Речь от 1 года до 3,5 лет
Изначально хотела просто написать, как Варя научилась произносить букву "Р". В итоге написала почти весь процесс становления ее речи ) Поэтому, кого только "Р" интересует, листайте вниз )
Тема речи очень спорная, активно обсуждаемая, поэтому сразу скажу, это лишь наш опыт. Я никому ничего не хочу навязать, и не гарантирую, что ваш ребенок будет говорить "Р" благодаря нашему методу. И еще, я не логопед, но на эту тему довольно много читала, но повторюсь, это лишь наш путь.
Вообще я уверена, что активность появления речь - очень наследственная черта, если можно так сказать ) Мой брат, например, в 1 г. и 3 мес. декламировал дядю Степу, и это не просто домыслы, мама записывала за нами все в тетрадь ). Мы с Варей приотстали от него, конечно, сильно.
Я примерно до 2-х лет Вари кое-как вела словарик, его можно глянуть здесь.
Здесь есть примерные нормы развития речи для здоровых деток.
Если до 2 лет шло активное накопление словарного запаса, то после 2-х появилась фразовая речь. Сначала словосочетания из 2 слов, позднее появились и предложения.
С самого раннего возраста мы много читали. Стоит рассказывать о пользе чтения книг? Надеюсь, нет ))
Что касается произнесения звуков.
Как только Варя научилась и согласилась повторять действия за мной, мы играли в игры с язычком (и до сих пор играем) - типа достать до носа и щек, поцокать как лошадка, побренчать на губах, вытягивать губы в трубочку, посылать поцелуйчки, изобразить индейца и многие другие звуки и жесты, кривлялись перед зеркалом - все эти простые и веселые упражнения укрепляют артикуляционный аппарат и ребенок пробует пользоваться язычком по-разному.
Много игр с использованием мелкой моторики - это и пластилин, и рисование, и сортировки и перебирание пуговиц - все, что угодно, что можно делать пальчиками. Установлено, что центры головного мозга, которые отвечают за движения пальцев и речь, расположены по соседству.
Существует метод, позволяющий не услышав от малыша ни слова, определить уровень развития его речи. Ребенка просят поочередно показать один, два и три пальца. Если изолированные движения пальчиками удаются легко, можно смело утверждать, что ребенок - говорящий. Если же пальцы напряжены, движутся все вместе или являются вялыми и неактивными, малыш пока не заговорил. Развития речи не произойдет до тех пор, пока движения пальцев не станут легкими и свободными.
Только после трех лет, когда Варя стала разговаривать полными предложениями, мы активно занялись отработкой трудных звуков и поиску недостающих. До этого момента на качество звуков вообще не стоит обращать внимания, нужно развивать фразовую речь.
Таблица норм произношения тоже существует:
Опять же все индивидуально, но не стоит надеяться, что если в полтора года у малыша промелькивает более поздние звуки, например, Р или Л, то они останутся. Скорее всего, в момент активного пополнения словарного запаса они пропадут. А потом появтся в нужном порядке, а может, и нет )
Кстати, существуют физиологические проблемы, которые сложно решить упражнениями, например короткая уздечка, но тут я совсем не специалист.
Т.е. если вы освоили фразовую речь и все простые звуки из таблицы 2-3г. и часть из 3-4, можно пробовать упражнения для недостающих букв этого уровня. Т.е. сначала отработка шипящих и лишь после того, как ребенок уверенно будет произносить их в словах, начать заниматься с Р или Л.
Причем, сначала идет постановка звука, потом отработка на чистоговорках.
Чаще всего проблема шипящих кроется в том, что ребенок не может расслабить язык и растянуть его широко. Так, чтобы края как бы наваливались на боковые верхние зубы.
Мы помимо всевозможных нецеленаправленных дрыганий языком во все стороны именно для шипящих делали только одно упражнение. Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звукосочетания пя-пя-пя. Я, правда, не знаю, почему, но после небольших тренировок у Вари шипящие довольно быстро освоились на язычке. Сначала Ш, потом и Ж, это тоже самое только нужно добавить звук.
Кстати, хороший сайт с большим количество упражнений и пояснений http://www.logoped.ru
Конкретно для буквы Ш смотреть тут. Здесь и о правильном произношении и о постановке и о коррекции, и упражнения для постановки и закрепления.
Варя вообще любит разные упражнения на развитие речи и стихи. Поэтому отработка тоже шла довольно легко. С помощью чистоговорок такого типа.
Наташа пишет.
Вот Маша. У Маши шляпа.
У Леши ландыши. Ландыши хороши.
Миша и Паша едут на лошадке.
У реки камыши. Река широкая.
Потруднее даются скороговорки, где С и Ш перекликаются между собой, типа: "Шла Саша по шоссе" и так далее...Это следующий уровень отработки звуков.
Ну, и когда уже шипящие были освоены, мы стали тренировать букву Р.
Еще важно поймать момент, у детей, которые общаются в коллективе иногда можно услышать редки проявления нужного звука. У нас так было с буквой Р. В саду дети учили танец с листьями и там был припев шур-шур, и изредка Варя произносила Р, только в этом слове и не всегда, больше нигде. Именно в этот момент, я и уцепилась за эту букву.
Я нашла вот такое видео и вместе с Варей его просмотрела, и она стала делать это упражнение и дело пошло.
Варя еще довольно часто забывает, что умеет Р говорить, но уж если вспомнит, рычит по полдня ) Сейчас мы заняты отработкой и автоматизацией этого звука. Ну, как заняты ) Просто поправляю Варю иногда, рычим как львы, читаем скороговорки и чистоговорки. Вот собственно и все.
И еще, не мучайте ребенка, если он пока не хочет делать эти упражнения. Логопеды обычно раньше 4-х лет детей обычно не берут звуки ставить. Не хочет - переждите, потом попробуете вновь, можно предложить с папой или бабушкой попробовать, иногда дети лучше воспринимают от них. И превратите упражнение в игру, хвалите. И все получится!
Последний непобежденный звук Л у нас остался, эль мягкое уже год как говорит, а вот твердый не дается пока. Но ключевое слово - ПОКА не дается)
Всем удачи, у кого есть еще полезные советы, делитесь в комментариях.
Ну и садовый стих в заключение. Правда у меня руки от волнения дрожат, сентиментальная я )