от 4 до 6. Двигательная активность

Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение помогает развитию у ребенка навыка ползания.
***
Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Игрушки надо выбрать такие, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами.
***
Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.
***
Для того чтобы помочь ребенку в освоении навыка переворота (перекатывания) своего тела, предложите ему следующее упражнение: подложите руку под его плечи и в ритм веселой песенки осторожно покачайте его из стороны в сторону; когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.
***
Продолжайте класть в руку ребенку погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш ручку, чтобы посмотреть, откуда доносится звук.
***
Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70 см от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. Это упражнение развивает координацию движений глаз и рук.
***
В каждую руку ребенка положите по игрушке, которая легко сжимается и может пищать. Став постарше, малыш научится сжимать обе игрушки одновременно.
***
Возьмите ребенка за пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем положении.
***
Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.
***
Положите ребенка на живот. Согните его колени, выпрямите колени и разведите ноги в стороны, соедините ноги вместе.
***
Поднимите руки малыша вверх и опустите вниз, скрестите и затем разведите в стороны.
***
Поместите игрушку на таком расстоянии от малыша, чтобы он не мог достать ее рукой. Это будет стимулировать развитие навыка ползания. Однако если в течение нескольких секунд ребенок не сможет дотянуться до игрушки, положите ее рядом с ним.
***
Свяжите тесемкой за тонкую часть две погремушки так, чтобы расстояние между ними было около 10 см. Дайте ребенку в руку одну из погремушек. Понаблюдайте за его попытками схватить вторую погремушку.
***
Посадите малыша на высокий детский стул или устройте его так, чтобы он мог на что-нибудь опираться. Опустите его руки вниз и спросите: "Ты большой?". Затем поднимите руки над головой и скажите: "Вот какой ты большой!".
***
Дайте малышу игрушку сначала в одну, а затем в другую руку. Это будет способствовать выработке навыка перекладывания предмета из руки в руку.
***
Эта игра разовьет мышцы ребенка и поможет ему приобрести чувство ритма. Положите малыша на спинку и мягко двигайте его ручки и ножки в ритме какой-нибудь детской песенки. Например, двигая кисти его рук по кругу, говорите:
Ты скажи, барашек наш,
Сколько шерсти ты нам дашь?
Двигая же ножки малыша назад и вперед, говорите:
Ну и соня — сын мой Джон!
Спать в штанах улегся он.
Башмачок он сбросил прочь,
А в другом проспал всю ночь! (Перевод С. Маршака)
.
***
Ребенок лежит на спине. Вы показываете малышу кольцо, встряхиваете его. Затем осторожно разожмите пальчики ребенка и вложите ему кольцо между большими и четырьмя другими пальцами. Одной рукой помогайте ребенку удерживать колечко, потом встряхните кольцо, продолжая фиксировать своей рукой руку ребенка. Приговаривайте:"Колокольчик звенит - динь-динь!" Убедившись, что малыш держит предмет, постепенно отпускаете его руку, давая возможность действовать самостоятельно. Затем вложите другое кольцо в другую руку ребенка.
***
Нужно: кольцо или кольцевая погремушка и лента для подвешивания.
С этой целью в кольцо пропускается лента, на которой оно подвешивается на высоте 10-15 сантиметров над грудью ребенка слева или справа от него. Вначале кольцо подводят к руке малыша, дабы оно коснулось ее. Затем кольцо отодвигается, чтобы побудить малыша потянуться к нему и схватить. Если у ребенка это не получается, закрепите ленточку с кольцом непосредственно над ним и поучите его процессу хватания: медленно ведите руку малыша к кольцу, легонько разожмите ладошку, пропустите четыре пальца внутрь кольца и помогите ребенку сжать его, а затем и встряхнуть.
Во второй части занятия упражнение повторяют из положения лежа на животе.
Аналогичное занятие проводится с другими предметами (цветными трубочками, шариками, вертушками и пр.), расположенными перед ребенком на низко натянутом на уровне его полусогнутых, поднятых вверх рук шнуре. Малыш может не только захватывать предметы, но и смещать их влево и вправо.
***
форм, цилиндры из различных тканей, деревянные или пластмассовые,
мягкие игрушки - животные, грибочки, овощи, ягоды и пр.
Ребенок лежит на спине. Поочередно вкладывайте в его руку предметы,
отличающиеся друг от друга формой, цветом, весом либо материалом
(тяжелый или легкий шарик, деревянная или металлическая ложка, зеленый
огурчик и красная ягода, разноцветные кубики и т.д.). Называйте
игрушки:"Ша-а-рик!", "Ку-у-бик!". Затем подвесьте одну из пар игрушек над
кроваткой и дайте ребенку самостоятельно схватить и пощупать их. Если
малышу еще трудно это сделать, помогите ему (см. предыдущее
упражнение). Повторите это упражнение, когда ребенок лежит на животе,
чтобы он научился захватывать предмет из любого положения.
***
Нужно: музыкальная игрушка (колокольчик, бубен, погремушка) и
маленькая картонная ширмочка.
Ребенок лежит на спине. Вы, находясь сбоку от него, закрываете колокольчик ширмочкой и несколько раз встряхиваете его, пока малыш не повернет к
вам голову и не начнет искать источник звука. Затем уберите ширму и
"подразните" ребенка колокольчиком, поднося его к руке малыша, но не
давая ухватиться до тех пор, пока он не перевернется на живот. Помогите
ему завершить поворот, если это необходимо, и дайте возможность схватить
игрушку.
В следующий раз заставьте ребенка перевернуться уже в другую сторону.
***
Нужно: атласная лента длиной 20 сантиметров и шнурок с узелками (к концам ленты и шнурка привязаны маленькие колокольчики или погремушки).
Ребенок лежит на спине. Вы держите перед ним ленточку вертикально. Если ребенку не удается самостоятельно схватить ее, помогите ему. Когда ленточка окажется в кулаке малыша, осторожно потяните за нее, давая ребенку возможность ощупать гладкую скользящую поверхность. Затем снова предложите ему схватить ленточку, расположив ее уже горизонтально. Для этого малышу нужно будет развернуть ладонь.
Аналогичное занятие проводится со шнурком с узелками - ребенок изучает другой вид поверхности.