Упражнения мягкой школы
Мягкая школаПо мотивам наших занятий в Семейной Мягкой Школе записываю игры-упражнения, которые мы делаем на занятиях, чтобы играть и дома:
«Дерево» - становимся на коленку или в любую другую позу, держа высоко в одной руке шарик-"яблоко", которое малыш пытается достать, самостоятельно забираясь и лазая по маме, придумывая сам как залезть и дотянуться до яблока. Ребенка «Дерево» учит достигать поставленной цели, а родителя - ставить задачи, которые будут ребенку по силам.
Мягкая ловушка «Пирожок» - малыш лежит на спинке, мама делает "тесто"-массаж - насыпает муку, наливает воду, месит тесто, выкладывает начинку, заворачивает пирожок - складывает ручки, ножки и ставит в печку, крепко обнимая и закрывая всего малыша руками, прижимая к себе, чтобы ему было тепло-тепло. Как только малыш напитался любовью мамы и "жаром печки", он шипит "шшшш..", сообщая о том, что "пирожок готов".
Это возврат в лоно матери. Дети расслабляются, нагреваются, набираются материнского тепла и доверия ко взрослым.
"Ловушка" - кольцом из рук ловим голову малыша, а он выползает из него.
"Ручки, выбирайтесь!" - ловим своими руками ручки, животик, попочку и пр. части тела малыша, а он пытается вынуть, выползти и пр. Мы мягко массируем эти части тела, когда он выползает.
"Самолетик" - ложимся на спину, сгибаем ноги вверх перед собой, а малыш ложится и пытается удержаться на них, а мама покачивает его, поджимает коленки к груди. Усложненный вариант - малыш лежит высоко на стопах мамы на прямых вытянутых вверх ногах, потом отпускает ручки и удерживается сам. В конце малыш спускается вниз, падая между ног мамы.
"Салют из шариков" на раз-два-три.
"Обстрел" - пытаемся попасть в друг друга и увернуться от мячиков.
"Снежки" - стараемся засунуть мячики друг другу под майку, штанишки, носки и пр., а малыши сами стараются достать отовсюду шарики.
"Сенокосилка" - малыш ходит на ручках, а мама держит его за ножки на весу.
Интегрируем рефлекс опоры на руки, снимаем тревожность, повышенный контроль (малыш учится доверять родителю в неочень удобной позиции, когда обозрение окружающего и двигательная свобода ограниченны), укрепляем спину и верхний плечевой пояс.
"Кую, кую ножку", (стучим кулачками)
Поеду в путь-дорожку (дорожка от пальчиков до пяточки)
надо коника ковать-далеко ему скакать!
К мишке косолапому тук-тук-тук, (стучим кулачком)
К заиньке ушастому пыяг-прыг-скок, (прыгаем пальчиками)
К кисоньке-мурысоньке мяу-мяу (царапаем бороздки)
"Прогулка на лошадке" - мама встает на четвереньки, малыш сам забирается на спину, едет верхом и пытается удержаться. Сначала малыш ложится, обхватывая маму ногами и ручками (подмышками), а потом старается и сидя без рук удерживаться. Мама-лошадка сначала идет медленно, раскачиваясь в стороны, потом наклоняется вперед, кушая травку (малыш старается удержаться и не скатиться вниз), а потом лошадка замечает, что кто-то сидит у нее в седле и старается сбросить его, в итоге наклонившись, сваливает малыша, переводя его в боковой кувырок.
"Наездники" - малыш скачет на маме-лошадке, сидя на животе у мамы.
Вот как едут кавалеры - "цок-цок-цок" (лошадка раскачивает быстрее вверх-вниз)
Вот как едут стары бабки, (лошадку качает по сторонам)
В ямку бу-у-ух, растоптали сорок му-у-ух!" (сваливаем малыша, перекатывая в боковой кувырок)
"Будки и щеночки"
Объявляем, что вдруг дождик пошёл, и пора прятаться в «будки». А они у нас волшебные - сами за щеночком ходят. Для взрослых это и хорошая физкультура, и базовое упражнение «Прилипание», но пока бесконтактное (к детям лет с трёх и в паре с другим взрослым уже «прилипаем» животом и грудью). Встаём на стопы и ладони над ребёнком сверху, закрывая его от «дождика» и следуем за ним. Стоим так, чтобы малыш был под вашим животом, а не под головой, ибо дети любят иногда взбрыкнуть и стукнуться головой в подбородок.. Да и успеть в таком положении за шустриком будет непросто. Ближе к двум-трём годам, когда малыш стал осмысленным и стремится к контакту с родным человеком либо уже играет в ролевые игры, можно поменять условие. Теперь «Будка» уходит погулять, а «Щенок» прячется в неё от дождика, забегая под живот родителю. Скорость передвижения регулируйте так, чтобы ребёнку было непросто успеть, но реально. А когда он всё же забегает в «Будку», мы хвалим его коротко и обязательно телесно - трогаем, целуем или треплем по голове.
"Скамейка" - мама встает на четвереньки, малыш пытается сесть на "скамейку", но она уползает и малыш плюхается на пол, учась мягко падать.
Потом меняемся ролями, теперь мама пытается сесть, а малыш уползти от мамы.
"Карусель" - берем малыша подмышки и, прижимая к своей груди и животу его спинкой, кружимся, оставив ножки в свободном полете. Как только останавливаемся, мягко сваливаемся на пол и перекатываемся на полу.
Это упражнение очень хорошо тренирует вестибулярный аппарат.