регулы
Светские обряды и традициимесячные — в народных представлениях период, когда считалась “” и подвергалась изоляции. Значительная часть названий МЕСЯЧНЫХ (как показателя определенного периода в жизни женщины, периода ее расцвета) связана в славянских языках .с красным , красотой и цветением, ср. “цвет”, “цветет”, “краски”, “червоний Iван”, “красный король” и т.п.
У восточных славян известны этиологические предания, объясняющие происхождение МЕСЯЧНЫХ. , родив Христа, положила свою окровавленную рубашку в горшок и велела служанке, не открывая его и не разглядывая рубашки, бросить в ; служанка не послушалась и тотчас же заболела сама; с тех пор все женщины раз в болеют тем же.
Наступление половой зрелости у девушки, выражавшееся в появлении первых регул, по-своему отмечалось в разных славянских традициях. Обычно мать девушки мазала ей щеки или брови или слегка била ее по лицу, чтобы девушка была счастлива, красива, румяна, чтобы ее любили парни, и т. п. В Сибири о девочке, у которой появились МЕСЯЧНЫЕ, говорили, что она “девкой стала”. При наступлении первых регул девушки иногда прятались в в укромном месте, из которого могли показываться, только закрывшись с .
Появление регул отражалось в изменении девушки (появление нижней юбки, ), украшений, манеры поведения, походки. В России при первых МЕСЯЧНЫХ в к девушке собирались все женщины села, и. расстелив на полу рубашку девушки, плясали на ней или устраивали девушке символическую свадьбу — из старших девушек выбирали для нее “” и оставляли их на ночь вдвоем — “молодиться”. Наступление МЕСЯЧНЫХ, знаменующее половую зрелость девушки, отражалось в изменении ее одежды (появлении нижних юбок. фартуков и др.), украшений, манеры поведения, походки и др. Окончательное прекращение МЕСЯЧНЫХ (когда женщина “теряла свой цвет”, “переставала цвести”, “отмылась” и др.) также переводило ее в иную возрастную категорию и изменяло характер участия в социальной и ритуальной жизни (она могла стать и т. п.).
Предписания и запреты, регулирующие бытовое поведение женщины в период МЕСЯЧНЫХ, были очень строгими. Кровь от МЕСЯЧНЫХ, как и после дефлорации и родов, а также женское белье тщательно скрывались от посторонних , т.к. это могло повредить женщине (МЕСЯЧНЫЕ станут нерегулярными, длительными и болезненными или, напротив, их могут “украсть”), а также потому, что эту кровь могли использовать для ворожбы и наведения . от стирки белья надо было выливать в каком-нибудь месте, чтобы кто- нибудь случайно не наступил на него и сам не получил кровотеченяя. При стирке категорически запрещалось смешивать белье нескольких женщин, живущих в одном доме, чтобы МЕСЯЧНЫЕ не могли “перейти” от одной женщины к другой. Строго запрещались в это время и половые сношения супругов.
Основные запреты и ограничения касались социальной сферы и хозяйственной деятельности женщины и преследовали цель уберечь людей и культурные объекты от ее вредоносного влияния. Наиболее развитая система такого рода запретов существовала прежде всего в православных южнославянских традициях, а также в русской старообрядческой среде.
“Нечистота” женщины в период МЕСЯЧНЫХ особенно ярко проявлялась в ее отношении к сфере священного (сакрального). Женщине запрещалось посещать церковь, ходить на ; если в доме в это время случается какая-нибудь служба, то она не имеет права показываться в горнице; прощалась с покойным она в последнюю минуту, когда с груди умершего уже снимут ; во время МЕСЯЧНЫХ женщине нельзя мыть домашних икон, зажигать перед ними свечу или лампаду, , освященную на , есть просфору, носить нательный (его на это время вешали к образам).
Значительно ограничена была также сфера общения женщины, возможность выполнения ею определенных социальных и ритуальных функций. “Нечистой” женщине возбранялось быть кумой, а также участвовать в трапезах и обрядах, устраиваемых в первые дни жизни новорожденного,— главным образом во избежание различных кожных заболеваний у . от возможной опасности, исходящей от такой женщины, на дома клали металлические предметы (чтобы все входящие в дом женщины переступали через него) или вешали у колыбели красную тряпку, чтобы “урочливый” такой женщины остановился бы прежде на ней, а не на ребенке. Если женщина, имеющая МЕСЯЧНЫЕ, все же участвовала в праздничном застолье, она не имела права скрывать свое состояние, а, напротив, должна была объявить об этом во всеуслышанье, чтобы не повредить ребенку, или предпринять иные магические меры предосторожности.
“Нечистая” женщина не должна была принимать участие в севе и пахоте, сажать, полоть и собирать овощи, виноград, дотрагиваться до растущих овощей, сидеть в амбаре на мешках с и т. п. Нарушение запрета грозило гибелью урожая. У болгар день засева зерновых культур выбирался домашними заранее в зависимости от состояния хозяйки, поскольку она должна была готовить для засевальщиков обрядовую и т. п. Специальный запрет касался плодовых — женщине нельзя было ходить в сад, дотрагиваться до деревьев и собирать плоды, иначе деревья бы засохли. Женщине запрещалось также переступать через домашних животных и птиц, иначе они не будут расти, а также приближаться к пасеке, иначе в ульях не будет .
Женщина во время МЕСЯЧНЫХ не должна была заниматься и некоторыми домашними работами: печь праздничные (особенно к и ), квасить , солить сало (все сгниет); стирать чужую одежду (человек, надевший ее, заболеет); сновать и ткать (одежда и полотно будут непрочными); изготавливать глиняные формы для выпечки (у южных славян) и др. У русских Сибири заметное место занимали запреты, относящиеся к контактам женщины, имеющей МЕСЯЧНЫЕ, с промысловыми орудиями: ей нельзя переступать через весла, сети, ружья. иначе их владелец не будет удачлив в своем промысле.
Значительное место в славянской магии занимают разнообразные действия, оказывающие влияние на течение МЕСЯЧНЫХ. Для вызывания МЕСЯЧНЫХ широко пользовались двумя способами: пили отвар коры какого-нибудь дерева, соскобленной сверху вниз по стволу, а также воду, настоянную на истолченных кораллах (по цветовой ассоциации: красные кораллы — кровь).
В славянской магии с помощью , которую женщина носила во время МЕСЯЧНЫХ, или воды, в которой ее стирали, предотвращали (лили эту воду на в или в растопленную ), привораживали мужчин (давали им несколько капель крови в или ), наводили порчу (подливали эту воду во фруктовые сады или в хлев) и т. п.