Второй ребенок. Часть 1. Немного про ревность.
Когда Мила еще не родилась, вопрос ревности между детьми меня уже начал беспокоить. Очень хочется вырастить девочек дружными и любящими друг друга. Это во многом зависит от поведения родителей. Делюсь тем, что пока удалось привнести в нашу жизнь. Но я в поиске и других полезных для отношений девочек вещей...

Я старалась осознанно не делать из старшей "старшую" сестру, т.е. провоцировать ее раннее взросление, типа «теперь ты большая». Я думаю, что в будущем ревность и плохие отношения между сестрами - братьями могут спровоцировать 2 вещи:
- Переваливание ответственности на старшего ребенка (теперь ты старший, а поэтому ДОЛЖЕН… (далее – список)
- Привязывание роли «няньки» для младшего. Вот здесь родители, если перестараются, что дети между собой не научатся иметь именно братско – сестринских отношений, они не будут друзьями в самом лучшем смысле, они всегда будут в отношениях «один считает себя умнее, а другой сопротивляется опеке».
Соблазн сделать эти 2 вещи велик! Почувствовала на себе! Стараюсь вовремя себя останавливать.
Пока вижу только такие способы предотвращать подобное:
- Почаще вспоминать постулат «Ребенок мне (и вообще никому) ничего не должен»
- Включать старшую в заботы о малышке только в форме игры, но не приказов или прямых команд. «О, будем попу кремом Милашке мазать! Где у нас крем?» - вместо «Принеси крем», «А кто из нас точнее забросит грязный памперс в ведро?» - вместо «Выкинь памперс».
- Восхищение не в одну сторону, а в обе. Поясню… Обычно все начинают умиляться более младшему ребенку: «Ой, смотри, какие ручки, как он/она сделал это...» Оно понятно. Но мы показываем восхищение в обе стороны, чтобы не провоцировать в дальнейшем ревность. Т.е. я старшей дочке говорю: «Тасена, смотри, Милашка смотрит, как ты красиво рисуешь, ой как ей киса твоя нравится! Ой, а Мила еще не умеет так танцевать хорошо, как ты, ты же научишь ее потом?». Стасе это нравится ))
- Не запрещать старшему малышу «играть в маленького», т.е. тоже побыть в роли малыша – взять соску, завернуться в пеленку, примерить ползунки, прижаться к маминой груди и т.п. Так же его тискать, целовать, как и маленького. Например, Тасена любит залезать на пеленальный столик, где я переодеваю и делаю массаж маленькой. И ее тоже надо помассировать, намазать попку тем же кремом, поиграть. Я с удовольствием это делаю, ни в коем случае не говорю: «Ну ты же уже большая, слезай!». Особенно ярко такое поведение в первое время, потом постепенно оно исчезает, надо старшему дать "наиграться".
(продолжение следует...)
Dacha
Про Ревнось. У нас это вопрос пока еще не стоит, но как говориться на всё воля вселенной :) А вы молодцы! Так как ты "в поиске и других полезных для отношений девочек вещей" хотела тебе сказать следующее. Найти занятие для старшего которым можно заниматься только с мамой(или папой) пока папа сидит дома с младшей. Например ходить в бассейн, в библиотеку, ну или куда ещё, то есть то время которое старший/ая сможет проводить эксклюзивно с родителем. Это конечно требует определенной организации, но можно попробовать. Это я в передаче про детей подслушала про ревность. Я думаю целью является поддерживать контакт с ребенком индивидуально с его заботами, делами, желаниями вне братско сестринского коллектива.
15.12.2011
Ответить
Галинка
У нас вот старший не ревнует, но у них возраст другой. Миша у нас чувствует превосходство над братиком. я злоупотребляю ролью няньки, надо остановиться. И в форме игры с Мишей как то не выходит организовывать помощь с его стороны, поэтому давлю на то что он старший брат(((( вот задумалась теперь.....
30.11.2011
Ответить
Марьяна Хитрова
Галя, а я даже бабушкам запретила говорить фразу: "Ты, как старшая сестра, теперь должна...", "Ты же теперь старшая, значит должна быть примером...". Мне кажется, что правильнее вообще забыть, что старший ребенок - старший. Я стараюсь представлять, что бы я сделала, если бы старшего ребенка у меня не было - сама бы принесла - выкинула - поиграла.. Вот и делаю также все сама, только старшую дочку подключаю к процессу, т.е. она не одна делает, а со мной. Например, Милашка плачет, я подхожу с соской: "Вот, пойдем, Тасена, успокоим ее". Тася при этом рядом. Или говорю ей: "Побежали памперс выкидывать!" Потом она сама воспроизводит эти действия, без меня, но уже не с моего слова, после напоминания, а сама по себе, а значит, с желанием! Хотя я не знаю, как правильно на самом деле... я больше от своего опыта отталкиваюсь - сама была старшей сестрой - нянькой, это сильно подпортило наши с братом отношения как брата и сестры, сейчас стараюсь это исправить и с братом и со своими дочками такого не допускать.
30.11.2011
Ответить