Потрясение
Вчера днем на окраине Владикавказа было обнаружено тело народного поэта и декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского государственного университета Шамиля Джигкаева. Преступники практически отрезали 71-летнему поэту голову.
Шамиль Джигкаев — пожалуй, самый известный из современных осетинских поэтов, три года назад оказался в центре скандала, который, в свою очередь, стал продолжением другого. Осенью 2008 года несколько автобусов с совершающими хадж жителями Чечни и Ингушетии остановились у мемориала жертв теракта в бесланской школе N 1 "Город ангелов". По словам сотрудников администрации Правобережного района, паломники вышли из автобусов, чтобы справить естественную нужду. Замечания находившихся недалеко местных подростков они проигнорировали. Тогда те забросали автобусы камнями. Сами молитвенники утверждали, что сделали остановку для совершения намаза. Через месяц после этого в журнале "Мах дуг", издающемся на осетинском языке, появилось стихотворение Шамиля Джигкаева "Отправляются волчата совершать хадж" — о его отношении к этому инциденту, в котором, как показалось местным мусульманам, были оскорбления их религии. Произведение было переведено ими на русский язык и разослано во все северокавказские мусульманские общины. Тогда же в прокуратуру поступило обращение с требованием признать стихотворение экстремистским. Однако проведенная проверка ничего подобного не обнаружила.
____
Шамилю Джигкаеву отрезали голову - для осетина примерно так же звучит, как для русского: Андрею Вознесенскому отрезали голову.
И стихотворение его не о ненависти к мусульманам, а о гневе, охватившем поэта из-за осквернения святого места - кладбища детей Беслана.
Привожу его примерный перевод:
Едут волчата на Хадж
Не угомонятся кровожадные хищники
Нет конца их преступлениям
Даже кидаются на солнце.
Святая книга этих волков - клыки
Даже молитва - с преступным умыслом
Как свиньи на нашем кладбище зелёные звери
Совершают перед Богом злодеяние.
Эй, шейхи! Пусть земля дрожит под вами,
Увлажняйте свои могилы!
Проклятые, будьте прокляты! - пусть помочится
На вашем молитвенном чёрном камне моя собака.
Вы думаете, выражение своих мыслей в стихах достойно отрезания головы 71летнему старику? Хотела написать, "живому классику осетинской литературы", но он уже просто классик.