Мотивация к занятиям
Что такое мотивационный стимул, зачем он нужен и как его выбирать? Мотивационный стимул это тот приз или поощрение, которое будет получать ребенок в случае успешно выполненного задания, это то, что будет побуждать ребенка стремиться выполнять задание быстрее, выше, сильнее))))) У многих деток-аутят может быть слабая мотивация к занятиям, просто так побудить ребенка сесть за стол и что-то сделать бывает крайне сложно, похвалы мамы может быть недостаточно для привлечения к тому или иному заданию, тут нам и поможет мотивационный стимул (а лучше несколько). В первую очередь, не надо бояться что ребенок "всю жизнь будет учиться за шоколадку", в АВА все построено так, чтоб как можно скорее переходить от "материальных" поощрений к более социально приемлемым и принятым в той или иной среде, а в идеале и уйти от поощрения как такового к вербальному одобрению и похвале (тоже в умеренном виде, понятно что в школе за каждую правильно поставленную запятую хвалить никто не будет).
Но с чего то надо начинать? Поэтому на первых порах в качестве мотивации подойдет все что угодно, цель - побудить ребенка к сотрудничеству. Как выбирать мотивационный стимул?
В первую очередь необходимо очень внимательно наблюдать за ребенком в течение нескольких дней. Я часто слышу о том, что "ребенок вообще ничем не интересуется", "ему ничего не надо". Верится с трудом. Ребенок не бревно, и не камень, у него в любом случае есть интересы, их просто надо заметить или изобрести исходя из привычек ребенка. Итак, начинаем с того, что наблюдаем и записываем. Все что просит ребенок, будь то еда, предметы, игрушки или какие либо действия (щекотка, прыжки, катание на мяче и т.д.). Попробуйте придумать что то помимо уже известных ребенку вещей, к примеру мой ребенок любит подвижные игры и долгое время у нас отличным стимулом была атласная лента привязанная к палке (типа как в художественной гимнастике) - поросячий восторг! Я думала у меня Алина Кабаева подрастает, так виртуозно он с этой лентой скакал))))) Сейчас у нас один из мотивационных стимулов это сенсорная коробка с водой. Есть несколько "популярных" вариантов, которые почти всем детям нравятся - пузыри, всякие светящиеся и вращающиеся игрушки и штуки, фонарики, прыгающие и вибрирующие игрушки. Ну а уж из еды, тут кто что любит, шоколад как правило вне конкуренции, но тут дело вкуса, кто то может быть на диете, поэтому все индивидуально.
Когда мы все записали, делим все по категориям, еду, игрушки/предметы и действия надо отдельно. Тестировать можно несколькими способами, какие то из них быстрее, но менее точные, какие то долгие, но зато позволяют выбрать стимул точнее.
1. Способ быстрый, но не точный.
Складываем все найденные штуки в коробку (помним что еда тестируется отдельно), ставим коробку перед ребенком и то, что он выберет первым и будет самым мотивационным. Процедуру можно повторить несколько раз, убирая наиболее мотивационные предметы т.е. определить иерархию стимулов.
2. Способ долгий, зато точнее.
Все предметы тестируем по парам в разной последовательности и сочетании. Например у нас есть машинка, мячик, фонарик и пузыри. Предлагаем сначала пузыри и мячик, потом машинку и фонарик, потом фонарик и мячик, потом пузыри и машинку и т.д. пока не переберем все варианты. Не забываем все записывать. То что ребенок выберет чаще других предметов из всех сочетаний и будет наиболее мотивационным, таким образом можно составить иерархию стимулов.
С едой тоже самое, ВАЖНО еду для мотивации на занятиях необходимо разделить на крошечные порции, буквально с пол ноготка, иначе за время занятий есть риск, что ваш ребенок объестся шоколада или другой вкусняшки, до диатеза, а это никому не надо. Еду лучше всего класть в контейнер с крышкой, потому как например мой шилопоп умудрялся сползать под стол и тырить поощрение с тарелки пока терапист отворачивалась на секунду для заполнения таблицы)))))) А вот с действиями сложнее, тут скорее надо проявить воображение и методом проб понять что ребенку нравиться больше. У нас долгое время работало "качение" на пледе, вдвоем с терапистом раскачивали дите как в гамаке)))))
Важно! Выбранный мотивационный стимул должен быть убран из обычной жизни и выдаваться строго на занятиях, иначе он свою мотивационность моментально потеряет. Он ее потеряет и так конечно спустя какое то время, но если ребенок будет всегда иметь доступ к мотивационному предмету, на занятиях он скорее всего работать не будет.
Процедуру тестирования мотивационных стимулов надо повторять регулярно, это позволит избежать срыва занятий и отказа от сотрудничества. Проявляйте воображение, наблюдайте за ребенком, чем более мотивационным будет стимул, тем успешнее пойдет процесс занятий и тем легче будет все и вам и вашему тераписту и главное ребенку!