Питер. День первый. Летний сад.
ОтдыхЛетний сад
Летний сад - один из самых красивых парков города. Его обычно считают ровесником города, так как Петр упоминает о нем в своих указах от марта-апреля 1704 года. Первый план Летнего сада набросал сам Петр, повидавший ещё во времена своего заграничного путешествия с великим посольством знаменитые сады Голландии и немецких княжеств. Первоначально, в 1704-1705 годах, разбивкой царского сада занимался русский архитектор Иван Матвеевич Угрюмов, а руководил работами сам Петр.


Самое примечательное в Летнем саду - это «Лабиринт Эзоповых басен», каждая из 60 скульптур которого - иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями. У входа в лабиринт - статуя Эзопа, баснями которого так восхищался сам Петр, что приказал делать «Эзоповы фонтаны». В Летнем саду эту затею осуществил архитектор М.Г. Земцов.

К сожалению, катастрофическое наводнение 1777 г. повредило сад. Деревья были вырваны с корнем, фонтаны разрушены. Парк был реконструирован при Екатерине Великов. Императрица предпочла свободный стиль ландшафтного парка. В таком виде этот зеленый уголок города и сохранился до наших дней. На протяжении долгого времени в парк пускали только представителей дворянства. Во времена Николая I он был открыт для всей «прилично одетой публики». Введенные ограничения действовали вплоть до революции. Несмотря на это, Летний сад был популярен у петербуржцев всех сословий.
Среди романтиков, которых привлекал Летний сад, были и А. Пушкин, и Н. Гоголь, и П. Чайковский, и украинский поэт Т. Шевченко. А писатель И. А. Гончаров даже сделал Летний сад местом встречи Обломова и Ольги, героев романа «Обломов». Влюбленные парочки облюбовали сад с начала XIX в. Ежегодно летом в саду устраивали смотрины купеческих невест, собиравшие толпы любопытных. По обеим сторонам аллей выстраивались шеренгами купчихи с дочерьми, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест. Каждая мамаша старалась в пух и прах разодеть свое чадо.
В северо-восточном углу парка находится Летний дворец Петра I. Доменико Трезини начал строить это здание в 1710 г. Скромный оштукатуренный каменный дом (один из первых в городе) был построен «на голландский манер», с четырехскатной крышей и рустованными углами. Дворец расположен рядом с началом Фонтанки, у Невы. Петр, увлеченный мореплаванием, сам выбрал это место. С южной стороны, где теперь стоят лавочки, первоначально был небольшой порт.
Дворец был разделен между мужем и женой: Петр занимал первый этаж, а Екатерина - второй. При входе в каждый зал висит табличка, на которой указано его назначение в петровскую эпоху. Опочивальня царя выглядит очень скромно. Длина кровати существенно меньше роста монарха. Дело в том, что в то время знатные люди спали почти сидя, облокотившись на стопку подушек. Принято было считать, что спать лежа - значит сокращать себе жизнь. За спальней находится петровская мастерская. Здесь он надевал кожаный фартук и проводил долгие часы, склонившись над своими станками, прессами и инструментами. В этом же помещении он нередко принимал и важных гостей. Много места в мастерской занимает «ветровой прибор», сделанный по его заказу в Дрездене придворными мастерами саксонского курфюрста. Три больших циферблата, заключенные в роскошную резную дубовую раму, показывают время, направление ветра, его силу и скорость. Прибор соединен с дворцовым флюгером. Вращаясь на ветру, флюгер приводит в движение стрелки циферблатов.
Большие приемы Петр проводил в Меншиковском дворце на Васильевском острове. Столовая же Летнего дворца использовалась для менее торжественных встреч. За обедом велась непринужденная беседа, которую нельзя было нарушить бранью или ссорой: тотчас в наказание заставляли осушить «большого орла» - огромный кубок с государственным гербом. Царь гордился не только своей мастерской, но и поварней. Она была оснащена по последнему слову тогдашней техники: вытяжной колпак над плитой и стены выложены синими изразцами, пол из каменных плит, в углу водопровод с черной мраморной раковиной. Из поварни в столовую проделано окошко - Петр любил, чтобы блюда подавались быстро и были горячими.
На втором этаже находились покои Екатерины I. Убранство этих апартаментов наряднее, богаче, изысканее, чем комнат первого этажа. Окружая свою вторую жену поистине царской роскошью. Петр будто старался заставить всех забыть о её незнатном происхождении.
К югу от Летнего дворца расположен Чайный домик. Этот павильон был построен в 1827 г. В 1981 г. он пострадал от пожара, а после реставрации стал использоваться в качестве выставочного зала. Недалеко от него находится очень красивый памятник Крылову.

Расположенный неподалеку Кофейный домик был возведен Карло Росси на месте старого грота петровской эпохи. Сейчас в этом здании разместились сувенирный магазин и кафе.

В южном конце парка находится пруд, где действительно плавают лебеди. Возле выхода из сада стоит огромная порфировая ваза, подаренная Николаю I шведским королем в 1839 г.

Пройдя через Летний сад, мы вышли на Дворцовую набережную и по ней дошли до Троицкого моста. Нева:

Троицкий мост: история создания
В 1826 году на Неве появился третий наплавной мост. Он соединил площадь перед Марсовым полем, на которую за несколько лет перед этим перенесли из глубины Марсова поля памятник А. В. Суворову, с Троицкой площадью. Этим объясняются перемены в названии моста: вначале он недолго именовался Суворовским, потом стал Троицким.
Троицкий мост уже не был полностью наплавным: береговые его части покоились на каменных устоях (три каменных пролета, примыкающих к площади, и сейчас являются частью моста). Однако в остальном он мало отличался от других наплавных сооружений. Проезжая часть покоилась а барках-плашкоутах, удерживаемых якорями и расчалками. Несколько секций меняли положение для пропуска судов. Наплавной мост через Неву у Троицкой площади просуществовал до начала XX века. Это было чрезвычайно неудобно, особенно когда на реке шел или устанавливался лед. Тогда мост попросту убирался, сообщение с другими частями города нарушалось.
Еще в конце XVIII века были разработаны проекты вполне совершенных в техническом отношении постоянных мостов через Неву. Создал эти проекты выдающийся русский механик Иван Петрович Кулибин. По его предложению берега Невы должны были соединиться огромной деревянной аркой, под которой свободно могли проходить суда, не убирая парусов. Кулибин сделал в Таврическом саду большую модель моста, ее видел и одобрил выдающийся математик Леонард Эйлер. Кулибин предложил и проект трехарочного моста из железных конструкций, с разводным пролетом для прохода крупных кораблей. В мировой технике той поры подобный проект разрабатывался и предлагался впервые.
Однако понадобились не годы - десятилетия, чтоб на Неве появился первый постоянный переход. Это был построенный в 1850 году по проекту русского инженера С. В. Кербедза Благовещенский мост (впоследствии он назывался Николаевским, а в годы Советской власти - лейтенанта Шмидта). И лишь в 1897-1903 годах построили постоянный Троицкий мост.

До начала строительства Троицкого моста был проведен конкурс на лучший проект, в котором наряду с русскими инженерами участвовали иностранные, среди них знаменитый Густав Эйфель, создатель поражающей воображение башни в Париже. После долгих споров был принят проект французской фирмы Батиньоль. По всей вероятности, выбор определило наметившееся в тот период русско-французское сближение (на торжественной закладке моста присутствовал президент Франции Ф. Фор). Но нельзя не признать и инженерных достоинств проекта. Французские проектировщики В. Шаброль и Р. Патульяр применили много технических новшеств, ранее разработанных русскими конструкторами. Это относится и к основной идее - перекрыть главные пролеты стальными фермами консольно-арочного типа. Благодаря этой системе удалось уменьшить объем опор, сделать их не такими грузными, как, например, у Литейного моста, построенного ранее. В окончательной разработке проекта участвовали выдающийся русский ученый-мостостроитель Н. А. Белелюбский, архитекторы Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, Г. И. Котов, скульптор М. А. Чижов.
Сооружение было открыто в 1903 году, когда праздновалось 200-летие Петербурга. Силуэт десятипролетного моста казался легким, хотя вес только металлических его конструкций превышал 11 тысяч тонн. Мост сразу удачно вписался в сложившийся облик этой части города, богатой историческими и архитектурными памятниками. На мосту установили фонари, украсив их изображениями цветов, плодов, животных. Каждая из речных опор имела в одной плоскости с решетками трехветвистый фонарь. Осветительные колонны аналогичного стиля со временем установили и посреди проезжей части.
Есть в городе одна точка, с которой можно увидеть одновременно огромное количество интересных мест( это не колоннада Исаакиевского собора - там "вид сверху").Надо всего лишь встать на середине Троицкого моста через Неву - того, что у Петропавловской крепости. Вид на крепость с моста:

Стоя лицом к крепости, и поворачиваясь по часовой стрелке мы увидим совершенно невероятное для питерской архитектуры сооружение - самую северную в мире мечеть с голубым куполом и двумя минаретами "а-ля" "Гур-Эмир", далее - ближе к Неве - "первый питерский кондоминиум" - Дом политкаторжан -построенный в 1933г. для тех, кого стали расстреливать в 1937-м, далее, на набережной, у спуска к воде (это место - первая пристань в городе) - мифические фигуры Ши-Цза (некий гибрид льва и лягушки - еще пара Ши-цза - в крошечном китайском саду на Литейном пр.),

за ними, в сквере - домик Петра I - первое здание Петербурга, еще дальше - там где от Невы отходит Большая Невка - видны трубы крейсера "Аврора". Еще правее, по этому же берегу Невы, недалеко от квадратной башни со шпилем - Финляндского вокзала, на набережной виден небольшой белый купол - церковь тюрьмы "Кресты". Дальше, уже на другом берегу Невы, на самом горизонте - Смольный собор, ближе к нам, у Литейного моста, высокое серое кубическое здание с антеннами на крыше - знаменитый "Литейный 4" - здание бывшего КГБ. Еще ближе к нам - Летний сад с Летним дворцом Петра I и великолепной решеткой,с обоих сторон которого - первые в Петербурге каменные мосты - Прачечный и Лебяжий, еще ближе - Марсово поле и памятник Суворову, за ним - Михайловский замок с золоченым шпилем и Михайловский дворец(Русский музей), Спас-на-крови. На набережной - Мраморный дворец и, далее, вся Дворцовая набережная, с Эрмитажем и Зимним дворцом,(а над крышами виден ангел с Александрийского столпа), Адмиралтейство, вдали - Исаакиевский собор, Дворцовый мост - рядом с ним Кунсткамера, а вдалеке, в перспективе, "крановый лес" Морского порта, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами. И все это, не говоря уже о фантастической панораме самой Невы и силуэтах кораблей можно увидеть практически с одной точки.На той оконечности Заячьего острова, (на нем находится Петропавловская крепость) которая ближе к Стрелке разбит замечательный сквер со скамеечками, откуда открывается, пожалуй САМЫЙ ЛУЧШИЙ вид на центральные достопримечательности и Неву.
Обязательно туда дойдите, когда будете гулять в крепости.
Домик Петра I
(Первоначальный дворец Петра I или Красные хоромы). 1703 г., построен неизвестными строителями-плотниками из соснового леса по типу шведского деревянного дома и раскрашен под кирпич. Первое жилое здание и единственное сохранившееся деревянное строение Санкт-Петербурга.




Домик Петра I на Петроградской стороне - старейшее из сооружений Петербурга, уникальный памятник истории города. Он построен в течение трех дней с 24 по 26 мая 1703 года. Под пушечную пальбу 28 мая Петр I переехал в свой новопостроенный дворец. Домик срублен из сосновых брусьев и покрыт гонтом. Подобно русским избам, он состоит из двух светлиц, разделенных сенями. Широкие трехстворные окна прорезают стены, расписанные под кирпич.
Для домика характерны малые размеры и низкие потолки комнат. В XVIII веке деревянную кровлю украшали резное из дерева изображение мортиры и по концам конька «бомбы с горящим пламенем». Уже в петровское время были приняты меры по предохранению домика от разрушения. В документах 1720-х годов домик носит название «старых красных хоромцев, что у двора Романа Вилимовича Брюса в роще», или просто «красных хором». В середине XVIII столетия в одной из двух светлиц была устроена часовня. В 1784 году над домиком сооружен каменный футляр. В 1844 году архитектор Р. И. Кузьмин заменил футляр новым - из шестнадцати кирпичных столбов с арками без штукатурки. В 1852 году участок был обнесен чугунной оградой. В настоящее время домик Петра I является мемориальным музеем.

