ТЗ "Ёжик" (сыну 1 год и 3 мес)
Изучаем окружающий мир (тематические занятия и циклы занятий)Когда сыночку исполнился 1г. 3мес., я, наконец, решила провести первое ТЗ. Поскольку любимая игрушка Марка - икеевсикй ёжик, решила выбрать тему "Ёжик" в качестве первой.
Провести ТЗ я запланировала в воскресенье, чтобы подключить папу. Готовиться начала за 3 дня до «ёжикового» дня. За основу взяла ТЗ Натальи и Инны.
Сразу скажу, что ТЗ растянулось на 3 дня, заданий получилось много, также в процессе придумывала новые игры, к тому же в полюбившиеся игры мы играли по несколько раз.
Итак, наступило воскресное утро.
1. Ёжик пожелал Марку доброго утра. При виде ёжика Марк расплывается в улыбке и характерно морщит носик и сопит.
Сопеть «как ёжик» я научила сыночка в 1г. 1мес., хорошее упражнение для дыхания. К тому же, он так забавно это делает, что всегда у нас с мужем вызывает улыбку. Так что я предвкушала, что весь «ёжиковый» день у нас пройдет под Маркушкино сопение)).
2. Сделали массаж с колючим мячиком. Мячиком катаем по ручкам, ножкам, груди, спинке и приговариваем:
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
Очень хорошее упражнение, мы его очень любим, всегда вызывает много позитива и смеха.
Обычно я катаю мячик и проговариваю, что мячик катится по спинке, по ножке, прыгнул на носик и т.д.
3. Показала пальчиковую игру:
Ежик маленький замерз
И в клубок свернулся (руки сжимаем в кулачки)
Солнце ёжика пригрело
Ёжик развернулся (кулачки разжимаем, широко расставляя пальцы).
Нам это упражнение очень понравилось, благодаря ему Марк научился по просьбе сжимать и разжимать кулачки. Практикуем теперь его каждый день.
4. Затем сделали дыхательное упражнение:
Бежал ежик по лесу, остановился, прислушался.
Вдруг упал с дерева листок и опустился прямо на ежика (кладем на ёжика листок).
Подул ветер и сдул листик (дуем на листик)
Для этой игры я взяла ёжика из картона, накрыла его листочком из цветной бумаги. Показала сыночку, как сдуть листик. Он уже дуть умеет, но дует не сильно, поэтому когда у него не получилось сдуть листочек, он стал ручками снимать листочек с ёжика и снова класть его на спинку.
5. Рассмотрели картонного ёжика, я обратила внимание Марка на то, какого цвета наш ёжик: туловище телесного цвета, иголки - бурого и сизого. Рассмотрели карточки соответствующих оттенков.
6. Затем я прикрепила прищепки ёжику на спинку, Марк их снимал (одевать прищепки пока не умеет)
7. Специально для ёжикового дня сделала лото "найди пару", материалы брала у Лизы.
Сначала изучили фишки, затем стали раскладывать их на поле. Первые 4 фишки он разложил, затем стал их разбрасывать и приговаривать "бух!". "Бух" - наше первое и любимое слово.
8. Дальше подключили папу. Папа показывал на маленьком образце, как рисовать ёжику иголки. Марк отобрал у папы карандаш и показал ему, какие у ёжика на самом деле иголки)). А потом Марк придумал карандаш просовывать между пальцев ног, чем и развлекался минут 5.
Конечно, задание нарисовать линии Марку пока не под силу, но зато мы весело провели время. И, что меня удивило, Марк узнал ёжика даже на рисунке, где ёжик без иголок.
9. Затем папа слепил ёжика из воскового пластилина.
Процесс папу очень увлек, к тому же, он подошёл к делу очень ответственно: cлепил ёжику и носик, и глазки, и ножки, и, конечно же, сделал иголки. Сыночку ёжик очень понравился, он его крутил в ручках, изучал. С этим ёжиком мы потом играли и в другие игры.
10. Вечером папа читал сыночку стихи про ёжиков.
11. И затем посмотрели клипы:
· «Ежик резиновый» http://www.youtube.com/watch?v=tQVYSmiBWx8#t=12
· «Маленький ёжик, (четверо ножек)» http://www.youtube.com/watch?v=bTq-zZfCqlo
· «Бедный Ёжик» http://www.youtube.com/watch?v=y3z5emLM1Cw
12. На следующий день мы снова утро начали с массажа мячиком. Затем я называла и просила Марка показать части тела сначала у ёжика, а затем у него самого. С этим сыночек легко справился.
13. После завтрака собирали грибы для ёжика.
Накануне купила набор «Грибы на полянке», несколько грибочков разложила по комнате:
Марк шел, шел, шел.
И грибок нашел.
Раз грибок,
Два грибок,
Положи их в кузовок.
Марк собрал грибочки, затем я попросила положить их в ведерко. Потом он некоторое время играл с грибочками, конечно же пробовал их на зуб и разбрасывал.
14. После показала ему весь набор «Грибы на полянке», предложила вернуть грибочки обратно на полянку. Сыночек несколько грибочков одел на штырьки, но затем ему больше понравилось снимать их и разбрасывать.
15. Поиграли в сравнения большой-маленький.
Я показала Марку, что грибы есть маленькие и большие. И ёжики у нас есть маленькие и большие: большому ёжику - большой грибок, маленькому - маленький.
16. Показала разницу вверху-внизу: гриб на полу - внизу, гриб на спинке у ёжика - наверху.
17. На улице нарисовала ёжика мелками на асфальте, сыночек признал в моём "шедевре" ёжика)).
18. Лепили ёжика в песочнице с помощью формочки.
19. Вечером показала пальчиковую гимнастику:
Ежик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево)
Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)
Ежик, ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок. (Пальцы складываются в замок)
Сначала сама показала, как пальчики сплетаются в замок, потом сплела пальчики Марка. Но пока ему это упражнение делать тяжело.
20. Дедушка собрал для внука всю коллекцию «Моя веселая азбука» от Hachette Collection. Вечером рассмотрели книгу на букву«Ё»: показала букву, посмотрели фото ёжиков, прочитала информацию про ёжиков (это скорее для меня).
Также читали стихи про ёжиков из других книг. И еще раз посмотрели клип "Маленький ёжик, четверо ножек".
21. Следующее утро мы начали с пальчиковой гимнастики:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для чижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто-куда!
22. Затем делали массаж пальчиков с помощью бигуди (покупала накануне в Фикс прайс специально для игр).
Я сделала дорожку из бигуди и наш ёжик прыгал с кочки на кочку, собирал грибочки. Марку игра понравилась, он взял ёжика и делал прыгающие движения, затем крутил бигуди в ручках, прятал внутри ёжика и грибочки.
После построили лес из бигуди и к нам присоединился большой ёжик, поиграли в сравнения большой-маленький, наверху-внизу.
23. Показала картинку с грибами (из детского лото от изд. Улыбка «Растения», серия «Играем с Лёвиком»), рассказала, что грибы растут в лесу и ёжики кушают грибы. Что грибы бывают разные (белый гриб, лисичка, опята, мухомор и т.д.), а также съедобные и несъедобные. Уж не знаю, насколько эта информация оказалась полезной Марку, но мне она нужна была в качестве вводной части.
Накануне из книжечки «Мои первые аппликации. Грибы» (изд. Адонис) я вырезала 3 съедобных гриба и 1 несъедобный. И эти грибочки я сопоставила с грибами из картинки лото, еще раз сделав акцент, что мухомор - несъедобный гриб.
24. Затем вовлекли в игру карточки из «Математика с пелёнок».
Сопоставили карточки и количество: съедобных грибов - 3, несъедобных -1.
25. Потом помогли ёжику собрать грибочки - сделали аппликацию.
Я намазывала клеем-карандашом грибочки, Марк их прижимал к спинке ёжика (потом, правда, пытался их отклеить). Также обратила его внимание, что мухомор - ядовитый гриб и ёжик его кушать не будет, наклеили его отдельно. И украсили картину травкой (радугу рисовали в п.25).
26. Потом рисовали губкой радугу в пособии Е.Янушко «Спрячь мышку».
Я нанесла пальчиковые краски на губку, взяла ручку Марка и провела дугу - получилась радуга! Марк конечно же ее потрогал, потом показал мне ручку - ручка вымазалась в краску!
Нам так понравилось рисовать радугу, что мы тут же её нарисовали и на нашей картине с аппликацией. И, конечно же, радугу потрогали.
И еще радугу сделали на ватмане. И сравнили ее с радугой из книжки.
Кстати, ватман наш папа прикрепил к полу после первого ёжикового дня. Специально купил, чтобы рисовать с сыном и, кстати, первым на ватмане папа нарисовал именно ёжика. И теперь по вечерам папа с Марком рисуют карандашами на ватмане вместе - так здорово наблюдать за их совместным творчеством!
27. Поиграли в игру-шнуровку «Яблоко», очень он любит шнуровочки.
Я покупала пластмассовое яблоко, т.к. в отверстиях нет зазубрин и шнурок легко проходит.
28. Потом поиграли с липучками.
У нас есть мягкий кубик от Mommy love с различными застежками. На одной из сторон у ёжика на спинке яблоко и листочек прикреплены на липучке. Маркушка помог ёжику прикрепить на спинку яблоко и листочек.
29. Затем показала пальчиковую игру:
Вот идет колючий ёж (руки в замок, а пальчики сжимаем-разжимаем, при этом ходим по комнате)
Он на ёлочку похож (продолжаем движение руками и ходим)
Ёж грибочки все собрал (наклоняемся, собирая грибочки)
И домой он пошуршал (руки, согнутые в локтях, имитируем быструю ходьбу)
Все же пока ему сложно выполнять действия под стихи, но с интересом смотрит на маму. Думаю, со временем разучим.
Вот такие у нас получились «ёжиковые» дни. Очень они нам полюбились, непременно проведем их снова!