Ранее развитие = развивающие игрушки?
Разное (если затрудняетесь с выбором)Многие родители активно скупают развивающие игрушки в надежде вырастить самого умного или самого успешного или просто самого, самого. Когда ребенок подрастает, то ответственные и добросовестные мамы начинают посещать со своими детьми детские клубы.
И не удивительно, ведь все ученые умы нашей планеты хором твердят, что «после трех уже поздно». Действительно, современные исследования показывают, что в первые три года жизни мозг ребенка развивается с молниеносной скоростью. Конечно, он развивается и впоследствии, но в первые три года нейронные связи формируются наиболее интенсивно.
Вот ребенок играет с пирамидкой, и мама говорит что колечко - красное. Потом еще и еще раз, и связь сформировалась. Вот он построил башню из кубиков, потом еще несколько раз и появилась новая связь и т.д. Из этого кажется логичным вывод, что чем больше у ребенка развивающих игрушек, чем больше стимулирующего материала, тем более умным вырастет ребенок.
НО!! Почему-то многие не берут во внимание тот факт, что связи формируются не только в тот момент, когда ребенок играет с игрушкой. Вот ребенок упал, ему больно, он ждет, что мама придет и пожалеет его, но в силу каких-то причин мама не подошла. Ребенок это запомнил. Вот снова происходит аналогичная ситуация, а потом еще и еще раз. И эта связь уже становится постоянной. Взаимодействие с близкими людьми (в особенности с мамой) формирует наиболее важные нейронные связи.
Допустим , у мамы (я пишу о мамах, потому что чаще всего самый близкий человек у ребенка - мама) с ребенком что-то не складывается в отношениях. Нет привязанности ребенка к маме. И она покупает своему малышу развивающую игрушку, и пытается с ним играть. А ребенок отказывается, убегает, негативно реагирует. Или мама ведет его в развивающий клуб, а ребенок плачет, отказывается что-либо делать, пугается, теряется.
В чем же дело? Помните как в пирамиде Маслоу. Так же и у детей есть базовые потребности. Только потребности в безопасности, любви и привязанности у малышей гораздо больше чем у взрослых. И если ребенок не удовлетворяет эти базовые потребности, то ему очень сложно сформировать доверие к миру. А постоянный стресс не дает покоя.
В этот момент мама говорит: «нам пока еще рано, вот подрастем и придем». И таким образом она упускает возможность раннего развития для своего ребенка. Тот момент, когда она еще может наладить контакт, привязанность и дать ребенку необходимый комфорт для дальнейшего роста.
То есть в основе раннего развития лежит базовая потребность ребенка в привязанности. Безусловно, игры, игрушки, различные дидактические материалы, занятия в детских клубах - это очень важно! Но то, каким образом складывается привязанность между мамой и ребенком - сыграет главную роль в его раннем развитии и на всей его жизни. Она скажется на том, как этот человек будет строить взаимоотношения с людьми, учебой, работой, семьей и т.д.
Про привязанность можно почитать у Ольги Писарик «Привязанность жизненно-важная связь» и еще в ее блоге.
Другие книги: Сью Герхардт «Как любовь формирует мозг ребенка»
Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым»
Гордон Ньюфелд «Не упускайте своих детей»
P/S Если вы знаете еще какую-то стоящую литературу по детской привязанности и исследованиях развития мозга (в духе Герхардт), порекомендуйте пожалуйста.