куча штампиков, ножичек для пластилина, шприц для выдавливания, скалка), обычный пластилин или тесто для лепки. Быстро выбираем объект лепки-солнышко, машинка, улитка, пирог, ежик, с таким учетом, чтобы часть элеметнов он мог сделать сам и чтобы процесс создания был максимально быстрым(иначе- надоест). Сын коряво катает шарики, режет куски пластилина, давит шарики, выдавливает штампики...В принципе-пока и все. В готовый объект с интузиазмом втыкаем мозаику и прочую мелочь. Все очень быстро. Потом время на создание кучи рваных кусков пластилина из готового изделия. Начинается тоска-быстро все убираю, хотя сын еще бы пошкодил, но оттирать пластилин с ковра или пола мне не охота, как и вытаскивать его у сына изо рта.

Аппликации.
Память ребенка-совершенно чудная вещь. Вам кажется,что ребенок многое не запоминает, ан нет. Полгода назад(в очередной визит к нам моей мамы) у меня выдалась прекрасная возможность сделать подарочки на Новый год друзьям и родным. Клеила, мотала, украшала...тогда сын увидел, что такое клей и что мама с ним делает. Тогда я дала ему ножницы и показала, как "чикать" бумагу. Восторга не было, но сын запомнил. И вот наконец 2,3. Первое занятие по аппликации-достала клей и сын сразу сказал "клеить бумагу!". Я офигела. Аккуратно, нарисовала на цветной бумаге машину, колеса, мы это вместе вырезали и сын с упоением намазал все это клеем и наклеил на бумажку. Позже делали конус(по задумке-вигвам) сын разукорасил его дикой калякой-малякой, приклеил ромбики и ему надоело, так что вигвам остался недоделаным. Короче, периодически клеим облака, солнышки, домики...Смысл-научить сына держать ножницы и пользоваться клеем, а художественность сейчас значения не имеет.

Попробовала предложить ему сделать аппликацию из гороха на намазанной пластилином картонке. Сын намазал пластилин, прилепил две горошины...Остальное делала я , но он смотрел-ему было интересно: тыкал пальчиком и просил "Мама!".В целом с аппликацией у нас не очень-сыну сложно как-то все, что связано с мелкой моторикой. И так с раннего возраста, хоть я и старалась. Но Бог с ним, делаем как делаем.
Обобщая, скажу, что уже не питаю иллюзий по поводу как оно "должно быть". Делаем как нравится и как можем. Измазанные руки, одежда и квартира прилагаются.