Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Р — 7 лет 11 месяцев
Л — 5 лет 6 месяцев
Г — 3 года 2 месяца
Минск Беларусь
Поделилась постом 1 августа 2015, 22:07

Наконец-то я нашла подтверждение своим догадкам о раннем обучении письму, счету и т.д. Если такие крутые перцы говорят, то им стоит верить (это - только кусочек интервью, взято отсюда):

Нейропсихолог, канд. психол. наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.

Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5-3 лет начинают учить читать, писать, считать?

Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два-три года - это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать - нагружать его познавательные процессы - то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?

Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2-3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.

Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит - ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры...


Ameli

Комментарии

Россия, Москва
Ох уж эта агитация... говорить тебе о том, что всему свое время, думаю не стоит, ты и так все понимаешь))) но спасибо за неопровержимое доказательство. Ура. мы пробовали с Димой все, я периодически показываю, рассказываю. Нет интереса - не лезу, лучше в лес сходим и листочки пособираем))))
Ответить
Россия, Москва
все очень верно! хотя я, честно говоря, занимаюсь с дочкой всем понемногу, но цель в не зазубривании букв-цифр, а в развитии памяти, логики, тренировка руки.. это и проводилки и игры типа "было 5 предметов, один спрятала — что осталось" или "найди пару" и "сравни картинки", и множество игр такого типа.. я вижу что ей очень интересно, надеюсь это не вредно((
а как развивать эмоциональную сферу?
у дочки сейчас какой-то бум на ролевые игры, то в доктора, то в ресторан, то в полицию, то в школу, а мне это очень дико, я сама никогда не играла в такое и не понимала зачем другие дети занимаются столь бесполезным занятием, и какой у этого кпд. Стараюсь конечно с ней играть, но больше папу подряжаю к этой деятельности, он у нас правополушарный, так что ему как-то попроще)) 
А что должно входить в эмоциональное  развитие? Может что-то важное упускаю?
Ответить
Россия, Москва
Ролевые игры — это и есть важное в ее возрасте. Это вообще самые важные игры, в которые ребенок может играть в три года.
Ответить
Россия, Москва
спасибо, а должна я что-то делать при этом? вообще какие действия от родителя требуются? нужно ли тоже играть и показывать ей как можно играть, или нужно просто слушаться ее и выполнять то что она задаст (типа "садись и кушай мой пластилиновый суп")? нужно ли какие-то игрушки покупать тематические? вообще у нас игрушек много, но она постоянно показывает на пустоту и говорит что там есть то, чего в реале там нет, или складывает кубики и думает что это поезд, или надевает стаканчик на карандаш и думает что это колокольчик..
я так понимаю это нормальное поведение? или не очень?))) для меня-то все это дико, но стараюсь ей не выдать моего удивления при ее подобных фантазиях) что вообще нормальные родители делают в такие моменты?)
Ответить
Россия, Москва

Действия родителя — подыгрывать и разнообразить игру. Если у ребенка есть четкое понимание, как он хочет играть — делайте то, что он говорит. По мере возможности и фантазии предлагайте новые сюжеты и игры. Вообще я считаю, что лучше всего следовать за тем, к чему ребенок тянется сам. Хочет развиваться через сюжетно-ролевые игры — значит, играйте с ним в сюжетно-ролевые игры.

Ответить
Аня 8 марта 2015, 23:18
Россия, Челябинск

Фу...слава богу, не переусердствовала. А вообще конечно надо к ребёнку прислушиваться. Вот моей хоть из кожи вон вылези, долби-Долби эти буквы, да цифры, бесполезно, не запоминала и все тут. Мало того, потом убегать начала только я возьму в руки карточки или азбуку. Плюнула я на эту нервотрепку и не приставала больше. А вот сейчас 4 года, так сама начинает просить рассказать ей про буквы. Уже многие запомнила. Вчера сама своё имя написала по образцу, а сегодня уже без образца, по памяти. Радуется, если на улице увиувидит знакомые буквы, что побуждает ещё больший интерес к и изучению. Спасибо автору за подтверждение своего интуитивного непринятия этих методик. А то начитавшись статей продвинутых в раннем развитии мамочек, начинала себя как то ущербно чувствовать, типа чего то не так делаю, а все так, как сердце подсказывает и мой маленький смышленный чудик. Спасибо за статью.

Ответить
Россия, Москва

сохраню к себе...
да,даже не будучи нейропсихологом или каким нибудь так другим спецом в этой области,достаточно подключить свою логику и понять,что всему есть своё время....

Ответить
Я тоже придерживаюсь такого же мнения. Всему свое время! И время это желательно определять индивидуально для каждого ребенка. Кстати, и в книге "Французские дети..." говорится о том, что во Франции не склонны к раннему обучению детей И, что в таком возрасте больше всего уделяется внимание развитию именно эмоциональной сфере, общению..
Недавно смотрела по телевизору показывали нашу украинскую девочку двух-трех лет- типа гений. Она знает столицы разных стран, может показывать на карте эти страны и т.п. А также наизусть читает стихи Пушкина типа Руслана и Людмилы и т.п. Читает, естественно, без выражения и абсолютно без понимания.В общем- дрессированная обезьянка и попугай в одном лице.((( Такое у меня возникло ощущение, глядя на нее. И еще — жалость.
Ответить
Россия, Нижний Новгород

Совершенно согласна, хотя мы уже знаем и буквы, и цифры. Но это просто потому, что ему интересно, он и выучил :). А "натаскивание", когда бедного ребенка с полугода начинают учить читать — это ужасно. И очень мне понравилось про развитие познавательных процессов — сама пытаюсь эту мысль донести до подруг, но не получается так четко сформулировать :). Спасибо за статью!

Ответить
Украина, Одесса
Воооот.... Я вот как-то чисто интуитивно чувствовала это... Что не надо оно. Ждала когда сами о чем-то просить начнут. Цвета и фигуры уже знают. В работетцифры и немного буквы. Но только по их желанию. Я лишь иногда напоминаю и спрашиваю. Будем или не будем. Но чаще коля сам просит новую цифру или букву.
Ответить
Россия, Москва
ИМХО, обучать можно и в 2.5-3, если ребенок САМ этим заинтересовался. Водить на развивашки до 3.5 мне кажется рано (лепить и рисовать и дома можно - дополнительное общение с родителями), и уж тем более не стоит активно пытаться впихнуть в ребенка как можно больше, не считаясь с интересами. С другой стороны, если трехлетке интересны буквы и цифры - то почему бы не выучить? Я в 3,5 читала и писала (сама заинтересовалась, никто специально не впихивал), и это не сделало меня ущербной в физическом или эмоциональном плане :) Дочь знает цифры и несколько букв - объясняем, когда спрашивает. Сейчас у нее повышенный интерес к буквам (глядя на старших - очень хочет делать уроки и писать/читать буквы) - так что купили азбуку магнитную и Букварь - начнем изучать активней. Надоест - перестанем.
Ответить
Россия, Москва
Плюс сто! У меня сын заинтересовался буквами-цифрами именно в 4 года, и то я его не сажаю за парту, все "занятия" у нас ровно до тех пор, пока самому не надоест, даже если надоест через пару минут. Зато КПД от этого больше, чем от насилия, а за партой он еще минимум 11 лет в школе насидится))
Ответить
Stacey 7 марта 2015, 23:09
Канада, Ньюмаркет
Спасибо! очень полезная информация! Не поверишь, есть те, кто считает, что чем раньше — тем лучше. И не только чтению и письму, а и навыкам половых контактов.....
Ответить