Об анафеме Льва Толстого
Наверное, не только у меня бывает так, что пост рождается в результате комментариев и обсуждений информации другого поста. Обсуждая вчерашний пост о Жертве Христа, мне захотелось затронуть ещё одну тему, посвящённую Льву Толстому, который был отлучён от церкви в самом начале 20 века.
Несмотря на то, что Льва Толстого весь мир считает великим писателем и мыслителем, а некоторые иностранцы специально учат русский язык, чтобы читать Толстого в оригинале, церковью он до сих пор так и не реабилитирован и более того, от священников часто можно услышать осуждающие возгласы в адрес тех прихожан, кто уважает творчество этого писателя.
Был ли Толстой верующим? Думаю, мало кто усомнится в этом. Лев Толстой действительно был верующим человеком, столько говорившим о духовности и нравственности, сколько не смог бы сказать атеист! Но у него было другое понимание веры и Христа, чем это признано церковными догматами, скорее, похожее на понимание первых гностиков, таких, как Ориген, который, кстати, тоже в своё время был отлучён от церкви.
Толстой отрёкся от церкви, но не от Бога! Он отрёкся от той внешней мишуры, которую навязывала своим прихожанам церковь и священство. Ему было противно видеть, как слова и проповеди священников расходились с их делами. Лев Толстой прекрасно знал многих представителей церковной верхушки и церковную жизнь, и от его проницательного взгляда не могло укрыться ни лицемерие церковнослужителей, ни их невежество - столь же великое, как и жажда наживы, ни безнравственность, ни гордыня. Многовековое устремление церкви к власти, лживость и изворотливость её иерархов, нетерпимость к инакомыслящим, жестокость, доказанная всей историей христианства, призвали совесть великого писателя говорить об этом открыто. По его твёрдому убеждению, православный люд Российской империи должен был знать правду и не смешивать Учение Христа и церковь, которая не являлась достойным преемником первых христианских учителей и честным носителем и проводником Заветов Христа.
Авторитет Льва Толстого был столь велик, что вызвал небывалый отлив интеллигенции от церкви, чего собственно и добивался Толстой, поскольку главным делом его жизни было дело просвещения человечества и борьба за правду. Он не мог допустить того, чтобы церковь продолжала одурманивание людей через профанацию священнных идей.
И церковь, конечно же, предала его анафеме за свободомыслие. Она не могла стерпеть такой "наглости", как проповедование Толстым Евангелия с его, философской, точки зрения. Толстой считал, что христианство и Учение Христа - не одно и то же, и что христианство извратило суть Учения Христа, поэтому он пытался очистить его от церковной трактовки. Известен факт, что Лев Толстой специально изучал древнегреческий и древнееврейский языки, чтобы читать Евангелие в оригинале, минуя бесконечные переводы, сопровождавшиеся обязательным искажением священных текстов. К тому же он изучал философию буддизма, проводил его сравнительный анализ с положениями христианства. Он признавал закон Перевоплощения, т.е. верил в то, что человек живёт не единожды и отрицал идею личного Бога, как это принято в буддизме. Также буддизмом был навеян его выбор в пользу вегетарианства, отказ от собственности, а также прихотей и удобств богатой жизни.
Вот небольшой отрывок-вступление, которым начинается "Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 г. № 557, с посланием верным чадам Православныя Грекороссийския Церкви о графе Льве Толстом":
"Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть её и поколебать в существенных её основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живаго. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви святой, которая пребудет неодоленною вовеки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая..."
Вскоре после официального отлучения от церкви, Лев Толстой написал "Ответ синоду", в котором подтвердил свой разрыв с церковью: "То, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему". Здесь же надо сказать, что Толстой возражал против предъявленных ему в определении синода обвинений: "Постановление синода вообще имеет много недостатков. Оно незаконно или умышленно двусмысленно; оно произвольно, неосновательно, неправдиво и, кроме того содержит в себе клевету и подстрекательство к дурным чувствам и поступкам." В тексте "Ответа синоду" Толстой подробно раскрывает эти тезисы, признавая ряд существенных расхождений между догматами Православной Церкви и его собственным пониманием учения Христа...
Заканчивая этот пост многоточием, побуждая тем самым к размышлению всех неравнодушных к сему факту, хочу добавить, что будучи преданным анафеме, Лев Толстой не стал от этого менее Великим. Думаю, что каждый нормальный человек в состоянии это понять...
Несмотря на то, что Льва Толстого весь мир считает великим писателем и мыслителем, а некоторые иностранцы специально учат русский язык, чтобы читать Толстого в оригинале, церковью он до сих пор так и не реабилитирован и более того, от священников часто можно услышать осуждающие возгласы в адрес тех прихожан, кто уважает творчество этого писателя.
Был ли Толстой верующим? Думаю, мало кто усомнится в этом. Лев Толстой действительно был верующим человеком, столько говорившим о духовности и нравственности, сколько не смог бы сказать атеист! Но у него было другое понимание веры и Христа, чем это признано церковными догматами, скорее, похожее на понимание первых гностиков, таких, как Ориген, который, кстати, тоже в своё время был отлучён от церкви.
Толстой отрёкся от церкви, но не от Бога! Он отрёкся от той внешней мишуры, которую навязывала своим прихожанам церковь и священство. Ему было противно видеть, как слова и проповеди священников расходились с их делами. Лев Толстой прекрасно знал многих представителей церковной верхушки и церковную жизнь, и от его проницательного взгляда не могло укрыться ни лицемерие церковнослужителей, ни их невежество - столь же великое, как и жажда наживы, ни безнравственность, ни гордыня. Многовековое устремление церкви к власти, лживость и изворотливость её иерархов, нетерпимость к инакомыслящим, жестокость, доказанная всей историей христианства, призвали совесть великого писателя говорить об этом открыто. По его твёрдому убеждению, православный люд Российской империи должен был знать правду и не смешивать Учение Христа и церковь, которая не являлась достойным преемником первых христианских учителей и честным носителем и проводником Заветов Христа.
Авторитет Льва Толстого был столь велик, что вызвал небывалый отлив интеллигенции от церкви, чего собственно и добивался Толстой, поскольку главным делом его жизни было дело просвещения человечества и борьба за правду. Он не мог допустить того, чтобы церковь продолжала одурманивание людей через профанацию священнных идей.
И церковь, конечно же, предала его анафеме за свободомыслие. Она не могла стерпеть такой "наглости", как проповедование Толстым Евангелия с его, философской, точки зрения. Толстой считал, что христианство и Учение Христа - не одно и то же, и что христианство извратило суть Учения Христа, поэтому он пытался очистить его от церковной трактовки. Известен факт, что Лев Толстой специально изучал древнегреческий и древнееврейский языки, чтобы читать Евангелие в оригинале, минуя бесконечные переводы, сопровождавшиеся обязательным искажением священных текстов. К тому же он изучал философию буддизма, проводил его сравнительный анализ с положениями христианства. Он признавал закон Перевоплощения, т.е. верил в то, что человек живёт не единожды и отрицал идею личного Бога, как это принято в буддизме. Также буддизмом был навеян его выбор в пользу вегетарианства, отказ от собственности, а также прихотей и удобств богатой жизни.
Вот небольшой отрывок-вступление, которым начинается "Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 г. № 557, с посланием верным чадам Православныя Грекороссийския Церкви о графе Льве Толстом":
"Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть её и поколебать в существенных её основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живаго. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви святой, которая пребудет неодоленною вовеки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая..."
Вскоре после официального отлучения от церкви, Лев Толстой написал "Ответ синоду", в котором подтвердил свой разрыв с церковью: "То, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему". Здесь же надо сказать, что Толстой возражал против предъявленных ему в определении синода обвинений: "Постановление синода вообще имеет много недостатков. Оно незаконно или умышленно двусмысленно; оно произвольно, неосновательно, неправдиво и, кроме того содержит в себе клевету и подстрекательство к дурным чувствам и поступкам." В тексте "Ответа синоду" Толстой подробно раскрывает эти тезисы, признавая ряд существенных расхождений между догматами Православной Церкви и его собственным пониманием учения Христа...
Заканчивая этот пост многоточием, побуждая тем самым к размышлению всех неравнодушных к сему факту, хочу добавить, что будучи преданным анафеме, Лев Толстой не стал от этого менее Великим. Думаю, что каждый нормальный человек в состоянии это понять...
Влада
Думающие неограниченные люди поймут все правильно, но таковых мало фактически.
Когда я узнала( давно уже), про отношения Толстого с церковью-еще больше стала гордится что русский язык - язык Толстого.Мое собственное отношение к церкви аналогично. Так же в 18 лет отроду,вступая в бесконечные прения с местным приходским батюшкой была отлучена от нее, предана, так сказть анафеме:)) чему несказанно рада, церкви воспринимаю исключительно как архитектурные памятники- не более того. Большей бесовщины чем там нигде не видела.Сама моя вера в Бога никак не связана с институтом всевозможных и всяческих процедур и протоколов.А когда чуть поумнела вообще увидела в церкви гигантскую торговую компанию, продающую все и вся по сходной цене.
02.12.2010
Ответить
Oles
Прекрасно, Ксюша! Хочу предложить тебе и попросить открыть еще одну категорию так называемых единомышленников, коих много и каждый из них заслуживает упоминаний. Думаю, это могло бы быть очень интересно и многие перестали бы бояться, и перестали думать несколько ограниченно, ссылаясь лишь на одну Блаватскую и Рерихов. Очень много людей, так называемых "единомышленников", стремящихся найти ответы на вопросы, которые их мучают, философы - искатели истины, известнейшие и умнейшие люди, о которых хотелось бы прочесть и вспомнить.
02.12.2010
Ответить
Ксения Анвика
Спасибо, Олесь! Так ведь этот пост я выложила не в рериховском сообществе, а в сообществе "Религия и культура") Может, продублировать его туда? Кстати, у меня там есть категория "Великие Облики", не хочешь сама туда чего-нибудь написать? У тебя бы не хуже получилось))))
02.12.2010
Ответить