Игры с детьми от 0 до 12месяцев
Упражнения для развития способности ребенка удерживать голову.
В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значениеимеет своевременное формирование способности удерживать голову. Еслиребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целаяцепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительноговосприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность краспределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения.
В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.
Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка.
1. Ребенок в положении лежа на животе.
Положитеруку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. Вответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.
2. Ребенок в положении лежа на животе.
Однуруку положите ему под подбородок, а другую - под живот и слегкаподтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающиедвижения.
3. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедрана весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия.Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову итуловище.
4. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенказа кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянутьсявперед за руками.
5. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ онбудет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы потянитеслегка вперед, то он сделает шаговое движение.
Каждое из этихупражнений повторяйте в течение 3-4 минуту терпеливо ждите ответнойреакции, не пытайтесь заменить ее пассивным движением.
Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни.
Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка есть основное условие развития восприятия окружающего мира.
Основнаязадача сенсомоторного развития - помочь ребенку повысить двигательнуюактивность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов ит. д.
Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.
Упражнение на зрительное и слуховое восприятие (для ребенка старше 7-10 дней).
Яркуюигрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в полезрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когдавзгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачиватьею то вправо, то влево с амплитудой, равной 5-7 см, и частотойколебаний примерно два раза в секунду.
В дальнейшем перемещайтеигрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая кмалышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой рукипримерно на 1,5 м от ребенка.
Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится один-два раза в день.
(Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.)
Упражнение для развития слуховой активности (для ребенка от 25 дней и старше).
Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см.
Ребеноклежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок недолжен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательныхдвижения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушается к звуку.Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звукуугаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.
Затемпривяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук.Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегкапозванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворотголовы в разные стороны
Таким же образом перемещаете колокольчик влево.
Занятияпроводятся 2-3 раза в день в течение трех-четырех дней. Затем лучшесделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие напротяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.
Упражнения для развития слуховой и двигательной активности ребенка (для ребенка старше одного месяца).
Подвешиваетена расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете спомощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см отлежащего на спине ребенка.
Привлекаете внимание ребенка кигрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенокшироко раскрывает глаза, затихает на несколько секунд, а затем радостновскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку.
Верхняяпогремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматриваяее. Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малышснова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движениеверхнюю.
Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами.
Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.
Упражнения для развития зрительного сосредоточения (для ребенка от одного месяца и старше).
Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку.
Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрелза плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо кнему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которогоребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близкомрасстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.)
Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается ему, агукает.
Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.
Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка.
В2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся инеподвижных предметах, побуждайте его к более длительномусосредоточению на предмете.
Возьмите в руку яркий шарик, когдаребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева-направо,вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: "Где же шарик? Посмотри, вотон где!"
В этот период широко используйте игрушки, издающиеразличные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте вниманиесвоего малыша. "Звените" игрушкой слева, справа, сверху и снизу.Спрашивайте: "Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?"
Тесты и развивающие упражнения.
Дайте возможность ребенкусовершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременноребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложитев руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этомупредмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна бытьразнообразной, но удобной для захватывания.
- Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: "абу", "агу", "бу-бу", "а-а-а", "о-о", "га-га" и т. п.
Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенкаяркую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайтетянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот.
- Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии отребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться кней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться иоттолкнуться.
- Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платоксебе на голову. Спросите: "Анюточка, а где мама? Куда мама спряталась?Найди маму". Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесьсами и похвалите обязательно.
А теперь набросьте платок на ребенка,как будто он спрятался сам. "А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же онаубежала? - Снимите платок: - А-а-а, вот где Анютка!" Продолжайте игратьс ребенком, пока ему это будет интересно, придумывая разные вариантыэтой игры.
- Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочнымиизображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: "Вот этокиска - мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка - ав-ав. Покажи, гдесобачка?" и т. д.
Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.
- Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их ("Ляля", "би-би", "Миша").
-Старайтесь как можно чаще стимулировать игровую деятельность ребенка(постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки,бросание предметов, снятие колец с пирамидки, перекладывание из однойруки в другую и т. д.).
- Формируйте начальное ситуационноепонимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесныминструкциям: "поцелуй маму", "дай ручку", "скажи "до свидания"","покажи, какой ты большой".
Как, например, развить выполнение инструкции "дай ручку"? Протягиваетеруку к ребенку и просите: "дай ручку", одновременно берете руку ребенкаи вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затемосвобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите: "дайручку", слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько разподряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.
-Если вы видите, что малыш уже делает попытки встать на ноги,придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии,чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет.
- Вашребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его кходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которыеего особенно привлекают.
- Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню.
Помогайтеребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например,вы говорите: "Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красныйвот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?" и т. д. Поиграйте с кубикамиразной величины: "Подай мне большой кубик, теперь маленький, теперьопять большой" и т. д.
- В процессе купания ребенка поиграйте сним, например, в такую игру: "Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где унее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Гдеручки у куклы? Покажи", и т. д.
В дальнейшем продолжайте играть с ребенком в подобные игры, используя картинки в книжках, игрушки и т. п.
- Играйте с ребенком в "Теремок".
Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку.
"Смотри,Владик, кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка,выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это, Владик? Петушок -золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок.Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик.Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Ясобачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. Авот посмотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Скажи:ки-са, ки-са. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давайпозовем всех. Помани их ручками. Вот все прибежали к Владику. Петушок,зайчик, собачка, киса".
Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.
Упражнения для развития психомоторики.
- Для ребенка от 1,5месяца хорошим упражнением для развития психомоторики является массаж.Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детскимкремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки откисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинкуот шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы,поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцевк пятке и обратно.
Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут.
- С четырех месяцев делайте с ребенком гимнастику:
1. Попеременное сгибание рук к плечам. Ребенок лежит на спине. Повторите 8-10 раз
2. Поднимание прямых ног в положении лежа на спине. Повторите 4-5 раз.
3. Попеременное сгибание ног (имитация движений велосипедиста). Повторите 6-8 раз.
4.Опускание прямых ног в сторону. Положение ребенка лежа на спине.Поднимите прямые ноги вверх и опустите их в сторону; опять поднимите иопустите в исходное положение. Затем то же - в другую сторону.Повторите 3-4 раза.
психологические тесты для детей, развивающие игры и упражнения
- С шести месяцев гимнастические упражнения дополняются следующими:
5.Круговые движения ногами. Исходное положение - лежа на спине. Захвативголени ребенка, согните его ноги, прижмите бедра к животу. Разведитесогнутые ноги в стороны, выпрямите их и сведите в исходное положение.Повторите 3-4 раза.
6.Переход в положение сидя (с поддержкой). Исходное положение - ребеноклежит на спине. Придерживая левой рукой ноги ребенка, правой слегкаподдерживайте его за руку, побуждая сесть, затем осторожно положитеребенка обратно. Повторите 2-3 раза, поддерживая то за одно, то задругое плечо.
психологические тесты для детей, развивающие игры и упражнения
-Начиная с восьми месяцев введите упражнения более сложного характера:
7. Ребенок сидит. Возьмите его за кисти, отведите его руки в стороны, опустите вниз, поднимите вперед. Повторите 6-8 раз.
8. Одновременное поднимание рук вверх. Из положения сидя поднимайте руки ребенка вверх. Повторите 6-8 раз.
9.Отведение ног в стороны. Исходное положение - лежа на спине. Разведитеноги ребенка в стороны, слегка приподнимая со стола, и сведите вместе.Повторите 8-10 раз.
10.Ребенок лежит на спине. Одной рукой возьмите ребенка за голень, адругой рукой - за стопу. Сгибайте и разгибайте стопу, вращайте ее покругу. Повторите по 3-4 раза на каждой ноге с круговыми движениями вобе стороны.
психологические тесты для детей, развивающие игры и упражнения
-Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни.
Подвлиянием различных игр и потешек младенец учится получатьбессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающейпотешку от обычной речи.
Пока ребенку нет полутора лет,содержание не имеет никакого значения. Важно само действие. Такиемаленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмическиеконструкции. Эти незатейливые детские потешки вобрали в себямноговековую народную мудрость, ведь они оказывают комплексноеразвивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальнуюсферу маленького ребенка.
- "Идет коза рогатая". Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп:
"Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодаю, забодаю,
забодаю".
"Пободайте"ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и выувидите, что сначала ваш ребенок будет улыбаться, прислушиваясь квашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигатьруками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитииположительных эмоций, зрительного и слухового восприятий.
- "Ладушки-ладушки". Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:
Ладушки-ладушки!
Где были? - У бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? - Бражку.
Кашку поели, Бражку попили -
Шу-у-у... Полетели!
На головку сели.
Припоследних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игрупри каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка,а затем он сам сможет хлопать в ладоши и поднимать ручки к голове.
Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.
- Второй вариант игры "Ладушки". Возьмите ладошки малыша и хлопайте ими в такт:
Чики-чики-чикалочки,
Сидит зайчик на палочке,
Белка на тележке
Щелкает орешки.
Иди, зайчик, не проси,
Сам орешков натруси.
Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки.
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут - поедим
И воробушкам дадим,
Воробушки сели,
Все оладьи съели.
Кыш-кыш - полетели!
На головку сели!
- "Сорока-белобока". Ребенок сидит у вас на коленях, вы перебираете его пальчики, приговариваете:
Сорока-белобока
(водите его пальчиком по тыльной стороне ладошки)
Кашку варила,
Деток кормила: (загибаете пальчики)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
А этому не дала:
Ты дров не рубил
Воды не носил,
Каши не варил.
Зачем дров не рубил?
Воды не носил?
Знай наперед:
Здесь водичка -
холодненька, (поглаживаете запястье малыша)
Здесь - тепленька, (поглаживаете сгиб локтя)
Здесь - горяченька, (поглаживаете плечо)
А здесь кипяток, кипяток! (щекочете и тормошите ребенка)
Этамудрая игра хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, являетсяотличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесныйконтакт с мамой. (Делайте это упражнение обязательно на правой и левойруке.) Недаром младенческие потешки, похожие на русскую " Сороку-бело-боку", встречаются у многих других народов.
- "Пальчики в лесу". Поочередно загибаете пальчики ребенка, приговаривая:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять:
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел!
Повторяйте то же и на другой руке. Пощекочите ладошку малыша, одновременно делайте легкий массаж пальчиков.
- "Этот пальчик - я". Так же поочередно загибайте пальчики, начиная тос большого, то с мизинчика, то на правой, то на левой руке.Сопровождайте эти действия такими стишками:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
Кушать всем идти пора.
Еслипри выполнении этого упражнения непроизвольно загибаются и другиепальчики, помогайте ребенку удерживать их. Выполняйте эту игру до техпор, пока не добьетесь четкого выполнения ребенком пальчиковыхдействий. И, конечно, при условии сохранения интереса к этой игре. Этохорошая тренировка для пальцев рук.
- Когда малыш плачет, успокаивайте его, приговаривая:
У лисы болит,
У медведя болит,
У волка болит,
У Николи не болит!
От моей Оли
Уходите, боли,
На чистое поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки -
Для Юлиной потешки.
- Если вы купаете ребенка, напевайте:
С гуся вода,
С лебедя вода,
А с моего дитятки
Вся худоба -
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Ох ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.-
Ваш малыш делает первые шаги, придерживая его, напевайте:
Дыбочек-дыбок,
Скоро Димочке годок,
Вырастай с дубок,
Достанешь потолок,
Расти и повыше -
Достанешь до крыши,
Вот такой расти,
Чтобы видеть все могли!
А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой сыночка пойдет,
Он посадит и польет,
Топ, топ, топ...