Я научу вас… как сделать ваши тексты лучше
Мои тексты(флешмоб от Светы)
Все мы окружены текстами. Блоги, газеты, журналы, книги, реклама… Не все тексты читаются. Не все из читаемых реализуют авторскую цель. Минимум запоминается.
Хороший текст, на мой взгляд, - это текст, который достигает поставленную цель (цели), выражая определенную идею средствами языка и пунктуации. На него потребуется чуть больше времени и сил.
Чем лучше текст, тем проще, успешнее и приятнее коммуникация и взаимодействие.
Вот несколько лично моих кратких рекомендаций тем, кто пишет.
1. Определите тему. В этом обычно помогают факты. Покупка нового платья, события на личном фронте, политические перипетии, новости вашего района, - все что угодно.
2. Осознайте цель. Что вы хотите получить в результате написания и публикации текста а) для себя? б) от других? Это помогает соотнести ожидаемое с возможным и быть готовым к последствиям.
3. Выберите угол подачи материала. В СМИ он заведомо известен журналистам и диктуется политикой редакции. В случае личного блога все зависит от автора. Кто вы – критик, защитник, наблюдатель, участник? Какие выбрать аргументы - за и против или только против? Чье мнение вы приведете – зарубежных экспертов, левых политиков, врачей на пенсии, коллег, соседей по лавочке на площадке?
Можно сравнить политику редакций по манере освещения одной и той же новости, например...
4. Вглядитесь в аудиторию. Для кого этот текст? Только не убеждайте, что «я пишу для себя». Для себя пишут в дневник на своем компьютере. Все, что в интернете, предназначается не только для себя. Но для кого еще? Для пенсионерок за 80, имеющих собак и попугаев? Для семейных мужчин со среднем уровнем дохода, увлекающихся рыбалкой? Чем точнее сегментирование, тем успешней можно продумать размещение текста, а значит, - получить максимальный отклик и нужный результат.
5. Продумайте структуру. Лучше запоминается начало и конец текста. Чтобы привлечь внимание, заинтригуйте вначале, чтобы вас запомнили, - оставьте главный секрет на десерт.
6. Следите за оформлением. Речь не только об орфографии и пунктуации, это само собой. Важна разбивка на абзацы, акцентирование главных мыслей, визуальная организация текста – все это облегчает восприятие.
Сравните (один и тот же текст): что бы вы стали читать?
7. Нужна ли вашему тексту иллюстрация? История, дополненная зрительным образом, обычно привлекает больше внимания. Вопрос в уместности и качестве иллюстрации. А также ее источнике: см. авторское право.
8. Заголовок. Да, с него не начинают, им заканчивают! Только когда все сказано, пора подвести итог и выразить его одной меткой фразой. Некоторые издания любят перефразировать известные песни и цитаты. Например: «Банки связи не боятся» (танки грязи не боятся). Такой прием привлекает внимание, поскольку читателю кажется знакомым то, о чем вы пишете, и он, вероятно, захочет прояснить для себя, правильно ли угадал. Не считаю этот способ придумывания заголовков универсальным, когда им часто пользуются, создается впечатление, что автор не в силах придумать что-то свое.
9. Сделайте паузу. Выпейте кофе, пройдитесь по улице, полейте цветы, - одним словом, надо сменить деятельность. Сидели и писали – встаньте и поговорите с кем-нибудь, переключите внимание. А потом вернитесь и пробегите текст свежим взглядом. Исправлять можно до бесконечности, предела совершенству нет, но оцените, соответствует ли текст задумке, какая аудитория им заинтересуется и каковы могут быть результаты этого интереса.