Художники-иллюстраторы детской книги: реалисты и создатели фантастических миров
В нашем третьем и заключительном обзоре мы расскажем ещё о семи достойных внимания художниках-иллюстраторах.
По уже проложенному маршруту двинемся от классики советской иллюстрации к работам современных авторов. Каждый из этих художников нашёл свой узнаваемый стиль: увидев раз, вы уже никогда не перепутаете Красных Шапочек Бориса Дехтерёва иАнтона Ломаева, пейзажные иллюстрации-зарисовки Николая Устинова и Татьяны Мавриной, рисунки к авторским сказкам Ники Гольц, Дениса Гордеева или Георгия Юдина. Но есть и то, что объединяет этих художников: реалистичность в исторических деталях – Дехтерёва и Гордеева, выразительность нарисованной с натуры природы – Маврину и Устинова, любовь к сказкам зарубежных писателей – Нику Гольц и Антона Ломаева.
Нику Гольц и Антона Ломаева.
Первым из них на иллюстраторский Олимп взошёл Борис Дехтерёв. Художник работал на заре появления профессиональной детской иллюстрации: более тридцати лет был главным художником издательства "Детская литература" и стал образцом для подражания для многих молодых иллюстраторов. Борис Дехтерёв говорил, что художник должен стремиться к равновесию между свободой и дисциплиной, а значит между творческой фантазией и мастерством. Именно на границе эти двух понятий существуют сказочные миры Дехтерёва, которому удалось в сказку привнести потрясающий реализм, не растеряв при этом хрупкое ощущение волшебства. С такими иллюстрациями даже взрослый легко поверит в то, что была на свете девочка ростом в дюйм и мальчик с пальчик, что попал однажды гимназист Алёша в подземное царство и искал купец для своей младшей дочкиаленький цветочек. Но на счету Дехтерёва не только сказки. Он иллюстрировал многих классиков: Шекспира и Пушкина, Тургенева и Горького.
Николай Устинов был учеником Дехтерёва: окончил под его руководством Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова на факультете графики. Как и его учитель, Устинов иллюстрировал сказки: русские народные и авторские. Но своё главным в его творчестве стало изображение пейзажей и животных. Свои внимательные наблюдения за зверьми и созерцание природы художник перенёс в иллюстрации к произведениям И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, рассказам М.М. Пришвина,Г.Я. Снегирева, И.С. Соколова-Микитова, к стихам о природе Есенина, Блока и других классиков поэзии.
Красочные, будто ожившие, пейзажи можно наблюдать и на иллюстрациях Татьяны Мавриной. Свой стиль художница выработала в 50-60-е годы прошлого века, путешествуя по русским городам, наблюдая за жизнью деревень и природой России. В её иллюстрациях к русскому фольклору чувствуется близость к народному искусству, лубочной картинке. Особое место в творчестве Мавриной заняло сотрудничество с детским писателем Юрием Ковалём. От этого творческого союза на свет появилось шесть удивительных книг, в которых иллюстрации и тексты являются равноценными, а главное – в полной мере отражающими таланты своих создателей. Помимо этого Маврина иллюстрировала А.С. Пушкина. Большая коллекция её живописных и графических произведений находится в Русском музее. А в 1976 иллюстрации Мавриной получили самую престижную награду художников-иллюстраторов: премию Х.К. Андресена. И до сих пор Татьяна Алексеевна остаётся единственной из отечественных художников, получивших эту премию.
Совсем другая по своей технике, но не менее достойная художница Ника Гольц – одна из самых известных сказочниц. Её волшебные, практически неземные иллюстрации украшают книги всех самых известных авторов сказок: Андерсена и Перро,Гофмана и Оскара Уайльда, братьев Гримм и Антуана де Сент-Экзюпери. Как и Устинов, Ника Гольц окончила институт Сурикова, но с Борисом Дехтерёвымсудьба её свела чуть позже, когда художница пришла работать в "ДЕТ-ГИЗ". Творчество Ники Гольц отличает сдержанность цветовой гаммы, если не монохромность: художнице был близок графически чёткий чёрно-белый мир. И тем удивительнее, сколько волшебства ей удавалось привнести в эту художественную лаконичность: в каждой книге чувствуется частица души, которая оживает при прочтении.
Георгий Юдин в детскую литературу пришёл исключительно как художник-иллюстратор, но после рождения детей попробовал себя и в качестве писателя. Его книги "Главное чудо света", "Букварёнок", "Заниматика" стали учебниками жизни не только для его дочек, но и для многочисленных маленьких читателей по всей стране. Также Юдин много работал с произведениями своих современников: иллюстрировал Григория Остера, Ирину Пивоварову, Ирину Токмакову, Юрия Коваля и других.
Среди современных иллюстраторов особенного внимания заслуживают два художника: Денис Гордееви Антон Ломаев. Первый – мастер исторической достоверности. Второй – творец фантастических миров.
Антон Ломаев для своего творчества выбирает фэнтези миры и сказки. Первой работой, принёсшей известность художнику, стали иллюстрации к "Русалочке". Позже Ломаев сделал рисунки ещё к нескольким сказкам Андерсена, проиллюстрировал Шарля Перро, братьев Гримм, Вильгельма Гауфа. Особое место в его творчестве занимают работы по книгам Дианы Уинн Джонс – автора известного произведения "Ходячий замок". По своему духу близки Ломаеву оказались и другие авторы фэнтези. Он иллюстрировал Джона Толкина, Грега Киза, Брайна Джейкса, Марию Семёнову и других, а в 2001 году за работы над обложками к книгам серии "Наследники Толкина" художник был удостоен премии "Странник". Источник - http://www.labirint.ru/news/7847/