Иисус как мужчина: неудобный разговор
КатоличествоСвятой Хосемария Эскрива де Балагер говорил своим воспитанникам-мальчикам так:
«Будь сильным, будь мужественным, будь мужчиной. А потом стань святым».
Обратите внимание на последовательность. Святость — это последняя вершина, на которую мальчик должен взобраться на пути к зрелости. Прежде, однако, ему предстоит стать сильным и мужественным. Он должен стать мужчиной, в котором нет недостатков! Но почему же мы так часто слышим призывы к святости, похожие на приглашение стать эдаким комильфо в бордовом свитерке?
Вопрос о мужской святости можно поставить ребром. Какими чертами должен обладать святой мужчина? Какие из черт должны быть самыми важными? Ответ на вопрос с виду прост: святой мужчина — это мужчина, более всего уподобившийся Иисусу. Но вот вопрос: каким мужчиной, по вашему мнению, был Иисус?
Чтобы ответить на него, давайте посмотрим на иконы и образы Иисуса, которые мы видим вокруг себя — в церкви, в книгах, журналах, интернете. Вы будете удивлены: в подавляющем числе случаев Иисус предстает на них как тщедушный мужчина, без мускулов, с нежным, женственным лицом, покрытым скорее пушком, нежели щетиной, с опущенным взором, словно Он чего-то стесняется.
Но если вы захотите показать христианам Христа как полноценного мужчину, вы можете столкнуться не просто с непониманием — даже порой и с агрессией! Христиане настолько привыкли к немужественному образу Иисуса, что сама мысль о Его мужской полноценности кажется им крамолой! И они наперебой начнут убеждать тебя, что милее и добрее Иисуса никого на свете не было. НО: так ли это?
Правда, которую мы находим в Евангелии, свидетельствует об обратном. Иисус НЕ БЫЛ милым со всеми. Он не был тем, кто не любит шума, тихо сидит в уголке и нежно гладит овечку вдоль шерстки. Иисус БЫЛ и ЕСТЬ самым смелым мужчиной, какой только ходил по земле! Просто нам выгодно представлять Его как слабака — такой Иисус «поощряет» нашу леность, мягкотелость и нежелание идти на конфликт со всем миром, когда того требует ситуация. Поэтому мы так редко говорим о Его мужественности и несгибаемом характере.
Если не верите, откройте ваше Евангелие. Иисус проходит через него как ураган. Он переворачивает столы, последними словами унижает фарисеев, машет бичом во дворе Храма, причем так, что, как сказано, никто не мог перейти с одной стороны на другую. Одним своим словом Он успокаивает бурю, пред Ним падает ниц полк солдат, едва Он произносит свое Имя. Он НИКОГДА НЕ подчиняется другим, но всегда Сам приказывает. Он — сильный, небезопасный, Его действия невозможно предугадать!
Посмотрите только на одно событие в Его земной жизни: на разгон торговцев и меняльщиков в Иерусалимском храме. Евангелист Лука пишет просто: «Войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих«. Хотя само предложение короткое, само оно уже свидетельствует о том, что Иисус не терял время на переговоры и увещевания, не просил и не умолял торговцев покинуть территорию в течение суток. Он просто вошел и начал действовать.
Евангелист Матфей пишет нам об этом чуть больше: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников«. Из этого фрагмента мы видим, что именно Иисус сделал с торговцами и их имуществом, а также то, что это не было импульсивное действие: Иисус прекрасно знал, почему Он так поступает — Его действия были обоснованы.
Еще одну деталь мы находим у Евангелиста Марка: «Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь«. Что это значит? То, что Иисус был настолько силен и страшен в праведном гневе, что, несмотря на солидную площадь двора Иерусалимского храма, никто не мог ничего пронести мимо Него. Разве это не свидетельство Его силы и власти?
Наконец, самую замечательную деталь этого события дает нам Евангелист Иоанн: «Иисус пришел в Иерусалим, и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул«. Вы понимаете, о чем речь? Иоанн показывает нам картину того, что сегодня в Уголовном Кодексе называется «умышленным преступлением» — Он не только устроил разнос в бизнес-центре того времени, разметав людей и скот в разных направлениях. Он еще и подготовился к этому: заранее сделал бич из веревок. Вы представляете, сколько времени нужно потратить на то, чтобы скрутить бич из веревок, причем такой, длина которого не позволяла бы никому перемещаться по территории Храма? А можете себе представить, о чем думал Иисус, скручивая его? То-то же.
Каждое появление Иисуса в Евангелии будоражило народ и производило беспокойство. Он специально использовал крепкие выражения, чтобы больнее задеть тех, с кем спорил: прочтите Евангелие от Матфея, 23-ю главу (23:13-39) и представьте себя на месте фарисеев — тех, кто считал себя настолько правыми и святыми, что даже Бога исправляли. Даже своего лучшего друга Иисус назвал «сатаной» (см.Мк.8:33) из-за того только, что тот проявил о нем заботу. А вспомните, что случилось, когда Он только начал свою проповедь — как Он прочел свиток в синагоге и что после этого случилось! Да Его сегодня осудили бы на несколько лет тюрьмы только за одно это!
Несомненно, Иисус любил детей, утешал плачущих, исцелял больных. Но сама встреча с Ним была очень неудобна для многих, особенно духовенства. С кем Иисус трапезничал? С мытарями, грешниками и блудницами. Кого Он критиковал? Религиозных вождей. А с кем сегодня порядочный христианин предпочитает обедать и кого любит критиковать?
Что подумает добрая христианка, если увидит священника, который вечерами сидит с другими мужчинами в пабе и говорит о жизни за кружкой пива? Скорее всего, «потеряет веру». Да и кто из священников сегодня осмелится на такой поступок…
Джон Элдридж писал: Мне кажется, что большинство мужчин в Церкви сегодня считают, что Бог требует от них быть хорошими мальчиками». И дает ответ: нет! Иисус призывает мужчин в первую очередь быть мужчинами. Быть теми, кем их видит Бог. И стремиться к святости именно как мужчина.
И в этом у нас есть прекрасный Пример для подражания.
(с) Братство святой Биргитты