Питер. День первый. Петропавловская крепость.
ОтдыхОт домика Петра с набережной мы отправились в Петропавловскую крепость.
Петропавловская крепость. Обзорная информация 

Собственно, с момента закладки этого укрепления и ведет свой отсчет история Северной столицы. Поэтому вполне естественно, что именно Петропавловская крепость считается старейшим архитектурным памятником в реестре достопримечательностей Санкт-Петербурга.
На Святую Троицу 27 мая 1703 года по чертежам, собственноручно выполненным Петром, на небольшом островке в устье Невы начинается строительство укрепления, призванного защитить вновь возводимую Северную столицу. Руководство работами было поручено Александру Меншикову. Поскольку первоначально все укрепления здания были деревянными или земляными, строительство завершили уже к октябрю.
Пагубность такого подхода показало первое же наводнение, которое просто снесло большую часть земляных бастионов. Поэтому уже в 1706 году архитектор Доменико Трезини первым начинает одевать берега Невы камнем. Одновременно возводили и храм в честь святых апостолов Петра и Павла, позже перестроенный в Петропавловский собор (статус кафедрального он получил в 1731 году, известен также как усыпальница дома Романовых, здесь покоятся все русские императоры от Петра I до Николая II). Работы затянулись, и были окончательно завершены уже после смерти Петра Великого.
Петропавловская крепость своей формой повторяла вытянутые шестиугольные очертания острова. По углам возвели каменные бастионы. Их высота доходит до 12 метров, а ширина - до 20 (между наружной и внутренней стенами насыпан толченый кирпич). Имена пятиугольные бастионы получали в соответствии с тем, кто из помощников Петра «курировал» то или иное укрепление. Так появились Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы. На каждом из них расположили около полусотни орудий.
Согласно фортификационной науке того времени бастионы соединили между собой куртинами (стенами). В Петровской, Невской, Васильевской, Никольской и Кронверкской расположены одноименные ворота. Главными, для торжественного въезда, естественно, стали Петровские. Екатерининская куртина была отстроена глухой. В ее стенах разместили казематы для хранения оружия и казармы. Для неожиданных вылазок в тыл осаждающему укрепление неприятелю были приготовлены подземные ходы (сортии или сапы) и замаскированные проходы в стенах (паттерны).
Для защиты от нападения с моря отстроили два равелина треугольной формы. Иоанновский получил свое имя в честь старшего брата, а Алексеевский - в честь отца Петра I. С суши дополнительной защитой служил кронверк - земляной вал в форме короны.
Петропавловская крепость практически до начала ХХ века служила также и главной государственной тюрьмой для особо опасных государственных преступников (отсюда пошло и расхожее выражение - «заключить в крепость»). В разное время узниками Петропавловских равелинов были царевич Алексей, княжна Тараканова, Радищев, декабристы. Пятерых руководителей восстания на Сенатской площади публично казнили на кронверке Петропавловской крепости.
Достопримечательности Санкт-Петербурга укрепление возглавляет по праву первородства. В настоящее время здесь находится основной выставочный комплекс Государственного музея истории города, включающий в себя Петропавловский собор, Великокняжескую усыпальницу, Церковный дом, Комендантский дом, Ботный дом, Инженерный дом, здания Тюрьмы Трубецкого бастиона, бастионы, куртины и равелины.
А полуденный выстрел пушки с Нарышкиного бастиона давно стал одним из символов Северной столицы.
Мы специально подгадывали, чтобы в полдень оказаться рядом с крепостью, поэтому выстрел мы застали)
Подойдя к крепости с восточной стороны по изящному пешеходному Иоанновскому мосту, вы окажетесь рядом с Иоанновскими воротами одноименного равелина, пристроенного к крепости в 1740 г. Трудно себе представить, что подобное место как-либо связано с космическими полетами, но это действительно так. Раньше здесь размещалась исследовательская лаборатория, где в 1932-1933 гг. была разработана первая советская ракета на жидком топливе.

Памятник зайчику был установлен рядом с Петропавловской крепостью 17 мая 2003 года, в юбилейный для города год. Существует легенда, по которой, заяц, спасшийся от наводнения, прыгнул на сапог Петру I, который в этот момент выходил из лодки на остров. В честь этого события остров был назван Заячьим, и именно отсюда началось строительство Санкт-Петербурга. Скульптура стала своеобразным памятником петербургским наводнениям.
Лесной зверек изначально был установлен на свае с правой стороны от Иоановского моста. Но со временем его переставили на левую. Статую пару раз воровали, а один раз в него врезался гонщик на водном мотоцикле во время соревнований. Никакой ценности, кроме эстетической, статуя зайца не несет: его сделали из самых простых сплавов (силумина, алюминия и дюраля), но на всякий случай все-таки привинтили огромными болтами к бревнам, чтобы уж точно «не сбежал». Высота скульптуры - 58 сантиметров. Архитектором выступил С.Я. Петченко, скульптором - В.А. Петровичев.
Зайцев этих в крепости полно))

В наши дни в Музее космонавтики (он будет справа от вас, когда вы пройдете через ворота) можно узнать историю советской космической программы - от первого спутника до орбитальной станции «Мир». Экспозиция воздает должное гению К. Э. Циолковского. Этот ученый задолго до первых космических полетов предложил использовать принцип многоступенчатой ракеты для преодоления невыгодного соотношения массы и количества топлива. Он говорил, Земля - колыбель разума, но мы не можем оставаться в колыбели навеки. За небольшую плату посетители могут фотографироваться внутри аппарата, подобного тем, в которых возвращались на Землю советские космонавты.
Далее путь ведет к Петровским воротам. Ворота были созданы по проекту архитектора Трезини в форме триумфальной арки. Они украшены двуглавым романовским орлом и деревянным барельефом «Низвержение Симона-волхва святым Петром». Это изображение символизирует победу Петра I над шведским королем Карлом XII. Царь Петр предстает в лавровом венке. Справа от него находится статуя Беллоны - богини войны (аллегория военных подвигов царя), а слева - статуя Минервы (аллегория заслуг царя как законодателя).
Каждый из шести бастионов крепости назван в честь того, кто наблюдал за его строительством: Государев, Меншиков, Нарышкин, Зотов, Головкин и Трубецкой. На наружной стене Государева бастиона нарисован голубой морж. Здесь зимой собираются любители купаться в проруби. От Государева до Нарышкина бастиона проходит пешеходный маршрут, с которого открывается панорамный вид на бассейн Невы. Рядом с Нарышкиным бастионом на стене стоят две пушки. Орудие стреляет каждый день в полдень. Эта традиция восходит к XVIII в., когда мало у кого были часы. Ежегодно 27 января в 8.00 происходит артиллерийский салют из 24 залпов в честь годовщины снятия блокады Ленинграда. Выстрел орудия в любое другое время сигнализирует о начале наводнения. В 1917 г. «Аврора» дала свой исторический выстрел (сигнал к началу штурма Зимнего дворца) - как только на флагштоке бастиона был вывешен красный фонарь.
Между Государевым и Нарышкиным бастионами находятся Невские ворота, построенные в классическом стиле. На арке этих ворот перечислены катастрофические наводнения Петербурга (менее серьезных наводнений было несчетное множество). Великолепный вид на Дворцовую набережную Невы, который открывается отсюда, вероятно, служил слабым утешением для узников, отправлявшихся с Комендантской пристани на казнь в Шлиссельбург.
В проходе, который ведет из крепости к пристани, находится вход в Печатню. Этот музей дает представление о том, как в старину печатали книги. Там работает шесть старинных прессов и выставлены предметы, найденные при раскопках внутри крепости. Пляж между Нарышкиным и Трубецким бастионами в июле служит местом проведения фестиваля песчаных скульптур.
На территории крепости находится очень красивый храм-усыпальница царской семьи.

Высоко на шпиле - ангел. Так и не удалось его сфотографировать, чтобы видно было.

Выход из усыпальницы:

Внутри:

Здесь покоятся останки Петра I


Напротив усыпальницы лодочный домик Петра I. На крыше - девушка с веслом))

Вообще в самой крепости мы покупали экскурсию, поэтому неслись бегом и старались внимательно слушать, поэтому фоткали мало. Нас водили в казематы, там вообще не очень хотелось фотографировать, мрачное местечко.

Во дворе крепости:

Кованая "мебель"))

На набережной Невы закаленные петербуржцы наслаждаются летом) Мне даже смотреть на них холодно было))

С крепостью закончили.
Напротив крепости находится особняк известной балерины. Ничего особенно примечательного в этом здании я не увидела, мы его даже не фотографировали. Но история мне показалась интересной, поэтому мы покормили гулек в скверике рядом с ним и сами подъели, чтоб было с собой, посидели на лавочке, полюбовались старинными трамваями, проезжающими мимо (зафоткать, опять же, не удалось) и я прочитала моим дорогим спутникам эту историю, ею и с вами делюсь.
Особняк Матильды Кшесинской
Фото из инета
Матильда Феликсовна Кшесинская родилась в театральной семье 31 (19) августа 1872 года. В 18 лет она стала балериной Мариинского театра, на сцене которого Матильда прославилась как одна из величайших звезд русского балета. Уже в первый свой сезон она станцевала в 22 балетах и 21 опере. В 1908 году Матильда Кшесинская успешно гастролирует в парижском Гранд-Опера и поражает публику 32 фуэте (поворотами на одной ноге). Для бессмертной славы этого было бы вполне достаточно, но, как писал директор императорских театров В.А.Теляковский, «успех на сцене был средством: стремления ее [Кшесинской] были более грандиозны и обширны, и роль только балерины, хотя и выдающейся, не удовлетворяла ее смолоду».
В 1892 году юная балерина завязывает роман с наследником престола Николаем Александровичем Романовым. Эта связь продлилась два года и завершилась после брака царевича с Алисой Гессенской (Александрой Федоровной). При расставании Николай разрешил Матильде всегда обращаться к нему на «ты» и обещал в случае необходимости оказать балерине свое высочайшее содействие. Казалось, минута славы Матильды Феликсовны осталась позади, но Кшесинская не намеревалась сдаваться.
Сперва «в горе и отчаянии» ее поддержал Великий князь Сергей Михайлович, внук Николая I и генерал-инспектор артиллерии. А в 1900 году Кшесинская сошлась еще и с внуком Александра II, Великим князем Андреем Владимировичем, не прекращая свои отношения с Сергеем Михайловичем. Скандал? Да нет, как писал уже упомянутый нами Теляковский, «все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину…».
Роман с «династией Романовых» дали Матильде Феликсовне не только поддержку «административного ресурса», но и значительные средства. Любвеобильный Сергей Михайлович подарил любимой приме особняк в Стрельне, виллу в Каннах, дачу на Кавказе, на его средства организовывались роскошные приемы. Когда Кшесинская пировала в Стрельне, проходящие поезда меняли свое расписание под нужды гостей балерины. На деньги Великого князя весной 1906 года был приобретен и участок на Петроградской стороне для городского особняка Матильды Феликсовны.
А кто оплачивал банкет? - «Народ, народ батюшка». Будучи генерал-инспектором артиллерии, Сергей Михайлович преуспел в «осваивании» государственных средств, получал неплохие «откаты» от оружейных компаний (например от французской фирмы Шнайдер-Крезо), что не приносило любви масс, но позволяло жить по-княжески.
К концу 1906 года строительство двухэтажного петербургского дома Кшесинской было завершено. Стоит отметить его местоположение. С одной стороны, особняк находился на Петроградской стороне - самом модном районе Петербурга начала XX века. Вместе с тем, дом фактически стоял на Неве - главной магистрали Петербурга, на которую выходили основные здания города: Зимний Дворец, Исаакиевский Собор, Сенат, Академия Наук и т.д. Все это подчеркивало особый статус Матильды Феликсовны в российском государстве.
Архитектором здания был Александр фон Гоген, известный нам также как строитель Мемориального музея А.В. Суворова. За фасад особняка Кшесинской, выполненный в стиле северного модерна, он получил от городской управы серебряную медаль.
Внутренне убранство дома также отвечало самым высоким стандартам. Зал был оформлен в стиле русского ампира, салон - в стиле Людовика XVI, спальня и уборная - в английском стиле и т.д. Модная мебель была изготовлена французским мастером Мельцером. Естественно, что люстры, бра, канделябры и все прочие элементы декора, вплоть до шпингалетов, были тоже выписаны из Парижа. Уютное гнездышко обслуживали вышколенные горничные, повара-французы и старший дворник - георгиевский кавалер. К услугам Матильды Феликсовны были экипажи, автомобили, винный погреб и… коровник с коровой. Балерина любила свежее молоко.
В этом уютном гнездышке Кшесинская прожила 11 лет.
События 1917 года привели к потере всего, что Кшесинская нажила непосильным трудом. Творческого человека обидеть может каждый. Получив несколько писем от «доброжелателей», Матильда Феликсовна сочла за лучшее вечером 27 февраля 1917 покинуть свой особняк и уехать к родственникам. Спустя несколько дней в опустевшее здание вошли солдаты мастерских запасного автобронедивизиона. После недолгих размышлений военные мастеровые решили передать дом любимой партии - РСДРП(б). С этого момента цитадель петербургского гламура превратилась в «главный штаб ленинцев».
Постепенно в особняк перебрались Петроградский комитет РСДРП(б), его военная организация, ЦК РСДРП (б), экспедиция газеты «Правда» и редакция газеты «Солдат». В особняк Кшесинской 3 апреля 1917 года приехал и В.И. Ленин после своего знаменитого прибытия на Финляндский вокзал. Окрестности здания постепенно превратились в своего рода гайд-парк. С балкона особняка, выходящего на Кронверкский проспект, в режиме нон-стоп постоянно выступали ораторы, сообщавшие стоящим внизу гражданам последние новости.
Желтая пресса того времени публиковала бесчисленные истории о бесчинствах революционеров в опустевшем алькове балерины. Ходили слухи, что гардероб Кшесинской был разграблен лично известной большевичкой и феминисткой Александрой Коллонтай, хотя трудно представить, как ей могли подойти вещи миниатюрной балерины.
Тем временем Матильда Феликсовна, осознав, что немедленный суд революционного трибунала ей пока не грозит, несколько осмелела и попыталась вернуть свою собственность. В письме на имя прокурора Петроградской судебной палаты Кшесинская потребовала: «1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме».
Одновременно адвокат балерины Владимир Хазин возбудил в суде гражданский иск о выселении. Среди ответчиков по иску фигурировал и «кандидат права В.И. Ульянов».
Как это часто бывает в России, прокуратура, получив эпистол бывшей любовницы низложенного императора, не выразила большого желания конфликтовать с броневым дивизионом, боевой организацией РСДРП и прочими серьезными людьми. В управление запасного автобронедивизиона был отправлен вежливой запрос о «возможности освободить от постоя дом Кшесинской ввиду её ходатайства». Одновременно у комиссариата милиции Петроградского района было затребовано «дознание о расхищенном имуществе».
Куда результативнее оказался гражданский иск. 5 мая 1917 года мировой судья 58-го участка Чистосердов вынес решение: «По указу Временного правительства России определено: выселить из дома № 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней п. к. с.-д. р. п., ЦК той же партии, клуб организаций, Петроградский районный комитет п. с. р., С. Багдатьева со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества. Решение обратить к предварительному исполнению... Иск в отношении Владимира Ульянова и Центрального бюро профсоюзов оставить без рассмотрения».
Вызов, брошенный хрупкой женщиной, привел большевиков в замешательство. Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б) были вынуждены официально заявить о выезде из особняка Кшесинской. Кроме того, Ленин распорядился вернуть личные вещи Матильды Феликсовны, которая та частично вывезла на юг России, а частично поместила в банк. Лишь упорство военной организации большевиков, наотрез отказавшейся покидать здание, не позволило Кшесинской вернуться в родные пенаты.
После неудачного выступления большевиков в начале июля 1917 года особняк Кшесинской был занят войсками Временного правительства и основательно разграблен. Разочарованная Кшесинская 13 июля 1917 года покинула Петроград и уехала на свою дачу в Кисловодск. Адвокат Хесин продолжил подавать новые иски, теперь уже добиваясь не только возвращения здания прежней хозяйке, но и возмещения нанесённого ущерба в размере 300 тыс. рублей.
События октября 1917 года поставили точку в этом процессе. Матильда Кшесинская покинула Россию вместе с Великим князем Андреем Владимировичем. Впоследствии она стала его женой и дожила почти до 100 лет. Куда печальнее сложилась судьба знатного «распильщика» Великого князя Сергея Михайловича, который кончил свои дни на дне шахты в Алапаевске, сжимая в холодеющей руке золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской.
После Октябрьской революции в здании особняка Кшесинской поочередно располагались различные общественные учреждения: комитеты Петросовета, Институт Общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков. С 1938 по 1956 год здание служило музеем С.М. Кирова.
А я ведь только первый день дописала))
Не, экскурсия мне понравилась. Тетенька очень интересно рассказывала, самим бы не получилось так интересно. Нас даже в карцере закрывали))