Мужчина и женщина.Мир в гармонии. Часть 2.
У мужественности, как и у женственности, может быть два вектора. Мужской ум может быть агрессивным, насильственным, разрушительным — это только одна из возможностей. Мужчины пошли по этому пути, и человечество от этого очень пострадало. А когда мужчины направляют энергию в этот негативный аспект мужественности, естественно, что и женщины — хотя бы ради поддержания равновесия, — приходят к негативной женственности. Иначе пропасть между ними станет слишком широкой — непреодолимой. Когда женственность негативна, она становится инертностью, летаргией, безразличием. «Негативный» мужчина может найти контакт только с «негативной» женщиной.
Но есть и позитивная сторона. Ничто не бывает только лишь негативным; всякое отрицательное явление имеет также и положительную сторону. После бури приходит тишина. Каждая ночь сменяется рассветом.
Позитивная сторона мужественности — это инициатива, творчество, приключение. Те же самые качества, но перенесенные на другой план. Негативный мужской ум становится разрушительным, позитивный мужской ум становится созидательным, творческим. Разрушение и творчество — не две разные вещи, но два аспекта одной энергии. Одна и та же энергия может стать как агрессивностью, так и инициативой.
Когда агрессивность становится инициативой, она по-своему красива. Когда насильственность превращается в приключение, когда насильственность превращается в исследование, исследование нового и неизвестного, она приносит величайшую пользу.
И то же самое касается женственности. Инертность негативна, восприимчивость позитивна. Эти два качества кажутся похожими, очень похожими. Лишь очень проницательный взгляд сможет различить между инертностью и восприимчивостью. Восприимчивость подразумевает способность быть открытым и ждать; в ней есть своего рода молитва. Восприимчивость как гостеприимный хозяин, ждущий гостя; восприимчивость как чрево женщины. Инертность значит просто бесцветность, безнадежность, безжизненность. Ждать нечего, надеяться не на что, все равно никогда и ничего не получится. Инертность как летаргический сон, как всестороннее равнодушие. А равнодушие и летаргия ядовиты.
Но та же самая энергия, которая становится безразличием, может стать непривязанностью, и тогда она приобретает совершенно иной аромат. На первый взгляд равнодушие похоже на непривязанность, но это ложное сходство; равнодушие означает просто отсутствие интереса. Непривязанность — это не отсутствие интереса; это абсолютная заинтересованность, величайший интерес, — который все же способен не цепляться и отпустить. Наслаждайтесь моментом, пока он длится, но когда он исчезает, как исчезает все возникшее, не пытайтесь его удержать. Это и есть непривязанность.
Летаргия — это негативное состояние. Человек становится как стоячее болото, как грязная лужа — без возможности роста, изобилия, расцвета. Но та же самая энергия может стать как озеро, огромное озеро энергии, — которое никуда не движется, ничего не делает, но энергии становится больше, и больше, и больше…
Ученые говорят, что в определенный момент количественное изменение становится качественным. При температуре 100 °С вода закипает и превращается в пар. При температуре 99 °С вода еще не превращается в пар, при температуре 99,9 °С вода еще не превращается в пар. Но если нагреть воду еще на одну десятую градуса — случится квантовый скачок.
Позитивная женственность непохожа на летаргию, она похожа на огромное озеро, резервуар энергии. И по мере того, как аккумулируется, накапливается энергия, она претерпевает много качественных изменений.
Мужчина, чтобы быть по-настоящему мужественным, должен быть творческим, искать приключений, проявлять в жизни максимум инициативы. Женщина, чтобы быть истинной женщиной, должна быть как энергетический резервуар за спиной мужчины, — чтобы приключение вбирало в себя возможно больше энергии. Энергия понадобится, чтобы привнести в приключение нечто вдохновенное, нечто поэтичное; чтобы дерзающий дух мог найти в женщине отдых и покой, снова наполниться жизнью и силой.
Мужчина и женщина вместе, когда оба они позитивны, становятся единым целым. И настоящая пара — а настоящих пар очень мало, — настоящая пара та, в которой каждый приходит к другому из позитивного. Девяносто девять процентов пар связаны через негативное. Вот почему в мире так много страдания.
Я снова повторю: мужчина должен быть мужественным, женщина должна быть женственной, — но в положительном аспекте. Тогда их союз станет медитацией, тогда их союз станет поистине великим приключением. Тогда каждый день будет преподносить новые сюрпризы. Тогда жизнь станет танцем между полюсами противоположностей, — которые помогают друг другу, дают друг другу энергию и силу.
Сам по себе мужчина не сможет далеко продвинуться. Сама по себе женщина будет просто резервуаром энергии, статичным, без возможности движения. Вместе они комплиментарны, взаимодополняющи. Никто из них не выше другого, — комплиментарные элементы не бывают выше или ниже, комплиментарные элементы равны. Ни мужчина, ни женщина не превосходят друг друга, они взаимно дополняют друг друга. Вместе они образуют целое, могут образовать священное целое, которое недоступно каждому из них по отдельности.
Именно поэтому Иисус или Будда кажутся немного беднее Кришны. Причина в том, что они одиноки. Кришна в большей степени тотален. В Индии Кришна считается совершенным аватаром , совершенным воплощением Бога. Будда считается частичным, Махавира и Иисус считаются частичным проявлением Бога. В Кришне есть нечто тотальное.
И еще одно. Если бы речь шла только о физической встрече мужчины и женщины, все это было бы не так важно. Но то же самое верно относительно той встречи, что происходит в глубине существа каждого мужчины и каждой женщины, потому что внутри каждый мужчина — также и женщина, внутри каждая женщина — также и мужчина. Внешняя встреча и слияние с партнером служит на самом деле только уроком, экспериментом, позволяющим подготовиться ко внутренней встрече.
Каждый человек возникает из мужчины и женщины. Половина вас происходит от отца, половина происходит от матери. В вас встречаются полярные противоположности.
Современная психология — в особенности, школа Юнга — это признает и даже принимает за основу: любой человек, мужчина или женщина, содержат в себе оба пола. Если на уровне сознательного ума вы мужского пола, тогда ваше бессознательное будет женского пола, и наоборот.
Но прийти к внутренней встрече трудно, поначалу трудно, — потому что внутреннее невидимо. Сначала надо усвоить этот урок в мире видимого. Встретьтесь с внешней женщиной, встретьтесь с внешним мужчиной, чтобы получить некоторый опыт и что-то узнать о природе этой встречи. Потом, постепенно, вы сможете направить поиски вовнутрь — и обнаружить то же самое взаимодействие полярностей.
В тот день, когда внутренние мужчина и женщина встречаются, вы становитесь просветленным. Этот день будет величайшим праздником, и не только для вас, для всего существования. Еще один человек вернулся домой. Из миллионов и миллионов один вернулся домой.
Говорят, когда Будда стал просветленным, с неба дождем посыпались цветы. Это не исторический факт, это поэтическое выражение; но оно глубоко осмысленно. Должно быть, все существование танцевало, пело, осыпало его дождем из миллионов цветов — это явление так редко… После долгих поисков вслепую душа внезапно обретает цельность; разрозненные фрагменты превращаются в кристалл. Существование празднует: еще один человек стал Богом. Это благословение для всей вселенной.
Но первый урок нужно будет усвоить в мире внешнего, помни. Только лишь узнав женщину в мире внешнего, во всем ее богатстве, во всей ее сладости и горечи; только лишь узнав мужчину в мире внешнего, во всей его красоте и во всем уродстве, ты достигнешь измерения внутреннего. Никак по-другому ты не сможешь вместить, не сможешь позволить внутреннюю встречу инь и янь, Шивы и Шакти.
А эта встреча важна, и нет ничего важнее на свете. Потому что лишь с этой встречей — не прежде — ты становишься богом.
Принцип «инь», принцип женственности — как лестница между раем и адом. По ней можно спуститься в ад или подняться на небеса; направление изменится, но лестница останется той же. Эта лестница — принцип «инь», принцип женственности. Ничего не происходит без участия женщины. Женская энергия — как лестница, ведущая к самому низкому и к самому высокому, к самой темной долине и к самой светлой вершине. Это один из основополагающих принципов дао. Его необходимо понять во всех нюансах. Когда он приобретет корни в вашем сердце, все станет очень просто.
Для примера полезно будет рассмотреть символ Адама и Евы.
Мир начинается не с Адама, он начинается с Евы. Именно с помощью Евы змей склоняет Адама к неповиновению. Змей не мог убедить Адама напрямую — похоже, что прямого пути к этому человеку не было. Если вы хотите достичь мужчины, вам придется действовать через посредство женщины. Так женщина сыграла роль восприемницы зла.
И снова: когда родился Христос, он был рожден Девой Марией. Младенца Христа породила девственная женственность… девственный инь. Так благодаря женщине в мир вошло высшее.
И самое низкое, и самое высокое приходят в мир при посредстве женщины.
Слово «Адам» значит «земля», «глина» — буквально, «красная земля». Бог создал Адама из красной земли. Адам олицетворяет принцип «из праха в прах». Мужчина представляет внешний принцип, принцип экстраверсии: мужчина символизирует физическое тело.
Попытайтесь понять эти символы. Мужчина символизирует физическое тело; Бог создал Еву из физического тела мужчины. Она принадлежит более высокому порядку. Сначала необходимо было создать мужчину, а только потом женщину. Она тоньше, она сложнее; ее создание потребовало более высокого синтеза. Ева была создана из ребра, ее нельзя было создать непосредственно из земли.
Например, вы не можете есть грязь, зато можете есть яблоки: яблоки принадлежат более высокому порядку. Они возникают из грязи. Дерево вырастает из грязи; следовательно, яблоко есть не что иное, как земля, претерпевшая трансформацию. Вы можете съесть яблоко и переварить его, но если вы попытаетесь питаться землей, вы умрете. Яблоко возникает из земли, но является результатом более высокого синтеза — усовершенствованная земля, более доступная усвоению.
Бог создал Адама, и мужчина решил, что раз Бог создал его первым, он должен быть первым во всем. Нет, мужчина был создан первым, потому что по своему устройству он очень близок к земле. Только потом была создана женщина — она не так близка к земле, она была создана из Адама; она представляет собой синтез более высокого уровня.
Имя «Ева» тоже очень важно. Оно означает «сердце». Адам значит «земля», Ева значит «сердце». Бог поручил Адаму дать вещам имена, и тот для всего придумал названия. Когда нужно было назвать Еву, он просто воскликнул: «Она — мое сердце: Ева». И «сердце» стало именем Евы… Ева значит «сердце». В переводе на язык современности это слово значило бы «психика». Мужчина символизирует принцип тела, женщина символизирует психику — внутренний мир. Мужчина есть тело, женщина есть ум. А ничто не происходит без посредства ума.
Прежде чем вы совершите зло, в этом нужно убедить ваш ум; прежде чем вы совершите добро, нужно убедить ваш ум. Все появляется сначала в виде мысли, которую можно затем воплотить. Тело нельзя убедить сделать что-то до тех пор, пока не готов ваш ум. Даже болезнь входит в тело через ум. Вообще все, что происходит, происходит при посредстве ума. Вот смысл этой притчи: змей убедил Еву. Только ум можно убедить, уговорить, соблазнить, и тогда для ума нет ничего проще, чем уговорить тело — тело следует за умом как тень. Если какая-то мысль возникла в уме, она не может не воплотиться в жизнь.
Адам пал из-за Евы. Из-за Евы он был изгнан из райского сада. Из-за Евы началось то великое приключение, которое мы называем миром. Из-за Евы он ослушался.
Я слышал…
В суд ввели обвиняемого, и полицейский сказал:
— Он или с ума сошел, или напился до бесчувствия: встал посреди проезжей части и стоит, и сколько я ни просил его отойти, не слушает. Я удивился, потому что он не показался мне ни пьяным, ни сумасшедшим. Он выглядит как нормальный, и спиртом не пахнет — я специально принюхивался. Но с дороги он так и не отошел.
Судья спросил:
— Скажите, почему вы встали на дороге? Почему вы отказались отойти, когда полицейский многократно предлагал вам это сделать?
Мужчина был очень низенький и тщедушный.
— Сэр, — сказал он, — мне пришлось выбирать между законом правительства и законом моей жены.
— Как же это понимать? — спросил судья.
— Жена велела мне ждать ее на этом самом месте в двенадцать часов — а ее слово закон! Так что мне пришлось выбирать. Естественно, я выбрал закон жены.
Судья засмеялся:
— А, тогда понятно… Вы свободны. Когда вопрос стоит так, надо выбирать закон жены.
Так повелось со времен Адама. Женщина — это принцип внутреннего; не глубины существа, конечно, но внутреннего. Она посередине… Самое глубокое в существе вы называете душой, самое внешнее — телом; в промежутке между ними — психика, ум.
Адам пустился в это приключение, в этот мир, послушав Еву.
И то же самое мы найдем в притче об Иисусе. Иисуса родила дева Мария. Почему дева? Потому что, если вы правильно понимаете притчу, девственность означает абсолютно чистый, незагрязненный мыслью ум. Мысли представлены змеем, — потому что мыслям свойственно змеиться… Наблюдайте свои мысли, и вы поймете, почему их символизирует змей. Они по-змеиному извилисты; они по-змеиному передвигаются без ног; ими, как змеями, кишит ваш внутренний мир. Они — совсем по-змеиному — коварны, хитры и каверзны. Они прячутся в темных норах вашего бессознательного, выжидая момента, чтобы броситься на вас. Ночью, темной ночью они выползают на поверхность; при свете дня они прячутся. Когда вы бдительны, они исчезают; стоит вам потерять бдительность, как они выползают из нор и захватывают над вами власть.
Дева Мария символизирует ум в медитации; Ева символизирует ум, полный мыслей — полный змей. И снова: Иисус приходит в мир из девы Марии, из чистоты, из невинности. Мысль коварна; отсутствие мысли невинно.
Если вы поймете эти красивые притчи, вы удивитесь. Мы никогда не отдаем им должного. Это не исторические факты, это прекрасные метафоры, описывающие внутреннее существо человека. Из-за Евы Адам пал, но благодаря деве Марии Иисус возвысился и снова пришел в мир Бога.
И еще одно. Считается, что грехом Адама было неповиновение. Бог запретил ему вкушать плоды древа познания добра и зла, но змий уговорил Еву, а Ева уговорила Адама. Вот в чем было неповиновение.
Но, как ни удивительно, на иврите «Мария» значит «восстание». На иврите «Мария» произносится «Мариам». Это слово значит «восстание». Адам пал в неповиновении, а Иисус возвысился в восстании. Неповиновение подразумевает реакцию, противодействие — противодействие Богу; восстание же есть отрицание отрицательного, противодействие мирской жизни, противодействие змеям. Ева послушала змей и пошла против Бога; Иисус восстал против змей и послушал Бога.
Неповиновение — акт политический; восстание — акт религиозный. Неповиновение только создает хаос; восстание, подлинное бунтарство приводит к радикальным переменам в вашем существе — поворот на сто восемьдесят градусов; обращение.
Но и Адам и Иисус возникли из женского принципа. На языке дао женский принцип называется «инь», мужской принцип называется «янь». Янь — это амбиция, это агрессивность, это желание и проекция. Янь принадлежит миру политики, инь принадлежит миру религии. Если вы полны амбиций, религиозность невозможна; если вы религиозны, вы не можете быть политиком. Эти вещи не сочетаются. Они несовместимы. Несовместимы по определению. Сама их природа такова, что пытаться их смешать — все равно, что пытаться смешать воду с маслом.
Честолюбие и медитация никогда не сочетаются и не могут сочетаться. Политик подчиняется мужскому принципу, святой подчиняется женскому. Поэтому святые становятся такими мягкими, такими женственными, такими завершенными, такими красивыми. Они излучают некое изящество. И их красота, несомненно, не только телесна — иногда их тело совсем не красиво.
В раннем христианстве существовало представление, что Иисус был самым некрасивым человеком на свете. Постепенно христиане отказались от этой идеи, она им не нравилась. Но в ней есть нечто прекрасное. Пусть тело Иисуса было некрасивым, но, повстречав его, вы вдруг оказывались удивлены, захвачены, заворожены, ошеломлены его красотой. Телом он был безобразен. Взглянув на его портрет, вы заметили бы лишь его некрасивость, но если бы вы пришли к нему, оказались в его непосредственном присутствии, вы бы совершенно позабыли о его некрасивости — на вас изливается столько красоты, струится столько красоты… дождь красоты! Вы бы даже не вспомнили, что он безобразен. Поэтому те, кто его не видел, считали его безобразным, а те, кто видел, говорили, что он красивее всех на свете.
Красота не в теле. Мудрец живет не ради тела — тело служит его жизни. У политика в жизни нет ничего, кроме тела, кроме внешнего, экстравертного. Тело эктравертно, психика интровертна; а когда вы выходите за пределы и того, и другого, возникает дао. Когда вы ни экстравертны, ни интровертны, когда вы не движетесь ни вовне, ни внутрь — когда вы никуда не движетесь, — наступает глубочайший покой. Движения нет, потому что нет мотивации. Ваше внутреннее пламя больше не колеблется, — потому что нет направления, и никуда не нужно идти; нет цели, и ничего не нужно достигать. Не нужно быть нигде, кроме как здесь, не нужно быть никем, кроме как собой; вы полностью удовлетворены настоящим. Вы вышли за пределы мужчины и женщины, вы стали трансцендентны самой этой полярности. В этой трансценденции — дао.
К этой трансценденции, каждое по-своему, устремлены все учения мира. Все называли ее по-разному. Я хотел бы объяснить вам значение одного из терминов, это будет полезно. Этот термин — «Израиль». Это не название определенной расы — и уж конечно не расы евреев, — и не имя определенного человека. «Израиль» означает точно то же, что и «Дао».
Попытайтесь понять. Слово «Израиль» состоит из трех символов: из-ра-иль. «Из» означает женский принцип. «Из» происходит от египетского слова «Изида». Изидой звали богиню луны; а луна — это женский принцип. Запомните слово «луна», потому что в индуистских метафорах луна тоже символизирует женское начало.
В йоге считается, что у человека есть три протока: лунный, солнечный и трансцендентальный. Одной ноздрей вы вдыхаете энергию луны, другой — энергию солнца. Но когда, глубоко внутри, оба потока останавливаются, вы трансцендентальны.
«Израиль» состоит из трех символов. «Из» происходит от Изиды, египетской богини луны, или от вавилонской богини Иштар, которая тоже является богиней луны. Это принцип инь, женское начало. «Ра» происходит от имени египетского бога солнца. Это символ мужского начала, янь. А «иль» происходит от слова «элохим», которое происходит от того же корня, что и мусульманское «Аллах». «Элохим» на иврите значит «Бог»; вот происхождение «иль». «Иль» символизирует встречу женского и мужского начал, и еще — их трансценденцию. Слово «Израиль» в точности означает дао.
Если вы подчинены солнцу, вы будете агрессивным, безумно агрессивным, амбициозным, властным, пылким, кипящим желаниями и страстями. Если вы подчинены луне, вы будете спокойным, неамбициозным, неагрессивным, восприимчивым, мирным: человеком молчания. Но то и другое необходимо превзойти, потому что обе эти энергии однобоки. Человек должен прийти к той точке, где он может сказать: «Я не мужчина и не женщина». Это происходит, когда он становится Буддой, или Христом, или Кришной; когда он не мужчина и не женщина, не луна и не солнце, не Изида и не Ра, не инь и не янь. Он просто бытие, чистое бытие. Все формулировки исчезли.
Но это может произойти лишь постепенно. Сначала вы должны отбросить принцип «Ра» — принцип солнца, мужской энергии — и перейти к женской энергии, к женщине. Оттуда вам предстоит войти в запредельное.
Помните, всегда помните, что все происходит через женский принцип. Это принцип середины. Выходите вы за пределы или опускаетесь, лестница одна.
Энергия солнца, телесный мужской принцип превращают вас в насильника: вы насилуете жизнь. Вы не влюбленный. Наука приходит из солнечной энергии; наука ориентирована на мужское начало. Поэтому она не смогла развиться на Востоке. Восток жил по лунному принципу — пассивно, тихо, беспечно, не пытаясь ни с кем бороться, не пытаясь ничего завоевывать, в глубокой любви к природе. Восток никогда не был насильником; природу изнасиловал Запад. Поэтому возникла проблема экологии: природа уничтожается.
Женский принцип, лунный принцип несет любовь. Вы любите, но не насилуете. Иногда на физическом уровне одно неотличимо от другого, но внутреннее качество отличается.
Я слышал о женщине, которая подала на мужчину жалобу в суд. Судья спросил:
— Вы раз за разом повторяете, что этот мужчина вас изнасиловал. Когда это случилось?
И женщина ответила:
— Когда? В январе. В феврале, в марте. В апреле, в мае, в июне, в июле, в августе, в сентябре, в октябре, в ноябре и в декабре. Весь год — сплошное изнасилование и больше ничего.
Судья удивился. Он сказал:
— Как же это ему удалось вас насиловать круглый год?
— Он мой муж, — сказала женщина.
— Тогда почему вы называете это изнасилованием? С точки зрения закона это не изнасилование.
— И все-таки это было изнасилование, — сказала женщина. — Он меня не любит.
Вы можете изнасиловать даже собственную жену, если не любите ее. На физическом уровне соитие влюбленных и изнасилование могут быть неотличимы, но у них совершенно разное внутреннее качество.
Наука рождается из энергии солнца; это изнасилование природы. Поэзия, искусство, живопись, танец, музыка рождаются из энергией луны: это любовная игра с природой. Восток жил искусством, музыкой, танцем, драмой. Запад пытался использовать мужскую энергию и злоупотребил ею. Запад потерял равновесие — но и Восток тоже. Еще не появилось общество, которое можно было бы назвать «Израилем», которое можно было бы назвать дао, которое бы переросло мужское и женское или создало их синтез, настолько гармоничный, что для антагонизма не осталось бы места.
Мой ум всегда раздвоен — на солнечный и лунный. Пожалуйста, объясни.
Ум всегда раздвоен; таково его устройство. Тебе полезно будет понять механизм ума, понять, как он работает.
Уму свойственно разделять. Если ты не разделяешь, ум исчезает. Ум не может жить без разделения. Ум создает противоположности. Ум говорит: «Ты мне нравишься; ты мне не нравишься. Я тебя люблю; я тебя ненавижу». Ум говорит: «Это красиво. Это уродливо». Ум говорит: «Это нужно сделать. Это нужно бросить». Ум — это выбор. Именно поэтому Кришнамурти всегда говорил, что ты становишься не-умом тогда, когда перестаешь выбирать. Отбросить выбор значит перестать делить мир.
Просто представь… Если бы человек исчез с лица Земли, осталось бы тогда что-нибудь красивое? Что-нибудь уродливое? Осталось бы что-нибудь хорошее, что-нибудь плохое? Все разделения просто исчезнут вместе с человечеством. Мир останется прежним. Будут цвести цветы, будут ходить по небу звезды, будет всходить солнце — все продолжится, как и прежде. Но разделение исчезнет вместе с человеком; человек привносит в мир разделение. «Человек» значит «ум».
В этом весь смысл библейской истории. Бог запретил Адаму есть плоды с древа познания. Было бы лучше, если бы мы могли перевести «древо познания» как «древо ума». Вся эта история становится дзэнской. Так смысл передается точнее. Древо познания — это древо ума; зачем иначе Богу хотеть, чтобы его дети жили в невежестве? Нет, он хотел, чтобы они жили без ума. Он хотел, чтобы они жили без разделения, жили в единстве, в единозвучии. Таков смысл этой библейской истории. Если бы ее комментировал дзэнский мастер — или если бы я сам взялся ее прокомментировать, я бы сказал: «Древо ума». Тогда появляется полная ясность.
Бог хотел, чтобы Адам жил без ума — жил, но не разделял жизнь; тогда жизнь очень интенсивна. Разделение делит заодно и вас самих. Вы когда-нибудь замечали? Когда вы разделяете, что-то в вас сжимается, что-то в вас ломается. Когда вы говорите: «Мне кто-то нравится», — вы протягиваете руку к этому человеку. Когда вы говорите: «Мне не нравится», — вы отдергиваете руку. Вы не открыты жизни во всей ее полноте. Бог хотел, чтобы Адам оставался тотальным.
И в этой библейской истории говорится, что если человек не отбросит свое знание, его не примет снова сад Бога. Иисус отбросил знание. Поэтому он выглядит абсурдно, парадоксально. Иисус очистил… смыл с человеческого сознания то, в чем Адам пошел против Бога. Адам покинул сад, Иисус снова вошел в него. Как? Отбросив ум, разделение.
Ум всегда действует путем деления. Просто попробуйте не разделять. Вы видите цветок: не говорите, что он красивый. Это излишне. Он красив и без ваших слов. Он не станет красивее от ваших слов. Тогда какой в них смысл?
Есть одна небольшая история о Лао-цзы. По утрам он отправлялся на прогулку. Обычно к нему присоединялся сосед, который хорошо знал, что Лао-цзы не любит много говорить; он всегда хранил молчание. Но однажды у соседа заночевал его друг, который тоже захотел пойти с ними на прогулку, и они взяли его с собой. Лао-цзы и его сосед не проронили ни слова. Друг был слегка смущен, но тоже молчал, потому что сосед велел ему ничего не говорить. Взошло солнце; это было очень красиво. Он забыл о своем обещании и воскликнул: «Какое прекрасное утро!» Ничего больше. Никто не сказал в ответ ни слова — ни его друг, ни Лао-цзы.
Вернувшись домой, Лао-цзы сказал соседу:
— Не приводи больше этого человека. Он слишком болтлив.
Слишком болтлив? Даже сосед возмутился:
— Он же ничего не говорил; только сказал, что утро прекрасно.
— Я стоял рядом, — ответил Лао-цзы. — Зачем было говорить об этом? Утро было прекрасно без всяких слов. Зачем вносить ум? Нет, этот человек слишком болтлив; не приводи его.
Он испортил все утро... Он разделил мир надвое. Он сказал, что восход солнца прекрасен. Когда вы говорите, что нечто прекрасно, вы тем самым что-то осуждаете, потому что красота не может существовать без уродства. Когда вы говорите, что нечто прекрасно, вы тотчас же говорите, что нечто другое уродливо. Когда вы говорите: «Я тебя люблю», — вы тотчас же говорите, что кого-то ненавидите.
Если вы живете не разделяя... Просто посмотрите на цветок. Каким бы он ни был, пусть он просто будет . Пусть он остается в своей реальности; ничего не произносите. Просто наблюдайте. Ничего не говорите — не только вслух, но даже про себя. Не составляйте о нем идей. Просто будьте с ним, и вы получите величайшее откровение.
Когда к вам приходит грусть, не называйте ее грустью. Я предлагал эту медитацию многим людям — и они удивлялись… Я им говорил: «В следующий раз, кода вам станет грустно, не говорите, что вам „грустно“. Просто наблюдайте». Грусть становится грустной оттого, что вы называете ее грустью. Просто наблюдайте ее, какой бы она ни была. Не привносите ум, не анализируйте, не приклеивайте ярлыков. Ум — великий разделитель; он вечно все классифицирует и на все клеит ярлыки. Не классифицируйте. Дайте факту говорить за себя, пусть факт остается фактом, а сами оставайтесь свидетелем. Тогда рано или поздно вы скажете: «Вот видишь: грусть не грустна», — и счастье тоже не настолько «счастливо», как вы привыкли думать.
Постепенно границы сотрутся, сольются и исчезнут. И тогда вы скажете, что это одна энергия — счастье и несчастье; они едины. Различие вносится лишь вашей интерпретацией; энергия одна и та же. Экстаз и агония едины. В вашей интерпретации они раздваиваются. Мир и Бог едины. В вашей интерпретации они раздваиваются.
Перестаньте интерпретировать, истолковывать и воспринимайте реальность. То, что не истолковано, реально; то, что истолковано, иллюзорно.
В вопросе говорится: «Мой ум всегда раздвоен…» Всякий ум всегда раздвоен. В раздвоенности само его устройство; в раздвоенности он живет и здравствует.
Солнце и луна: это тоже необходимо понять. Ведь каждый мужчина является также женщиной, а каждая женщина — мужчиной.
Как это возможно?… вы можете оставаться расколотыми внутри — мужчина отделен от женщины, внутренний мужчина отделен от внутренней женщины. Тогда между ними всегда будет конфликт, своего рода перетягивание каната. Это обычное состояние человека. Если же ваши внутренние мужчина и женщина смогут встретиться, обнять друг друга, слиться друг с другом, вы впервые станете единым целым — ни мужчиной, ни женщиной. Тогда вы будете трансцендентальны.
Позвольте рассказать вам одну историю — одну из смелых, дерзких историй. Такая смелость возможна только в Индии. Не в современной Индии — современная Индия стала очень трусливой.
Вы, наверное, видели лингам , изображение Шивы в виде фаллического символа. Существуют миллионы храмов, посвященных лингаму Шивы, но вы не найдете ни одной его статуи. Его статуи исчезли бесследно; остался только этот символ. Он состоит не только из лингама, но также из йони . Это и мужчина, и женщина. Это мужчина в женщине, это солнце в луне. Это встреча мужчины и женщины. Это инь и янь в глубоком сексуальном слиянии. Это намек на внутреннюю встречу мужчины и женщины… у внутреннего нет лица. Поэтому исчезли статуи Шивы. Внутреннее есть просто энергия, поэтому у лингама нет формы; это просто энергия.
Но в истории говорится... Пусть она вас не шокирует — западный ум стал слишком бояться реальности.
В истории говорится, Шива занимался любовью со своей возлюбленной, Дэви… И, конечно, когда Шива занимается любовью с Дэви, это не обыкновенная любовь. Он не занимается любовью за закрытой дверью, его двери были открыты. В мире богов произошло нечто чрезвычайное. Брахма и Вишну в сопровождении целой толпы других богов пришли к Шиве, чтобы попросить его срочно решить одну проблему. И все они вошли в дом — превратив покои Шивы в проходной двор, — но он целиком отдался любви и не замечал, что на него смотрит целая толпа. И все боги превратились в вуайеристов. Они были не в силах уйти, потому что перед ними происходило нечто сверхъестественное; они чувствовали невероятный уровень энергии. И они не могли уйти. И не могли вмешаться — потому что это было божественно.
А Шива все продолжал заниматься любовью, и, казалось, он никогда не остановится. Боги встревожились. Их проблема требовала безотлагательного решения. Но Шива исчез. Не было Шивы, не было Дэви — мужчина и женщина полностью слились друг с другом. Случилось некое единство — великий синтез, великий оркестр энергий.
Всем богам хотелось остаться, но они побоялись общественного мнения. Так устроен пуританский ум. Им очень хотелось смотреть дальше, но они испугались за свою репутацию — что подумают другие небожители, если увидят, как они подглядывают и наслаждаются зрелищем? Поэтому все они прокляли Шиву: «С сегодняшнего дня и впредь твоя форма исчезнет из мира, и тебя будут помнить только как фаллический символ», — лингам в йони, солнце в луне, драгоценный камень в лотосе. «Тебя будут помнить только как сексуальный оргазм», — таким было проклятие.
Так часто бывает. У меня есть друг, ярый противник порнографии, у которого, тем не менее, порнографией завалена вся библиотека. Однажды я зашел к нему в гости и спросил: «Как это?» Он объяснил: «Я вынужден читать всю эту порнографическую литературу, чтобы лучше ее критиковать. Я должен быть осведомлен обо всем, что происходит в мире порнографии, потому что активно борюсь с порнографией». Он совмещает приятное с полезным.
Остальные дэвы прокляли Шиву, но, по-моему, это проклятие оказалось благословением, потому что, если посмотреть, это очень красивый символ… Единственный в мире фаллический символ, которому поклоняются как Богу, без всякого осуждения. Индуисты совершенно забыли, что это за символ; у них не считается, что это фаллический символ. Так глубоко он был принят. И его особая красота в том, что он представляет не только Шиву, но и йони. В нем есть также инь. Лингам в йони; они встречаются друг с другом. Это символ встречи, оргазма, объединения энергии.
То же самое происходит и внутри вас, но лишь тогда, когда вы отбрасываете ум. Но если вы отбрасываете ум, становится возможна не только любовь, но и Бог — ибо любовь есть Бог.
Пока в вас продолжается внутренний конфликт между солнцем и луной, вас будет интересовать внешняя женщина… Если вы мужчина, вас будет интересовать женщина вне вас; она будет привлекательна. Если вы женщина, для вас будет привлекателен мужчина вне вас. Когда внутренний конфликт разрешен, когда ваша солнечная энергия перетекает в лунную энергию, когда между ними больше не лежит пропасть, когда между ними есть связь, тогда внешние мужчина и женщина становятся не так важны. Впервые вы испытываете сексуальную удовлетворенность.
Я не говорю, что вы разорвете с внешней женщиной. Это необязательно. Или — что вы разорвете с внешним мужчиной: необязательно. Но теперь ваши отношения, ваша связь станет совершенно иной… очень гармоничной. В отношениях вы будете искать не удовлетворения потребностей, а возможности поделиться. Сейчас, когда мужчина сближается с женщиной, речь идет о потребности. Он хочет воспользоваться женщиной как средством для своего удовлетворения. Женщина хочет воспользоваться мужчиной как средством. Поэтому все мужчины и женщины постоянно борются: в сущности, эта борьба начинается у них внутри. Эта же борьба отражается и вовне.
Если вы используете женщину как вещь, неужели вы думаете, что она сможет чувствовать себя рядом с вами легко и непринужденно и пребывать с вами в гармонии? Она чувствует, что с ней обращаются как с вещью. Никакой мужчина, никакая женщина — не вещь. Женщина чувствует, что ее используют, превращают в вещь. На ее душу никто не обращает внимания; и она злится. И она пытается сделать вещь из мужчины. Она подчиняет его себе, она держит его под каблуком. Круг замыкается.
Тут скорее конфликт, борьба, нежели любовь. Тут больше от войны, чем от любви — больше от ненависти, чем от любви.
Когда вы гармонично сонастроены с внутренними мужчиной, с внутренней женщиной, ваши внешние отношения внезапно тоже становятся гармоничными. Внутренний конфликт исчезает; внешний конфликт исчезает. Внешнее — просто тень внутреннего. Тогда вы можете быть в отношениях и можете быть без отношений. Вы совершенно независимы. Вы можете выбирать. Если вы хотите отношений, вы можете быть в отношениях; но при этом не будет конфликта. Если вы не хотите отношений, если вы хотите одиночества, вы можете остаться наедине с собой; но без негативного чувства. В этом вся красота внутреннего органического единства.
Вот все учение Патанджали: как преобразовать солнечную энергию в лунную. И затем — как стать свидетелем их обоих, их встречи, слияния, единства. Как выйти за их пределы.
Ум никогда вам этого не позволит; только если вы отбросите ум… Ум всегда раздвоен, потому что такова его природа, в разделении его кровь и плоть. Мужчина, женщина — это разделение, это ум. Кто такой будда — мужчина или женщина? Есть символическое изображение Шивы, Ардханаришвар, — наполовину мужчина, наполовину женщина. Это прекрасно. Это правильно, это необходимо — потому что вы рождены от отца с матерью; половина от отца и половина от матери. Самое большее, разница между мужчиной и женщиной сводится к различной расстановке акцентов; это не качественная разница. Женщина является женщиной в сознательном уме, мужчиной на уровне бессознательного; мужчина является мужчиной на уровне сознательного, женщиной на уровне бессознательного. Вот и вся разница.
Очень трудно — потому что ваши умы были обусловлены таким образом, чтобы вы считали себя только женщиной или только мужчиной, и общество придает слишком большое значение этим ролям. Оно никому не позволяет быть текучим существом; оно делает вас застывшими. Когда мальчик или девочка начинают что-то понимать, родители внушают: «Ты мальчик! Не играй в куклы. Мальчики не играют в куклы, они для девочек. Ты должен стать мужчиной». Когда надо стать мужчиной, девочки не идут в счет. «Неженка, девчонка. Не будь нюней; будь мужчиной». И маленький мальчик, не зная, куда и зачем его направляют, начинает все больше и больше фокусироваться на том, чтобы «быть мужчиной». Он уходит далеко в сторону от своего изначального единства, чистого единства своего существа. Он становится мужчиной, — то есть половиной своего существа. Девочка становится женщиной — половиной своего существа. Ей не разрешают лазать по деревьям; деревья только для мальчиков. Какая чепуха! Деревья — для всех. «Не плавай в реке, ты же не мальчик!» Реки — для всех.
Так человечество беднеет. Мм?.. Девочка получает определенную роль, мальчик получает определенную роль. Вся тотальность теряется. Они не смотрят дальше оконной рамы; они видят только часть неба. Рама становится важнее, чем весь небосвод.
«Мужчина» это оконная рама, «женщина» — это оконная рама; это не ваше существо. Не отождествляйте себя с этой рамой. Выйдите из нее.
Как только вы начнете освобождаться от этой фиксации, расслабляться, как только вы начнете снова вбирать в себя отвергнутую, отброшенную часть, вы станете так богаты, как не могли даже мечтать, как не могли даже себе представить. Тогда ваше существо будет целым.
Именно это я имею в виду, когда говорю, что желаю вам стать святыми. Я не предлагаю вам стать католическим, буддистским или джайнским монахом. Все это глупости. Я хочу, чтобы вы стали святыми, святыми в смысле цельности. Станьте тотальны. Возвратите себе все то, что было отнято обществом; не бойтесь вновь предъявить свои права. Не бойтесь — если вы мужчина, — не бойтесь иногда быть женщиной.
У вас кто-то умер; вы не можете плакать, потому что вы мужчина, а плакать разрешается только женщинам. Как это прекрасно — слезы… а мужчинам нельзя плакать. Мужчина становится жестоким, насильственным, сумасшедшим. Неудивительно, что на свет появляются Адольфы Гитлеры. Человек, у которого отняли слезы, однажды станет Гитлером. Он станет Чингисханом — который никогда не плачет. Тогда он потеряет способность сочувствовать; он станет черствым и не сможет почувствовать, что он делает с людьми. Гитлер уничтожил миллионы людей без всяких угрызений совести. Он — настоящий мужчина; женщина в нем совершенно исчезла — сострадание, любовь, все исчезло. Исчезли слезы.
Мне бы хотелось, чтобы мужчины тоже плакали, как женщины. Когда текут слезы… слезы смягчают вам сердце. С ними вы сами начинаете течь, теряете жесткость. Ваша оконная рама в них тает — и вы видите большое небо.
Женщинам не разрешается громко хохотать… как хохочет Гурудаял* — женщине не позволено смеяться. Это неженственно и неизящно. Что за чепуха! Если вы не можете от души рассмеяться, вы многое упускаете в жизни. Хохот должен идти из живота. Хохот должен быть таким веселым, чтобы от него сотрясалось все тело. Он не должен идти от головы. Но женщины улыбаются; они не смеются. Леди не пристало громко хохотать. И потом эти леди живут как в лихорадке. Мало-помалу они становятся все более и более расплывчатыми, эфемерными, ненастоящими, неподлинными.
* Свами Гурудаял Сингх — саньясин Ошо, который был известен своим необыкновенно громким и заразительным смехом. — ^
Не будьте леди и джентльменами. Будьте святыми — целыми. А целое соединяет в себе все и вся. Целое соединяет в себе Бога и Дьявола. Тогда разделения нет; тогда ум отпадает. Целый человек, святой человек — вне ума.
Если святой все еще является католиком, он не святой. Он живет в католическом уме. Если святой все еще является индуистом, он не святой; он живет в индуистском уме. Оставаясь в уме, вы не можете быть святыми. Каким бы ум ни был добродетельным, он противоположен святости, потому что ум не может быть целым. Помните это.
Однажды вечером Мулла Насреддин сказал своей жене:
— Принеси нам немного сыра, ведь сыр улучшает аппетит и придает блеск глазам.
— Сыр кончился, — сказала жена.
— Вот и хорошо, — ответил Мулла. — Потому что от сыра портятся зубы и десны.
— Тогда какое же из твоих утверждений правильное? — спросила жена.
Мулла ответил:
— Если в доме есть сыр, то первое; если нет, то второе.
Так устроен ум.
Вы любите женщину, если она становится доступной для вас; если же нет, вы ее ненавидите. Если в доме есть сыр, то первое; если нет, то второе.
Отбросьте всякое разделение, перестаньте разделять. Принимайте жизнь целиком. Я знаю, это будет трудно, потому что ум много веков учили разделять. Раскрепостить его, отвести с накатанной колеи будет трудно, но дело того стоит, — иначе вы слишком многое упускаете.
Психологи говорят, что человек упускает девяносто восемь процентов жизни. Девяносто восемь процентов. Задействовано только два процента жизни — в оконную раму не помещается больше двух процентов неба.
Разбейте оконную раму — сожгите ее! Ваш индуизм, ваше христианство, ваш джайнизм — сожгите их! Освободитесь от них. Если вам удастся освободиться от всех своих идеологий, позиций, предубеждений, вы найдете целостность.
^
Мужчина и женщина, с одной стороны, дополняют друг друга как две половины, с другой стороны, они полярно противоположны.
Сама их противоположность привлекает их друг к другу. Чем дальше они друг от друга, тем глубже взаимное притяжение; чем более они отличаются друг от друга, тем больше очарования, красоты, притяжения. Но в том и вся проблема.
Когда они близки, они хотят быть еще ближе, хотят слиться в одно целое, гармоничное целое — но все их взаимное притяжение основано на противоположности, а для гармонии требуется, чтобы противоположность рассеялась.
Если любовь не полна осознанности, она создаст величайшее страдание, обернется бедствием.
Всем влюбленные терпят бедствие.
Это не их личная беда; это в самой природе вещей.
Они бы не привлекали друг друга… это называется «влюбленностью». Они сами не знают, какая сила тянет их друг к другу. Они даже не осознают глубинных причин; поэтому происходит странная вещь: самые счастливые влюбленные те, которые никогда не соединяются. Но стоит им соединиться, и та самая противоположность, которая создавала притяжение, оборачивается несовместимостью, конфликтом. Во всяком пустячном вопросе у них разный подход, противоположные позиции. Хотя они говорят на одном и том же языке, они не понимают друг друга.
Один из моих друзей рассказал мне о своей жене, о том, что они постоянно ссорятся. Я сказал: «Кажется, вы не понимаете друг друга». Он ответил: «Какое там понимание — мы не можем друг друга выносить!» И это был брак по любви. Их родители были против; их семьи принадлежали к разным религиям, к враждующим общинам. Но они пошли против всех и поженились — только чтобы обнаружить, что вступили в постоянную борьбу.
Мировоззрение мужчины отличается от мировоззрения женщины.
Например, мужчину интересует все, что далеко, — будущее человечества, дальние звезды, есть ли живые существа на других планетах?
Женщина только посмеивается: что за чепуха! Ее интересует только узкий, закрытый круг тем — соседи, семья; кто обманывает жену; чья жена влюбилась в шофера? У нее очень локальные, очень человеческие интересы. Ее не волнует реинкарнация; ее не волнует жизнь после смерти. Ее интересы более прагматичны. Она живет настоящим, здесь и сейчас.
Мужчина никогда не бывает здесь и сейчас. Он всегда витает где-то вдалеке. Его занимают странные мысли — реинкарнация, жизнь после смерти...
Если оба партнера осознают, что их встреча — встреча противоположностей, что необязательно превращать ее в противоречие, открывается величайшая возможность понять и принять совершенно противоположную точку зрения. Тогда совместная жизнь мужчины и женщины может стать как красивая музыка. В противном случае она остается непрерывной ссорой.
Иногда бывает перерыв… Человек не может ссориться круглые сутки; нужно немного отдохнуть — чтобы собраться с силами для следующей ссоры.
Вот одно из самых странных явлений: мужчины и женщины живут вместе тысячи лет, и все же они совсем не знают друг друга. Они рожают детей, но все равно остаются чужими. Женское и мужское мировоззрение настолько противоположны, что нельзя надеяться на мирную жизнь, если не приложить осознанного усилия, если не внести медитацию.
Этот вопрос глубоко меня волнует: как сблизить любовь и медитацию настолько, чтобы всякая любовь автоматически становилась бы общностью в медитации — а всякая медитация давала бы вам столько сознания, чтобы вам не нужно было падать в любовь*; чтобы в любви вы взлетали, а не падали. Вы можете совершить восхождение в любви. Вы можете найти себе друга осознанно, осмысленно.
to fall in love — влюбиться; букв. — упасть в любовь, пасть в любви. — Примеч. перев.
Ваша любовь становится глубже по мере того, как становится глубже медитация, и наоборот: когда в вас расцветет медитация, расцветет и любовь. Но на совершенно ином уровне.
Мужья, жены… — в отношениях большинства людей нет ничего медитативного. Они никогда не уделяют час времени тому, чтобы посидеть вместе в молчании и почувствовать сознание друг друга. Они или ссорятся, или занимаются любовью, но в обоих случаях контакт происходит только на телесном уровне: физическом, биологическом, гормональном. Они не знают друг друга на уровне внутреннего существа, внутреннего ядра. Их души остаются отделенными. В храмах, в церквях, в официальных учреждениях только их тела сочетаются браком. Их души очень далеки друг от друга.
Когда вы занимаетесь любовью со своим мужчиной — даже в такие моменты — в происходящем нет ни вас, ни его. Возможно, он думает о Клеопатре, Нурджахан, Мумтадж Махал. Вы тоже думаете… Наверное, именно поэтому все женщины закрывают глаза, — чтобы не видеть лица мужа, чтобы не расстраиваться. Они думают об Александре Великом, об Иване Грозном. Если они будут смотреть на мужа, всему конец. Он выглядит как мышь.
Однажды утром Мулла Насреддин поругался со своей женой. Она сказала:
— Ты ходишь по улице как лев, а дома выглядишь совсем как мышь.
Мулла Насреддин сказал:
— Это абсолютно неверно. Поправляю тебя: я не мышь, я мышеловка. Мышь — это ты. Мышеловки не гонятся за мышами, чтобы их поймать. Мыши сами приходят и попадаются — точно так, как это произошло с нами.
Мулле Насреддину не хватило храбрости даже сделать первый шаг. С самого начала он боялся этой женщины.
Каждый мужчина боится — потому что он видит, что стало с его отцом, что стало с его дедом. Он видит, что стало со всеми соседями. Каждый мужчина боится.
Мулла очень боялся женщин. Эта женщина сама поймала его. Поэтому он сказал: «Имей в виду, я — мышеловка, это верно; но я просто сидел дома и никого не трогал. Ты пришла ко мне и попалась: ты сама виновата».
Но неважно, кто кого ловит, кто берет на себя инициативу.
Даже в те прекрасные моменты, которые должны быть священными, медитативными, полными глубокого молчания… даже тогда вы не остаетесь наедине с любимым человеком. Вас не двое, вас целая толпа. Ваш ум думает о ком-то другом, ум вашей жены думает о ком-то другом. Тогда, что бы вы ни делали, это просто механические движения, движения робота. Вас порабощает какая-то биологическая сила — а вы называете это любовью.
Я слышал анекдот...
Как-то ранним утром пьяница увидел на пляже спортсмена, который отжимался от земли. Пьяница обошел его кругом, оглядел со всех сторон и в конце концов сказал:
— Не хочется беспокоить вас в столь интимный момент, но должен вам сказать, что ваша подруга удалилась. Не упражняйтесь понапрасну — сперва встаньте и найдите ее!
Кажется, все так и есть. Когда вы занимаетесь любовью, действительно ли ваша женщина с вами? Действительно ли ваш мужчина с вами? Или же вы просто совершаете ритуал — делаете необходимую работу, выполняете обязанность?
Если вы хотите гармоничных отношений, вам придется научиться быть более медитативными. Одной любви недостаточно.
Сама по себе любовь слепа; медитация дает ей глаза. Медитация дает ей понимание.
Когда ваша любовь становится и любовью, и медитацией, тогда вас связывает нечто большее, чем обычные отношения мужа и жены. Тогда ваши отношения становятся содружеством, братством; вы можете разделить путешествие — по тому пути, где открываются тайны жизни.
Для одинокого мужчины, для одинокой женщины этот путь окажется тяжким и длинным… так было в прошлом. Из-за нескончаемого конфликта между мужчиной и женщиной все религии решили, что ищущий должен отказаться от партнера — монахи должны хранить целомудрие, монахини должны хранить целомудрие. Но сколько монахов и монахинь за пять тысяч лет истории стали просветленными? Их имена можно пересчитать по пальцам. Миллионы монахов и монахинь всех вероисповеданий — буддисты, индуисты, христиане, мусульмане… Что случилось?
Этот путь не такой длинный. Цель невдалеке. Но даже если вы захотите навестить соседа, вам потребуются обе ноги. Если вы начнете прыгать на одной ноге, далеко ли вы продвинетесь?
Я представляю совершенно новое видение: вместе, в глубокой дружбе, мужчина и женщина — два органических целых, медитативно любящие друг друга, — могут достичь цели, когда пожелают. Потому что цель не где-то вне вас; это центр циклона, это само внутреннее ядро вашего существа. Вы сможете найти ее, лишь когда станете целыми — но вы не можете стать целыми друг без друга.
Мужчина и женщина — это две части одного целого.
Поэтому, вместо того чтобы тратить время на борьбу, старайтесь лучше понять друг друга. Попытайтесь поставить себя на место партнера; попробуйте посмотреть глазами мужчины, попробуйте посмотреть глазами женщины. Ведь четыре глаза всегда лучше двух — шире обзор; вы можете смотреть во все четыре стороны.
Но одну вещь нужно помнить: без медитации любовь обречена на поражение; никакой успех невозможен. Вы можете притворяться и обманывать других — но не себя. Глубоко внутри вы знаете, что любовь не состоялась.
Только с медитацией в любви появляется новый цвет, новая музыка, новая песня, новый танец — потому что медитация дает возможность понять вашу полярную противоположность, и в самом этом понимании конфликт исчезает.
Любой конфликт в этом мире вызван непониманием. Вы что-то говорите, а ваша жена понимает по-своему. Ваша жена что-то говорит, а вы понимаете по-своему.
Я видел пары, которые прожили вместе тридцать или сорок лет, и все же они кажутся такими незрелыми, как будто они вместе первый день. Всегда одна и та же жалоба: «Она не понимает, что я ей говорю». Прожить вместе сорок лет — и так не придумать, как сделать так, чтобы и жена ясно понимала все, что вы ей говорите, и вы сами ясно понимали бы ее!
Но я думаю, что это не может получиться иначе как в медитации — потому что медитация дает вам качества молчания, осознанности, терпения, умение слушать, способность ставить себя на место партнера.
В этом нет ничего невозможного — просто мы еще не пробовали нужное лекарство.
Я хотел бы напомнить вам, что слово «медицина» происходит от того же корня, что и слово «медитация». Медицина исцеляет тело; медитация исцеляет душу. Медицина исцеляет материальную часть вас; медитация исцеляет вашу духовную часть.
Люди живут вместе, и их души изранены; поэтому они так ранимы, и любой пустяк может причинить им боль.
Мулла Насреддин спрашивал меня:
— Что мне делать? Что бы я ни сказал, жена понимает по-своему. И тогда дело плохо.
— Попробуй одну вещь, — сказал я. — Просто сиди и молчи, ничего не говори.
Я встретил его на следующий день. Он был в полном отчаянии.
— Что с тобой? — сказал я.
— Мне не следовало спрашивать у тебя совета. Мы каждый день ссорились, но только на словах. А вчера из-за твоего совета меня побили!
— Что случилось? — спросил я.
— Я просто сидел и молчал. Она задавала много вопросов, но я твердо решил молчать. Она говорит: «Значит, ты даже разговаривать не хочешь?» Я молчу. Тут она и давай меня бить — всем, что под руку попадется! И страшно разозлилась. Она сказала: «Это последняя капля. Раньше мы хотя бы ссорились, а теперь уже и вовсе не разговариваем!»
— Действительно, дело плохо, — согласился я.
— Это еще что! — сказал он. — Собралась вся округа; и все стали спрашивать: «Что случилось? Почему ты молчишь?» Тут кто-то говорит: «Наверное, в него вселился злой дух». «Боже мой! — подумал я, — сейчас меня поведут к какому-то идиоту, который начнет меня бить, чтобы изгнать злого духа». Я сказал: «Подождите! Я не одержим злым духом, я молчу только потому, что любое слово приводит к ссоре. Я что-то скажу, она ответит, потом опять я, опять она — и это кончится невесть чем». Я просто сидел и молчал, тихо медитировал, никого не трогал — и вдруг на меня напала вся округа!
Люди живут без всякого понимания.
Поэтому, что бы они ни делали, все кончается катастрофой.
Если вы любите мужчину, медитация будет самым лучшим, что вы ему можете подарить. Если вы любите женщину, не дарите ей такую безделицу, как бриллиант Кохинор; медитация будет гораздо более ценным подарком — и она сделает вашу жизнь сущей радостью.
Потенциально мы способны радоваться жизни, только не умеем.
Когда мы одни, в лучшем случае, нам грустно.
Когда мы вместе, это сущий ад.
Даже такой человек, как Жан-Поль Сартр, человек высокого разума, должен был сказать, что другой — это ад, что лучше быть одному, что быть с другим невозможно. Сартр впал в глубокий пессимизм; он сказал, что невозможно быть с другим, что другой — это ад. И с обычной точки зрения он прав.
Медитация превращает «другого» в рай.
Но Жан-Поль Сартр ничего не знал о медитации.
В этом несчастье западного человека. Западный человек упускает цветение жизни, потому что ничего не знает о медитации, а восточный человек упускает его потому, что ничего не знает о любви.
Для меня любовь и медитация — такие же половины целого, как мужчина и женщина.
Медитация — это мужчина; любовь — женщина.