Игры-занятия с детьми
ПолезноеИгры-занятия с детьми
от 5-6 до 9-10 месяцев
Дети данного возраста учатся сжимать и разжимать игрушки, перебирать их детали пальцами, вынимать небольшие игрушки из ёмкостей и вкладывать обратно.
Подтягивание за шнур
воздушного шарика
(от 6 месяцев и старше)
В ходе игры-занятия ребёнок знакомится с положением предметов в пространстве.
Надуйте воздушный шарик, чтобы диаметр его составлял примерно 15-20 см. Шарик такого размера удобен для рассматривания при его приближении и удалении. Его легко схватить рукой, ощупать, слегка сжимая. Туго надутый шарик дальше откатывается при манипулировании, и ребёнку труднее его достать, кроме того, он может быстро лопнуть. Длина шнура равна 20 см.
Вы показываете малышу, лежащему на спине, надутый шарик вначале с расстояния 1-1,5 м и наблюдаете за его поведением. Если ребёнок заинтересуется игрушкой, его действия будут примерно такими: малыш, широко открыв глаза, как бы застынет от удивления, затем будет тянуть руки к шару, улыбаться.
Приблизьте игрушку к ребёнку и предоставьте ему возможность самому взять шар в руки. Малыш потянет его в рот, будет сжимать руками.
От прикосновений ребёнка шар меняет своё положение, но остаётся в пределах досягаемости. Если шар откатился далеко, возьмите его и разместите над ребёнком так, чтобы малыш мог притянуть его к себе, взяв за шнур.
Рассматривая шар, малыши, как правило, сами не обращают внимания на шнур. Взрослый, показав ребёнку шнур, вкладывает его конец в детскую ручку. Малыш на 1-2 секунды затихает, а затем, двигая рукой, перемещает шар, удивляясь и радуясь зрительным и осязательным впечатлениям.
После 3-5 минут игры с надувным шариком малыша, лежащего на спине, можно перевернуть на живот и предложить ему новое задание. Разместите шарик так, чтобы малыш мог схватить конец шнура. Если ребёнок не обращает внимания на шнур, покажите ему конец шнура, затем шарик. В конце концов малыш схватит шнур и потянет к себе.
В первый раз ребёнок только периодически схватывает шарик и подтягивает к себе. При повторных играх он быстро усваивает это умение и успешно им пользуется.
В ходе первых игр-занятий с воздушным шариком дети активно его ощупывают, легко удерживают в руке, слегка сжимая поверхность. Лёжа на спине, дети удерживают шар, отталкивают его не только руками, но и согнутыми в коленях ногами.
Игра с шаром продолжается от 5-10 до 15-20 минут в зависимости от интереса ребёнка.
Взрослый периодически меняет шары, предоставляя малышу возможность знакомиться с шарами разного цвета, различной упругости.
Игра-занятие считается успешной, если малыш радуется, активно стремится взять шарик, периодически подтягивая его за шнур.
Манипулирование гирляндой
больших и маленьких круглых предметов
(от 6 месяцев и старше)
В процессе данной игры-занятия у ребёнка совершенствуются движения рук, накапливается осязательный и зрительный опыт. Дети практически знакомятся с величиной предметов.
В качестве дидактического материала можно использовать кольца от деревянной пирамидки, соединённые шнуром таким образом, чтобы два больших и три маленьких кольца чередовались по размеру. Важно, чтобы они располагались в одной плоскости.
Кольца закрепляются в гирлянде через каждые 2 см. Такое расстояние необходимо для обследования величины и формы каждого кольца в гирлянде. Захватывая большое и маленькое кольца, малыш всякий раз приспосабливает руку для захвата в соответствии с величиной предмета. Плотное соединение деталей погремушек и игрушек мешает обследованию их формы.
Итак, всё готово к проведению игры. Положите малыша на живот и разместите перед ним гирлянду. Теперь можно понаблюдать за действиями ребёнка.
Для захвата большого кольца сверху малышу необходимо широко раскрыть ладонь, маленькое кольцо можно схватить пальцами. При охвате колец сбоку тоже необходимо соответствующее движение пальцев. Иногда ребёнок берёт пальцами шнур, соединяющий кольца.
Сначала малыш может шлёпать раскрытой ладонью одинаково по большому и по маленькому кольцу. Шлёпнув ладонью по поверхности кольца и не схватив игрушку, ребёнок повторяет движение рукой, но изменив положение пальцев таким образом, чтобы достичь желаемого результата, схватить предмет.
Взяв одно кольцо, малыш изменяет положение других колец в гирлянде и, привлечённый ими, берёт поочерёдно большие и маленькие предметы, всякий раз приспосабливая руку для ощупывания, схватывания и удерживания игрушек.
Очень быстро малыш начинает чётко направлять руку к предметам разной величины без предварительных примеривающих движений. При манипулировании разнообразными предметами у малыша развиваются движения рук, глазомер. Руки начинают действовать под контролем зрения. В результате совершенствуется и зрение, и осязание.
Соединённые в гирлянду кольца позволяют малышу действовать какое-то время самостоятельно. Порознь представленные, те же предметы малоинтересны, так как они раскатываются и достать их самостоятельно малыш не всегда может. Немаловажен фактор веса предметов. У малышей достаточно сильные руки, поэтому вес деревянных (а не пластмассовых) колец необходим для укрепления мышц.
Имеет значение и звук игрушек при постукивании. Потряхивая гирлянду, малыш прислушивается к звукам.
Перевернувшись на спину, ребёнок продолжает манипулировать игрушками, находя их сбоку от себя или в других местах.
Игра-занятие может проводиться в течение трёх дней. После некоторого перерыва её повторяют.
Манипулирование предметами
разной формы
(от 6-7 месяцев и старше)
В процессе данной игры-занятия дети практическим путём знакомятся с формой предметов. У них совершенствуется координация движений рук под контролем зрения.
В качестве дидактического материала используется гирлянда, состоящая из двух деревянных квадратов и трёх кругов с отверстиями по центральной линии и по диаметру.
Сторона квадрата и диаметр круга равны 3 см, а толщина этих фигур - от 1 до 1,5 см.
Открывание бочонка
(от 7 месяцев и старше)
В процессе данной игры-занятия используется деревянный бочонок с крышкой, который нужно научиться открывать.
Если малыш не пытается открыть крышку, а увлечённо катает бочонок, взрослый 2-3 раза отодвигает закрытый бочонок от малыша и держит крепко в своих руках, оставляя ребёнку только возможность снять крышку.
Игра-занятие считается успешной, если ребёнок рассматривал бочонок, катал его и 2-3 раза снял крышку. Эта игра остаётся интересной длительное время, хотя характер манипуляций меняется.
Вынимание игрушек из бочонка
(от 7-8 месяцев и старше)
В процессе этой игры-занятия у ребёнка формируется координация движений рук, малыш учится соразмерять действия руки с величиной предметов.
В качестве дидактического материала используется хорошо знакомый бочонок и вложенные в него игрушки: кольцо от пирамидки, шарик, кубик.
В начале игры вы показываете ребёнку знакомый бочонок, закрытый крышкой, и потряхиваете им. Затем предоставляете ему одну только возможность снять крышку и поманипулировать ею. Убираете крышку в сторону и снова привлекаете внимание малыша, потряхивая бочонок и приговаривая: "Что это гремит? Давай посмотрим!".
Далее ребёнку показываются игрушки, находящиеся внутри бочонка. Если он их не замечает, взрослый вынимает какой-либо предмет и, показав малышу, снова кладёт его в бочонок.
При попытке ребёнка достать предмет взрослый помогает ему. Так, если малыш, чтобы достать из бочонка игрушку, направляет к нему раскрытую ладонь, взрослый помогает ему. Естественно, что, раздвинув пальцы, ребёнок не достанет предметы, а как нужно поступить - малыш не догадывается.
В этом случае взрослый своей рукой помогает ему собрать пальцы вместе, опускает его руку в бочонок и даёт возможность взять какую-либо игрушку.
Может случиться и так, что ребёнок с первого раза не достанет игрушку. При повторной попытке дело пойдёт более успешно. Если малыш сумеет достать что-либо из бочонка, он радостно показывает взрослому добытую игрушку.
На предложение посмотреть, что ещё лежит в бочонке, малыш охотно откликается, вынимая поочерёдно оставшиеся предметы.
Важно, чтобы во время игры взрослый держал бочонок, а малыш опускал в него руку. Если бочонок не держать, то малыш опрокинет его и игрушки сами выкатятся из ёмкости.
Сформированное во время игры-занятия умение по-новому манипулировать предметами малыш по собственной инициативе начинает использовать в других ситуациях. Игра остаётся интересной для детей длительное время, если игрушки периодически менять.
Вынимание и вкладывние
небольших игрушек
(от 8 месяцев и старше)
Цель занятия та же - совершенствование движений, дальнейшее накопление сенсорного опыта.
В качестве дидактического материала можно использовать детское ведёрко высотой 12-16 см и игрушки меньшего размера (но не меньше 3 см), сложенные в ведёрке.
Как и на предыдущем занятии, вы, потряхивая ведёрком с игрушками, привлекаете к нему внимание ребёнка. Поскольку малыш уже умеет вынимать игрушки, он будет делать это сам, а вы - придерживать ведёрко руками, чтобы оно не опрокинулось.
Рисование фломастером
(от 8 месяцев и старше)
В процессе данной игры-занятия дети знакомятся с фломастером, учатся проводить линии на бумаге, замечать их.
Дидактическим материалом служит толстый фломастер (карандаш) зелёного, синего, красного или фиолетового цвета, лист белой бумаги (альбомный или картон) размером 20 х 30 см.
Взрослый показывает ребёнку, сидящему у него на коленях, лист белой бумаги и кладёт его на стол (данное занятие хорошо проводить перед зеркалом, чтобы лучше видеть выражение лица малыша, его действия). Затем даёт ребёнку фломастер и предоставляет возможность схватить его в кулачок остриём вниз.
Взяв руку ребёнка в свою, взрослый вместе с малышом проводит линии на листе бумаги. Увидев след, оставленный фломастером, ребёнок свободной рукой попытается схватить линию, при этом он выпустит фломастер из правой руки.
Отодвинув лист от ребёнка, взрослый хвалит малыша: "Как хорошо нарисовал, молодец". Затем снова даёт ребёнку фломастер и слегка поддерживает снизу руку малыша ближе к запястью таким образом, чтобы остриё фломастера касалось бумаги. В этих условиях при малейшем движении руки ребёнка на бумаге остаётся линия.
Первоначально малыш может попытаться высвободить свою руку из руки взрослого, но, несмотря на это, взрослый проводит вместе с ребёнком первую линию. При повторном нанесении линий малыш спокойно позволяет направлять его руку и сам крепко держит фломастер. Трудность для ребёнка заключается в том, чтобы держать фломастер под определённым углом к бумаге.
Сообразив, что именно этот предмет оставляет след на бумаге, малыш сам будет пытаться провести линию на листе. При этом он может прикладывать фломастер к бумаге плашмя.
Результат игры-занятия считается положительным, если ребёнок вместе со взрослым провёл несколько линий, заметил след, оставленный фломастером (рассматривал его или пытался взять).
Игра-занятие длится 3-5 минут. Если ребёнок остаётся безразличным к рисованию фломастером какого-то определённого цвета, можно заменить его другим. У некоторых детей данного возраста наблюдается избирательное отношение к цвету.