Игры к году
Играем с мячом у стены
Ребенок сидит на полу, ноги расставлены. Взрослый садится позади него. Покажите ребенку мяч, вложите в его ладошки и покажите, как его катить. Катите его в стену так, чтобы он возвращался обратно. Научите ребенка ловить мяч. Пусть он делает с мячом все, что ему нравится.
Самостоятельное поднимание ног
Ребенок лежит на спине. Подвесьте колокольчик над ножкой ребенка – сначала достаточно низко. Если малыш сам сообразил толкнуть колокольчик ножкой - хорошо, если нет - возьмите его ножку и стукните ее о колокольчик так, чтобы он зазвенел. Тоже самое другой ножкой. Удивляйтесь и радуйтесь, хвалите малыша. Когда малыш научится стучать по колокольчику самостоятельно, поднимите колокольчик на 5 см повыше. Через некоторое время опять увеличивайте высоту. Вместо колокольчика можно использовать погремушки, палочку, маленькие мячики.
Догоню
Если ваш малыш уже ползает, побуждаете двигаться его как можно больше и разнообразнее. Используйте мячики, препятствия в виде валиков и подушек, ползайте вместе с ним на перегонки, играйте в догонялки.
Строим из кубиков
Возьмите несколько пластмассовых кубиков. Постройте башню, ставя один кубик на другой. Рассыпьте ее и попросите ребенка построить такую же башню, помогайте ему – подавайте кубики. Если нужно, ставьте кубики друг на друга вместе с ним. Называйте цвета кубиков, указывайте их размеры. Игра совершенствует движения рук, развивает зрительный анализатор и цветовое восприятие.
Ведро для игрушек
В деревянный ящик или яркую коробку сложите игрушки. Положите возле малыша. Сначала ребенок будет только выкладывать игрушки – похвалите его. Покажите пустую коробку. Пусть малыш поиграет игрушками, которые он достал. Называйте предметы, которые он достает. Теперь скажите: "А давай возьмем мячик и положим его на место". Вскоре ребенок научится не только вынимать игрушки из коробки, но и складывать их обратно. Со временем усложняйте игру, сделав в коробке несколько отделений для разных игрушек. Это игра приучает ребенка убирать игрушки по вашей просьбе на место.
Пирамидка
Разберите пирамидку и наденьте только одно кольцо. Пусть малыш рассмотрит и поиграет ею. Затем возьмите другое колечко, просуньте свой палец в дырочку и покажите ребенку: «Дырочка». Медленно наденьте кольцо на стержень. Повторите несколько раз показывайте дырочку и медленно надевайте кольцо на стержень. Сделайте тоже пальчиком малыша. Теперь спросите его: «Где дырочка?». В процессе игры малыш знакомится с новыми словами, развивает согласованность действий правой и левой руки.
Играем с крупами
Начать играть в эту игру можно тогда, когда малыш перестал брать в рот все подряд. Малыш сидит за своим столиком. На пластиковую салфетку или поднос положите немного вареного риса (гречки, изюма т.д.). Понаблюдайте, что будет делать ребенок – трогать ручками, пересыпать, выбрасывать или просто класть в ротик. Поставьте рядом пустую мисочку, и положите одно зернышко в нее. Попросите малыша сделать тоже самое. Постепенно он научится перекладывать крупу из одной ручки в другую, складывать их в мисочку. Это игра развивает тактильную чувствительность и согласованность в движении рук.
Рисование
Вам нужен толстый маркер зеленого, синего, красного или фиолетового цвета. Малыш сидит на полу широко расставив ноги. Положите перед ним чистый лист бумаги большого размера (можно куски обоев). Затем возьмите фломастер и вложите его в правую ручку малыша и проведите прямую линию. Скорее всего, увидев след от фломастера, ребенок попытается схватить его ручкой. Похвалите его, как хорошо и красиво он рисует, называйте цвета, которыми он рисует. Ребенок может быть безразличен к фломастеру одного цвета, и восторгаться следами другого, поэтому экспериментируйте. Это игра совершенствует движения рук, знакомит ребенка с последствиями от его действий.
Нарисуйте предметы, которые знакомы вашему малышу - солнце, морковь, кружку. Сразу учите, чтобы малыш не рисовал на себе и своей одежде. Обведите ручку и ножку ребенка, геометрических фигуры, используйте трафареты, чтобы нарисовать животных.
Прятки
С 9-ти месяцев у малыша закрепляется способность мысленно представлять конкретную игрушку и находить ее. Поэтому активно учите ребенка искать спрятанную вещь. Сначала спрячьте предмет так, чтобы ребенок видел, куда вы его спрятали (за диван, кресло), затем спросите его: "Где?". Первый раз можно найти игрушку вместе, уча малыша искать ее. Можно прятать мелкие игрушки в чашке с рисом или макаронами.
Модификация: нужны 3 прозрачных стакана и небольшая яркая игрушка. Положите перед малышом игрушку и накройте ее стаканом. Спросите где игрушка, а когда найдет, похвалите. Когда будете играть первый раз, возможно ребенка больше заинтересуют стаканы. Когда малыш научится находить игрушку, поменяйте стаканы на непрозрачные. Помогите найти игрушку первый раз, или пусть ее часть торчит из стакана.
Машинка приехала
Вам понадобится рулон из ватмана и небольшая детская машинка. Привяжите к ней прочную веревочку. Малыш сидит на полу. Положите перед ним рулон с машинкой внутри. Веревочка видна снаружи. Покажите ее малышу. Скажите: "Давай, потянем! Тяни за веревочку." Когда машинка выкатится из рулона, скажите: "Ой, машинка приехала!". Теперь пусть ребенок поиграет самостоятельно. Возможно, он придумает что-то свое. Малыш узнает, что его действия имеют последствия и что предмет остается тем же, даже когда он его не видит. Развивается согласованность движения рук под контролем зрения.
Большой и маленький
Надуйте два шарика желтого цвета: один - совсем чуть-чуть, другой в три - четыре раза больше, но не до конца, что шарик не лопнул и не напугал малыша. Нарисуйте фломастером глаза, нос и рот. Малыш сидит на полу. Возьмите большой шарик и низким голосом скажите: "Здравствуй Саша!". Пусть ребенок поиграет шариком. Потом уберите большой шарик и достаньте маленький. Скажите тоненьким голосом: "Здравствуй Саша, это я маленький шарик". Ребенок удивится. Пусть маленький шарик спросит у малыша, где его носик, где глазки, а у шарика, где глазки. Шарик можно покатать на машинке, прятать, подкидывать и ловить. Радуйтесь, играя вместе с ребенком.
Отгадай, что в руке
Учим малыша соизмерять величину ладони с величиной предмета. Учим прятать предметы в ладошку, и угадывать в какой руке. Игра развивает восприятие, а совершенствование тонких движений рук способствует развитию речи.
Такой и не такой
Вам понадобится набор геометрических фигур разного цвета (можно вырезать из картона). Малыш сидит на полу. Возьмите миску и положите туда красные круги. Покажите ребенку. Пусть он ими поиграет, как хочет. В другую миску положите зеленые круги. Покажите их малышу, дайте поиграть. Перемешайте круги. Возьмите красный круг и попросите ребенка дать такой же. Возьмите зеленый и спросите малыша: "А это такой же? Нет, это не такой же -это зеленый". Теперь возьмите зеленый круг и проделайте тоже самое. Постепенно усложняйте игру, добавляя новые цвета и формы.
Найди половину
Возьмите три открытки или картинки из плотной бумаги. На них должны быть изображены крупные понятные картинки (животные, игрушки и т.п.). Разрежьте картинки на две части. Перемешайте между собой и возьмите одну половинку и скажите: "А где другая? Давай поищем". Совместите все картинки. Постепенно усложняйте игру, разрезая картинки на три, четыре и более частей. Игра показывает, что предметы могут состоять из частей. Учит различать предметы по цвету и контуру.
Позже учите малыша искать предметы одинаковые только по форме или по цвету.
Катаем с горки
Малыш сидит на полу. Соорудите возле него горку из фанеры или крышки от коробки. Возьмите мяч и покажите, как он скатывается с горки. Пусть малыш скатится сам. Скатите машинки, возьмите кубики, чтобы ребенок увидел, что они не скатываются. Хвалите, когда малыш сам принес что-нибудь, чтобы скатить с горки.
Домашний парикмахер
Возьмите яркую резину для волос, можно с цветком или бантиком. Посадите ребенка к себе на колени. Расчешите свои волосы и прикрепите резинку. Можно привязать резинку к волосам куклы. Спросите малыша: "Так красиво?" Учите ребенка расчесывать волосы - свои и чужие. Похвалите его.
Умывание
Позовите малыша умываться. Давай откроем кран. Покажите, как открывается кран. Потом пусть он попробует сам. «Берем мыло». Покажите ребенку, как мылить руки. Теперь пусть попробует сам: «А теперь давай смоем мыло» - опять пусть пробует сам. «А теперь давай вымоем лицо». И опять подробно показывайте малышу последовательность действий.
Делаем сами пирог
Сварите рис. Помойте изюм. Насыпи немного всего на столик малыша и посмотрите, что он будет делать. Покажите, как можно делать дорожки из риса и узоры с изюмом. Не разрешайте бросать продукты на пол. Играть лучше после еды, чтобы не портить аппетит. Игра хорошо развивает пальчики малыша, фантазию и творческую активность.
Матрешка
Возьмите 2-3 матрешки средних размеров и вложите одну в другую. Откройте их так, чтобы малыш видел, как вы это делаете. Дайте матрешку ребенку. Попросите его открыть и закрыть матрешку, вынуть одну из другой. Помогайте, если не получается.
Ложка с чашкой
Сидящему за столом малышу дайте пластмассовую чашку. Пусть он ей поиграет. Затем поставьте еще одну чашку с водой. Покажите, как можно переливать ложкой воду из одной чашки в другую. Сначала сделайте это, взяв руку малыша в свою, а потом позвольте ребенку играть самостоятельно. Ребенок познает свойства предметов, учится пользоваться ложкой.
Принеси игрушку
Положите на стол или стульчик две игрушки. Например, мышку и котика. Сидящему на полу ребенку скажите: "А где мышка. Ты не знаешь где мышка". Когда малыш покажет пальчиком на игрушку, попросите: "Принеси мне ее. Дай маме". Когда малыш исполнит вашу просьбу, похвалить его, обнимите, поцелуйте. Тоже самое с котиком. Затем игру можно усложнить - спрятать игрушку.
Кто как ходит
Возьмите игрушечного медведя и, поднося к ребенку, произнести низким голосом: "Я большой, большой медведь. Иду в вперевалочку, мне не нужна скакалочка". Пусть малыш сам поиграет с мишкой. Повторите вместе стишок, пусть малыш сам покажет, как ходит медведь. Так же знакомьте ребенка с другими игрушками, учите его играть в них.
Теремок
Возьмите (или сделайте сами) картонный домик и 3-4 игрушки. Покажите ребенку: "Смотри это теремок. Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет? Ав-ав. Я собачка. Ой, какая хорошая собачка. На погладь ее. Ушла собачка назад в теремок". Покажите других животных - зайчика, котика. "Хочешь их увидеть снова? Позови, помаши им ручкой. Вот все к тебе прибежали". Когда ребенок запомнит одних зверюшек, поменяйте их на других.
Чтение с использованием игрушек
Для развития речи ребенка очень важно читать ему вслух. Приучите ребенка следить за тем, что вы ему рассказываете. Сначала вообще не обращайте внимание на текст, а рассказываете по картинкам. Подберите главных героев для любимой книжки малыша. И играйте в сказку вместе с ребенком. Говорите четко, не торопясь, обращайте внимания на действия героев. Например, собачка лает громко, мышка бежит быстро, как мяукает кошка. Старайтесь, чтобы малыш договаривал предложение за вас и отвечал на короткие вопросы. Каждая следующая книжка должна быть сложнее и длиннее предыдущей.
Раз ступенька, два - ступенька
Если малыш ходит самостоятельно более месяца, предложите ему шагать вверх по лестнице. При этом держите его за ручки только на уровне его груди, ручки вытянуты горизонтально вперед. Старайтесь, чтобы малыш держал вас за руку, а не вы его. Подойдя к ступеньке, скажите: "Теперь подними ножку одну, молодец, теперь другую". Спускаться вниз по лестнице дети начинают намного позже.
Мы потянем за собой
Многим малышам умеющим ходить, нравится тянуть за собой предметы на веревочке. Их можно придумать самим - катушки ниток, погремушки, пластиковые бутылочки, наполненные горохом или фасолью. Покажите, как они гремят, если их тянуть за собой. Игра развивает координацию движения, самостоятельность действий с предметами.
А конфетку - ам!
Разверните перед малышом свою левую ладонь. Правой рукой возьмите его указательный пальчик и поставьте его вертикально в ладонь. Читая потешку, стучите пальцем по ладошке, приговаривая: "Папа, мама, есть хочу. Хлеба с маслом не хочу. А конфетку - ам!" На слово "ам" закройте ладонь и поймайте пальчик, сказав: "Никому не дам!". Игра развивает эмоциональность и предвидение.
Знакомство с пластилином
Возьмите лист бумаги. Нарисуйте цветным карандашом контур - солнышко, зайчика и т.п. Покажите, как можно заполнить контур разноцветным пластилином, размазывая его пальцем. Хвалите малыша. Игра развивает мелкую моторику рук, успокаивает ребенка. Развивается координация движения рук под зрительным контролем.
Соотношения формы предмета и формы отверстия
Сделайте в коробке отверстия разной формы и размера и подберите под них разные предметы (крышки, шарики, мягкие формы из поролона). Покажите на коробке отверстия, назовите его, например: "Шарик". Возьмите шарик и медленно протолкните его в отверстие. Скажите: "Бух и нет шарика". Повторите еще раз. Возьмите кубик, покажите на коробке отверстие для него. Дайте малышу фигуру поищите вместе с ним подходящее отверстие. Теперь пусть малыш попробует сам. Не помогайте ему, если он не просит. Сначала на коробке должно быть всего несколько отверстий 2-3 форм. Поворачивайте коробку, чтобы отверстия меня свое положение. Игра развивает согласованность движений пальцев рук, знакомит с формой предметов.
Освоение объемов
Во время купания малыш учится переливать воду из одной емкости в другую. Он разливает, наливает и опять переливает. Удивите его, покрасьте воду в стаканчиках в несколько цветов и пусть малыш смотрит, как меняется цвет воды при смешивании. Малыш познает свойства предметов, учится соотносить их между собой.
Игры в быту
Вам нужно срочно выполнить работу по дому, обязательно привлекайте к этому ребенка. Наберите в таз немного воды, и пусть он стирает, моет своих кукол. Дайте ему влажную тряпочку, и пусть он тоже вытирает пыль и моет пол. Эти занятия расширяют познания ребенка об окружающем мире, приучают его к порядку и учат необходимости помогать взрослым.