Бить или не бить?
Вопросы и проблемы воспитанияПосле шлепка по попе, скажем, за стащенную со стола и разбившуюся чашку ребенок некоторое время перестает тянуть предметы со стола. Таким образом, мы видим немедленный внешний результат, который является для нас желаемым. Но! Для закрепления нужно будет ударить еще и еще. Готовы? Тогда бьем. Регулярно, потому что с первого раза ни один ребенок не понимает. При этом мы автоматически соглашаемся на то, что произойдет «внутри ребенка», которому надавали по попе. Что именно мы не знаем. Может быть, такие побои приведут к появлению упрямства, трусости, мстительности, а может, сделают его чрезмерно «правильным». Но вряд ли полноценным и воспитанным человеком, потому что метод «кнута и пряника» устарел. Почему устарел? Потому что у современных детей выбор больше благодаря доступности самой разнообразной информации. И, прежде всего, информации об их собственных родителях. Еще важно понимать, что показывая силу, родитель демонстрирует психологическую слабость.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Я за то, чтобы не шлепать, но так трудно удержаться.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Нужно как-то найти другой способ выхода отрицательных эмоций и воздействия на ребенка.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Ответ на эти вопросы и на мои сомнения я нашла через год в книге Ю.Гиппенрейтер, вот они:
1. Единая политика обоих родителей в требованиях к ребенку вообще и в наказании в частности.
2. Наказание - это сигнал о нарушении жизненных правил поведения и норм морали. Смысл наказания - подчеркнуть слова родителя о нарушении. Цель - дать возможность ребенку задуматься над проступком, а не причинить боль, вызвать страх, сорвать злость.
В этом случае родитель выступает как защитник правил и моральных ценностей, а не диктатор. Употребимые слова: "В нашей семье это не принято", "У нас такой порядок", "Так надо" - безличные слова, нет диктата "Я" родителя.
3. Нельзя откладывать наказание, оно должно следовать сразу за нарушением. Но оно не должно быть чрезмерным, так как это не акт возмездия (стояние в углу вполне подходит). Наказанием нельзя унижать, поэтому физические наказания - очень плохой вариант. Смысл наказания - сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Смысл недовольства взрослого нужно объяснять и говорить, что от ребенка ждут. Тон должен быть спокойным, позитивным.