Как отметить день рождения ребенка весело и необычно? Мы выяснили, что на дне рождения дети могут сыграть роль в спектакле, принять участие в гонках, научиться готовить и добывать огонь, создать мультик по своему сценарию, отправиться в прошлое, оказаться в сказке, поплавать и пострелять, забраться на скалодром и попрыгать на батуте.
Около десятка развлекательных программ для детей с 4 до 16 лет придумали в "Экспериментаниуме". Малышей 3-6 лет ждет в сказочной стране волшебник Экспериментаниус, дети 7-11 лет проходят обучение в "Академии научной магии". Для школьников старше 9 лет открывается "Летное училище", а для подростков с 13 лет подходит "Мозгоклюй" - соревнования в смекалке и ловкости. Запись на праздничные программы открывается за 2 месяца.
В "Эврика-Парке" празднуют дни рождения детей с 5 лет. Праздник может быть научным - с извержением вулкана и призрачным светом, загадочным - с трюками в "Академии фокусов", музыкальным - с путешествием вокруг света в компании Человека-Оркестра, или творческим - с созданием пластилинового мультфильма. Ну а после программы для детей устраивают чаепитие с тортом.
Эксперименты с сухим льдом, дымом, мыльными пузырями и звуковой пушкой проводят на выездных научных шоу. На детский праздник дома, в ресторане или за городом можно пригласить аниматоров из "Шоу сумасшедшего профессора Николя", "Сумасшедшей науки", "Лаборатории чудес" или агентства"Тилибом".
Кулинарные мастер-классы с приготовлением несложных блюд можно устроить и на детском празднике. Именинник и гости самостоятельно готовят угощения: молочные коктейли и освежающие лимонады, печенье и кексы, пиццу и роллы. Занятия по кулинарии проводят, например, в сети кафе Kitchen on your way, студии Clever, клубе "Кулинариум", кафе "Конфаэль"и в детском клубе "Пампа Грин".
День рождения можно провести в студии с творческими мастер-классами. Создать своими руками мультик дети смогут на празднике в "МультиСтудии"или в студии "Анимафильм". Провести занятие по скрапбукингу, лепке из полимерной глины или масляной живописи помогут в "Студии 23ТМ","Мастеркласс.Инфо"или Magic Hands.
Поставить спектакль с участием ребенка и его гостей можно в театре-студии - например, в "Домике Фанни Белл", "Домике Алисы"или "Домашнем театре". Для детей с 3 до 6 лет артисты устраивают театрализованное представление, а дети с 6 лет сами играют роли в праздничных постановках.
Праздники для детей любого возраста организуют в детских клубах. Торты и блюда из детского меню для гостей можно заказать тут же, в семейном кафе. Детские дни рождения с игровыми и творческими программами отмечают в клубе"Просто", "Рибамбель", творческом центре "Шардам", в"Ого-городе"на Тульскойи в "АндерСоне" на Гиляровского.
Необычный день рождения ребенка в Москве
В магазине игрушек Hamley's для детей устраивают праздники на английский манер, на котором разрешают сидеть за рулем красного лондонского автобуса, кататься на сегвее и мотоцикле, собирать конструкторы "Лего", играть в машинки, железную дорогу и другие игрушки. Детское меню для праздника составили в трех вариантах: "Английское чаепитие", "Маленькая Италия" и "Русские традиции".
На праздниках в океанариуме "Рио" для детей проводятся интерактивные экскурсии с конкурсами и викториной. Поиграет с детьми и поможет им в поисках клада аниматор в наряде Индейца или Пирата, либо ведущая - Русалочка или Морская царевна.
В Московском планетарии детские дни рождения проводят аниматоры в костюме космонавта или летчика, а к малышам прилетает "волшебник". Можно выбрать одну из программ - "Звездная команда", "Межгалактическая разведка", "Экспедиция на далекие планеты" или "Спасти планету Знаний" - и при желании заказать "космическое" угощение: сладкий стол или полноценный праздничный обед.
Дни рождения в компании ростовых кукол Кроша, Бараша, Лосяша и Нюши устраивают в "Клубе друзей "Смешарики" в ТРЦ "МЕГА Белая Дача" и "МЕГА Химки". Здесь проводят игры и конкурсы со Смешариками, делают детям аквагрим и даже запускают праздничный салют.
А на загородном ранчо "Аванпост" праздники проводят настоящие ковбои. В "Аванпосте" можно провести "День на Диком Западе" с ограблением дилижанса, стрельбой из кольта, американским завтраком в ковбойском баре - салуне в компании шерифа и командной игрой "Золотая лихорадка".
Детский день рождения в музее, Москва
"Звездные" праздники устраивают в Мемориальном музее космонавтики. После экскурсии дети увидят космический корабль изнутри, побывают на борту орбитальной станции и сфотографируются в скафандре. А еще "космическому десанту" придется ответить на вопросы викторины, после чего дети вернутся на Землю и отправятся на чаепитие в кафе "космопорта".
В Музее Москвы на детском празднике проводится квест "В поисках сокровищ". А еще можно выбрать один из детских мастер-классов, например, сделать своими руками костюм "под старину", смастерить дымковскую игрушку или макет своей любимой московской улицы.
Для детей с 10 лет в Бункере-42 проводят экскурсию по секретным ходам и рассказывают истории о том, как работала подземная система. Ну а самым отважным предлагают игру "Зомби-Апокалипсис", в которой дети объединяются в команду, чтобы найти чемодан с "оружием" и спастись от мутантов.
Несколько интерактивных программ с чаепитием и экскурсией для детей с 3 до 12 лет есть в музее "Огни Москвы". Малыши с 3 до 6 лет отправятся искать "Огоньки для Ежика", а дети постарше научатся добывать огонь и зажигать лучину, сделают свечку своими руками, напишут имениннику поздравление гусиным пером и попадут на бал-маскарад.
В музее "Живая история" дети отправляются на праздник в Японию - с самураями и неуловимыми ниндзя, на раскопки в Древний Египет, на рыцарский турнир или на поиски сокровищ в Гостином дворе. На каждом из квестов нужно пройти испытания и найти ключи к задачкам, а в конце всех ждет угощение и чаепитие.
Устроить праздник с путешествием в прошлое помогают в музее-театре "Ледниковый период". Сначала детям проводят экскурсию среди мамонтов и пещерных людей, потом с ними играет аниматор, ну а затем именинника и гостей ждет чаепитие и сладкий стол.
А в Дарвиновском музее придумали 5 праздничных программ с конкурсами и играми для детей с 6 до 13 лет. На дне рождения детям объясняют, как рассмотреть в микроскопе клетки растений и перья птиц, проводят экскурсии по тропическому лесу и коралловому рифу и даже организуют раскопки, где каждый ребенок может стать настоящим палеонтологом.
Мультяшные дни рождения устраивают в Музее анимации на ВВЦ. После экскурсии дети смотрят любимые мультики, а потом придумывают и делают собственный, который показывают на большом экране во время праздничного чаепития.
Путешествия в сказку проходят в музее "Жили-Были" и в Музее Буратино-Пиноккио. В театрализованной экскурсии участвуют все гости, и главная роль, конечно же, достается имениннику. Сопровождают детей по сказкам Буратино и Мальвина, Лиса Алиса и Кот Базилио, Чиполлино и Карлсон, Баба-яга, горемыка Федора и другие персонажи волшебных историй.
Дни рождения для мальчиков и девочек с 6 до 11 лет проводят в Зоологическом музее. На дне рождения с играми и мастер-классами дети узнают, что такое "Зоологический трансформер", как птицы выбирают себе пару и вьют гнездо, или научатся делать талисманы и познакомятся со сказочным конем Сивкой-Буркой.
Активный детский день рождения в Москве
Устроить праздник с брызгами и катанием с горок можно в аквапарках. Вместе с детьми в воде находится аниматор, который развлекает детей и следит за их безопасностью в воде. Детские праздничные программы есть в "Карибии", "Фэнтези Парке", "Ква-Ква парке"и "Кимберли Лэнде". В некоторыхбассейнах также организуют детские дни рождения: например, в открытом бассейне комплекса "Чайка", в фитнес-клубах Fit Fashion, "Планета Фитнес" и X-Fit.
Игровые программы для детей старше 5 лет проводятся в спортивных центрах с батутами. Отметить день рождения чаепитием и акробатическими прыжками под руководством инструктора можно в спорткомплексах "На батуте" на Савеловскойи на Автозаводской, в "Батут Сити"и в центре "Звезда Лужники".
Устроить детский праздник для непосед старше 5 лет можно на скалодроме. Полазать по отвесным стенам со страховкой под присмотром инструктора, поиграть и попить чаю с тортом предлагают в центре Big Wall, "Скалатория", "Скала Сити", Red Pointи "Кимберли Лэнд".
В клубе "Планета льда" семейные праздники отмечают товарищескими матчами по игре в керлинг. На дорожках инструкторы учат правильно держать щетки и вести камень к цели, и рядом с игровой площадкой открыт банкетный зал.
Отпраздновать день рождения на роликах можно в "Ролл Холле" с банкетными залами и рестораном. После катания на крытом роллердроме малыши могут полазать в лабиринте с горками, а дети постарше - поиграть в боулинг.
В картинг-центрах для детей старше 5 лет организуют турниры с праздничным угощением. Заезды на время или гонки на нескольких картах проводятся в клубе "10 дюймов", Forza, RRT Cart, "Клуб 21"и"Серебряный дождь".
В теплое время года день рождения можно отпраздновать на свежем воздухе - например, в веревочном городке. В шести городках "Панда Парк" подберут подходящие по возрасту трассы с препятствиями - канатными переправами, качающимися досками, сетями и троллеями. С 2013 года даже в зимний сезон работает один веревочный городок - "Панда Парк Фили". Подробнее о "Панда Парках" можно почитатьтут.
Конные прогулки с праздничным пикником или банкетом устраивают в загородных и городских клубах. Прокатиться на лошадях целой компанией можно, например, в конном клубе "Измайлово"и КСК "Белая дача", на ранчо "Аванпост", в гостиничном комплексе "Царьград".
Как отметить день рождения ребенка весело и необычно? Мы выяснили, что на дне рождения дети могут сыграть роль в спектакле, принять участие в гонках, научиться готовить и добывать огонь, создать мультик по своему сценарию, отправиться в прошлое, оказаться в сказке, поплавать и пострелять, забраться на скалодром и попрыгать на батуте.
Около десятка развлекательных программ для детей с 4 до 16 лет придумали в "Экспериментаниуме". Малышей 3-6 лет ждет в сказочной стране волшебник Экспериментаниус, дети 7-11 лет проходят обучение в "Академии научной магии". Для школьников старше 9 лет открывается "Летное училище", а для подростков с 13 лет подходит "Мозгоклюй" - соревнования в смекалке и ловкости. Запись на праздничные программы открывается за 2 месяца.
В "Эврика-Парке" празднуют дни рождения детей с 5 лет. Праздник может быть научным - с извержением вулкана и призрачным светом, загадочным - с трюками в "Академии фокусов", музыкальным - с путешествием вокруг света в компании Человека-Оркестра, или творческим - с созданием пластилинового мультфильма. Ну а после программы для детей устраивают чаепитие с тортом.
Эксперименты с сухим льдом, дымом, мыльными пузырями и звуковой пушкой проводят на выездных научных шоу. На детский праздник дома, в ресторане или за городом можно пригласить аниматоров из "Шоу сумасшедшего профессора Николя", "Сумасшедшей науки", "Лаборатории чудес" или агентства"Тилибом".
Кулинарные мастер-классы с приготовлением несложных блюд можно устроить и на детском празднике. Именинник и гости самостоятельно готовят угощения: молочные коктейли и освежающие лимонады, печенье и кексы, пиццу и роллы. Занятия по кулинарии проводят, например, в сети кафе Kitchen on your way, студии Clever, клубе "Кулинариум", кафе "Конфаэль"и в детском клубе "Пампа Грин".
День рождения можно провести в студии с творческими мастер-классами. Создать своими руками мультик дети смогут на празднике в "МультиСтудии"или в студии "Анимафильм". Провести занятие по скрапбукингу, лепке из полимерной глины или масляной живописи помогут в "Студии 23ТМ","Мастеркласс.Инфо"или Magic Hands.
Поставить спектакль с участием ребенка и его гостей можно в театре-студии - например, в "Домике Фанни Белл", "Домике Алисы"или "Домашнем театре". Для детей с 3 до 6 лет артисты устраивают театрализованное представление, а дети с 6 лет сами играют роли в праздничных постановках.
Праздники для детей любого возраста организуют в детских клубах. Торты и блюда из детского меню для гостей можно заказать тут же, в семейном кафе. Детские дни рождения с игровыми и творческими программами отмечают в клубе"Просто", "Рибамбель", творческом центре "Шардам", в"Ого-городе"на Тульскойи в "АндерСоне" на Гиляровского.
Необычный день рождения ребенка в Москве
В магазине игрушек Hamley's для детей устраивают праздники на английский манер, на котором разрешают сидеть за рулем красного лондонского автобуса, кататься на сегвее и мотоцикле, собирать конструкторы "Лего", играть в машинки, железную дорогу и другие игрушки. Детское меню для праздника составили в трех вариантах: "Английское чаепитие", "Маленькая Италия" и "Русские традиции".
На праздниках в океанариуме "Рио" для детей проводятся интерактивные экскурсии с конкурсами и викториной. Поиграет с детьми и поможет им в поисках клада аниматор в наряде Индейца или Пирата, либо ведущая - Русалочка или Морская царевна.
В Московском планетарии детские дни рождения проводят аниматоры в костюме космонавта или летчика, а к малышам прилетает "волшебник". Можно выбрать одну из программ - "Звездная команда", "Межгалактическая разведка", "Экспедиция на далекие планеты" или "Спасти планету Знаний" - и при желании заказать "космическое" угощение: сладкий стол или полноценный праздничный обед.
Дни рождения в компании ростовых кукол Кроша, Бараша, Лосяша и Нюши устраивают в "Клубе друзей "Смешарики" в ТРЦ "МЕГА Белая Дача" и "МЕГА Химки". Здесь проводят игры и конкурсы со Смешариками, делают детям аквагрим и даже запускают праздничный салют.
А на загородном ранчо "Аванпост" праздники проводят настоящие ковбои. В "Аванпосте" можно провести "День на Диком Западе" с ограблением дилижанса, стрельбой из кольта, американским завтраком в ковбойском баре - салуне в компании шерифа и командной игрой "Золотая лихорадка".
Детский день рождения в музее, Москва
"Звездные" праздники устраивают в Мемориальном музее космонавтики. После экскурсии дети увидят космический корабль изнутри, побывают на борту орбитальной станции и сфотографируются в скафандре. А еще "космическому десанту" придется ответить на вопросы викторины, после чего дети вернутся на Землю и отправятся на чаепитие в кафе "космопорта".
В Музее Москвы на детском празднике проводится квест "В поисках сокровищ". А еще можно выбрать один из детских мастер-классов, например, сделать своими руками костюм "под старину", смастерить дымковскую игрушку или макет своей любимой московской улицы.
Для детей с 10 лет в Бункере-42 проводят экскурсию по секретным ходам и рассказывают истории о том, как работала подземная система. Ну а самым отважным предлагают игру "Зомби-Апокалипсис", в которой дети объединяются в команду, чтобы найти чемодан с "оружием" и спастись от мутантов.
Несколько интерактивных программ с чаепитием и экскурсией для детей с 3 до 12 лет есть в музее "Огни Москвы". Малыши с 3 до 6 лет отправятся искать "Огоньки для Ежика", а дети постарше научатся добывать огонь и зажигать лучину, сделают свечку своими руками, напишут имениннику поздравление гусиным пером и попадут на бал-маскарад.
В музее "Живая история" дети отправляются на праздник в Японию - с самураями и неуловимыми ниндзя, на раскопки в Древний Египет, на рыцарский турнир или на поиски сокровищ в Гостином дворе. На каждом из квестов нужно пройти испытания и найти ключи к задачкам, а в конце всех ждет угощение и чаепитие.
Устроить праздник с путешествием в прошлое помогают в музее-театре "Ледниковый период". Сначала детям проводят экскурсию среди мамонтов и пещерных людей, потом с ними играет аниматор, ну а затем именинника и гостей ждет чаепитие и сладкий стол.
А в Дарвиновском музее придумали 5 праздничных программ с конкурсами и играми для детей с 6 до 13 лет. На дне рождения детям объясняют, как рассмотреть в микроскопе клетки растений и перья птиц, проводят экскурсии по тропическому лесу и коралловому рифу и даже организуют раскопки, где каждый ребенок может стать настоящим палеонтологом.
Мультяшные дни рождения устраивают в Музее анимации на ВВЦ. После экскурсии дети смотрят любимые мультики, а потом придумывают и делают собственный, который показывают на большом экране во время праздничного чаепития.
Путешествия в сказку проходят в музее "Жили-Были" и в Музее Буратино-Пиноккио. В театрализованной экскурсии участвуют все гости, и главная роль, конечно же, достается имениннику. Сопровождают детей по сказкам Буратино и Мальвина, Лиса Алиса и Кот Базилио, Чиполлино и Карлсон, Баба-яга, горемыка Федора и другие персонажи волшебных историй.
Дни рождения для мальчиков и девочек с 6 до 11 лет проводят в Зоологическом музее. На дне рождения с играми и мастер-классами дети узнают, что такое "Зоологический трансформер", как птицы выбирают себе пару и вьют гнездо, или научатся делать талисманы и познакомятся со сказочным конем Сивкой-Буркой.
Активный детский день рождения в Москве
Устроить праздник с брызгами и катанием с горок можно в аквапарках. Вместе с детьми в воде находится аниматор, который развлекает детей и следит за их безопасностью в воде. Детские праздничные программы есть в "Карибии", "Фэнтези Парке", "Ква-Ква парке"и "Кимберли Лэнде". В некоторыхбассейнах также организуют детские дни рождения: например, в открытом бассейне комплекса "Чайка", в фитнес-клубах Fit Fashion, "Планета Фитнес" и X-Fit.
Игровые программы для детей старше 5 лет проводятся в спортивных центрах с батутами. Отметить день рождения чаепитием и акробатическими прыжками под руководством инструктора можно в спорткомплексах "На батуте" на Савеловскойи на Автозаводской, в "Батут Сити"и в центре "Звезда Лужники".
Устроить детский праздник для непосед старше 5 лет можно на скалодроме. Полазать по отвесным стенам со страховкой под присмотром инструктора, поиграть и попить чаю с тортом предлагают в центре Big Wall, "Скалатория", "Скала Сити", Red Pointи "Кимберли Лэнд".
В клубе "Планета льда" семейные праздники отмечают товарищескими матчами по игре в керлинг. На дорожках инструкторы учат правильно держать щетки и вести камень к цели, и рядом с игровой площадкой открыт банкетный зал.
Отпраздновать день рождения на роликах можно в "Ролл Холле" с банкетными залами и рестораном. После катания на крытом роллердроме малыши могут полазать в лабиринте с горками, а дети постарше - поиграть в боулинг.
В картинг-центрах для детей старше 5 лет организуют турниры с праздничным угощением. Заезды на время или гонки на нескольких картах проводятся в клубе "10 дюймов", Forza, RRT Cart, "Клуб 21"и"Серебряный дождь".
В теплое время года день рождения можно отпраздновать на свежем воздухе - например, в веревочном городке. В шести городках "Панда Парк" подберут подходящие по возрасту трассы с препятствиями - канатными переправами, качающимися досками, сетями и троллеями. С 2013 года даже в зимний сезон работает один веревочный городок - "Панда Парк Фили". Подробнее о "Панда Парках" можно почитатьтут.
Конные прогулки с праздничным пикником или банкетом устраивают в загородных и городских клубах. Прокатиться на лошадях целой компанией можно, например, в конном клубе "Измайлово"и КСК "Белая дача", на ранчо "Аванпост", в гостиничном комплексе "Царьград".
Обожаю, когда читаешь какую-нибудь книгу про воспитание или статью или пост, а там написано прямо как раз то, что ты думаешь. Ниже один из таких примеров - блестящее интервью Юлии Гиппенрейтер о воспитании детей.
В середине декабря проект «Традиции детства» организовал встречу с Юлией Борисовной Гиппенрейтер. Встреча состоялась в клубе «Прожектор», зал был полный, пришли и родители, и семьи, и даже мамы с младенцами. В течение двух часов Юлия Борисовна терпеливо отвечала на вопросы родителей, приглашала каждого к себе поближе и разбирала конкретные ситуации, в которых оказываются взрослые, пытаясь понять своих детей.
Перед обаянием, спокойствием и мудростью 83-летней женщины, самого популярного современного российского психолога, устоять трудно, и родители, выходя к Юлии Борисовне на диалог, моментально сами превращались в детей.
Совместно с «Традициями Детства» «Летидором» заранее были подготовлены вопросы, которые хотелось задать профессору психологии, но уже после ответа на первый вопрос аудитория превратилась в поток: к Гиппенрейтер выстроилась нескончаемая очередь из родителей со своими проблемами, историями и ситуациями.
Надо отметить, Юлии Борисовне удалось провести порядка 20 мини-психотерапевтических сеансов с родителями. С каждым из них она разыгрывала диалоги, представляя родителя в роли ребенка, а себя - в роли родителя, и наоборот. «На общие вопросы я даю общие ответы», - повторяла она, и призывала разбирать конкретные ситуации.
Что Вы думаете о планшетах и компьютерах. Вредны ли они и какое влияние оказывают на развитие?
Ю.Б.: Вы никуда не денетесь от планшетов и компьютеров, это среда, в которой дети растут. Какое влияние оказывает наличие планшета или то, что ребенок с ним делает? Наверное, надо посмотреть, что он с ним делает, и включиться в совместный процесс. Лучше всего вы можете помочь ребенку в развитии, если будете делать что-то вместе с ним, и, далее, по закону зоны ближайшего развития (по Л. Выготскому), сначала вы будете брать на себя больше, а потом постепенно делегировать ему то, что он может выполнять сам. В итоге ребенок начнет все делать самостоятельно по закону интериоризации способностей, навыков, идей, вкусов.
Но сейчас получается так, что некоторые родители, бабушки и дедушки не владеют технологиями. В компьютерных играх действует закон любого обучения - ты что-то делаешь, получаешь результат, обратную связь, причем, в случае компьютерных и планшетных игр возможность получить результат - мгновенна. При хорошем контроле и грамотном развитии компьютерная индустрия - это одно из направлений приобретения ребенком знаний и навыков.
Сам по себе компьютер или планшет ничего не значат, важно то, как его ребенок использует.
Мама с вопросом:Многие родители переживают, что их дети проводят больше времени за компьютером, чем в общении со сверстниками, и, проводя время в виртуальной реальности, лишаются чего-то другого в жизни, что с этим делать?
Ю.Б.: Начать жить в виртуальном пространстве - опасность, перед которой стоит все человечество. Дети иногда погружаются в него больше, чем в реальную жизнь, в преодоление препятствий не ногами, руками, а при помощи бегающих фигурок, в общении не с живыми людьми. Это опасно, но я думаю, что родители находят способ этого избежать - ограничивают пребывание в виртуальной реальности. Вам же приходится ребенка ограничивать, чтобы он не ел весь день шоколад или не пропадал по десять часов на улице, играя в футбол. Здесь идет речь о режиме и дисциплине.
Если есть такая проблема, то нужно принимать меры, но не крутые меры. Ограничивать - это значит не просто запрещать, а чем-то заменять. Поддержать его дружбу с другими ребятами, занять его чем-то ему интересным.
Но что получается на деле? Компьютерная игра конкурирует с культурным запасом и навыками родителя, и родитель проигрывает. Ну так не проигрывайте! Развивайтесь.
Не компьютер виноват. Компьютер не обладает эмоциями, он вызывает эмоции у ребенка. Но вы тоже можете вызывать эмоции у ребенка. Погружайте его в развитие, в хорошую классическую музыку, театр, музеи, живопись.
Но опять же, не переусердствуйте. Моя дочка, когда у нее родился ребенок, и ему был месяц, брала художественный альбом и раскрывала его перед лицом младенца. «Ты что делаешь?», - спрашиваю, - «Вкус у него вырабатываю». Музыку, наверное, можно уже в этом возрасте - слух уже работает, а глаза еще не конвергируют.
В моей хрестоматиии для родителей (книга «Родителям: как быть ребенком») есть история композитора Сергея Прокофьева, он пишет, что буквально родился в музыку, потому что когда мама его ждала, она много играла на пианино, а когда он родился, мама играла в соседней комнате.
Если ребенок живет в окультуренной среде, он ее впитывает. Впитывание культуры - это очень интересно, но до понимания того, как именно ребенок впитывает формы, краски, звуки, эмоциональные оттенки, наука психология еще не дошла.
В компьютере ребенок всего этого не найдет, только в живом общении. Благодаря расположенным к нему людям, ребенок может и хочет воспринимать то, что ему говорят. Но если общение сводится к крику или приказам, ребенок закрывается от всего, что ему транслируют. Канал общения с ребенком должен быть очень здоровым, и, что важно, бережным.
Нужно ли воспитывать детей, или все-таки важно научиться выстраивать диалог с ребенком? Как Вы относитесь к слову «воспитание»?
Ю.Б.: Часто под воспитанием понимают «нахлобучку». Навязывание своих вкусов, требований, задач, планов и мечт: «я его воспитываю таким, каким он должен быть, я знаю, что он должен знать, что он должен делать». Если воспитание понимать именно так, то я к этому отношусь плохо, и подобрала бы другое слово: помощь в развитии. Становление. Взращивание. Карл Роджерс говорил, что взрослого по отношению к ребенку можно сравнить с садовником, который помогает растению. Функция садовника - обеспечить водой, направить на растение свет, удобрить почву. То есть, создать условия для развития, но не тянуть за верхушку. Если вы будете тянуть за верхушку и в какую вам нужно сторону, вы его не вырастите.
Диалог - несколько суженное понятие, я бы сказала, взаимопонимание, настрой на понимание ребенка. Да, важно, когда ребенок понимает родителя, но родитель больше может понять о ребенке. А что значит - понять ребенка? Это, прежде всего, знать его потребности и их учитывать. Потребности меняются и не только с возрастом, но и индивидуально, в зависимости от траектории, по которой ребенок движется. Поэтому в диалоге важно услышать ребенка: почему он не слушается, отказывается, грубит. Если «услышать» входит в диалог, я это принимаю.
Грубые интерпретации слова «воспитание»: когда ребенок не слушается - заставить, грубит - поправить, обижен - сказать: «нечего обижаться, сам виноват», я отвергаю.
Стоит ли ребенка часто хвалить? В какой момент нужно включать строгость? В каком объеме, чтобы ребенок не замкнулся?
Ю.Б.: Знаете, мы становимся жертвами очень общих слов. Как измеряется объем строгости - килограммами или литрами? Я все-таки предпочитаю рассматривать конкретные ситуации.
Если ребенка хвалят, у него создается чувство, что если он не сделает хорошо, то его осудят. Всякая похвала имеет обратную сторону: хвалить - значит оценивать. Вам, может быть, знакомо понятие «безоценочное отношение к ребенку». Что это значит? Имеется в виду безоценочное отношение к ребенку, а не к его действиям. Вы наверное слышали, что стоит критиковать/хвалить действия ребенка, но не самого ребенка. Не «ты плохой», «ты умница», а «мне нравится, как ты сказал, сделал». «Этот поступок не очень хороший, ты, конечно, знаешь, что этот поступок не очень хороший, и в следующий раз будешь стараться поступить лучше, ведь так?», после критики хорошо добавить позитива.
Мама с вопросом:Не получается так. Вот я иногда так делаю, как Вы говорите, а он все равно мне в ответ «нет» и всё, почему?
ЮБ: Выйдите ко мне, расскажите, как это происходит. Я люблю беседовать конкретно.
Мама:Ребенок плохо поступил, отобрал игрушку у сестры. Я ему говорю: ты же понимаешь, что…
ЮБ: Подождите. Сколько лет ребенку, сколько лет сестре?
Мама:Сыну 4 года, он отбирает игрушку у двухлетней сестры. Сестра начинает плакать, а он убегает с ее игрушкой, и, видно, что он отобрал ее специально. Я ему говорю: ты же понимаешь, что плохо поступил, давай не будем в следующий раз так делать.
ЮБ: Не торопитесь. Вы делаете ошибку в первых же словах: ты же понимаешь, что плохо поступил. Это нотация, вы ему ее читаете. Нотации не ведут к пониманию вас и не приводят вас к пониманию ребенка. Надо смотреть, почему он ее отнял, что за этим стоит. За этим может стоять многое. И нехватка внимания, (он отнял игрушку, и мама обратила на него внимание), и месть маленькой сестричке, потому что ей внимания больше. У него давняя и затаенная обида. Значит, нужно ликвидировать эту эмоциональную нехватку.
Старайтесь внимательно относиться к тому, чтобы внимание к первому ребенку никак не изменилось с рождением второго ни по объему, ни по качеству. Конечно, это трудно. Я таскала своего второго ребенка подмышкой, делая с первым все, что я делала с ним раньше. И ревности не возникло, старшая очень быстро стала помогать мне и чувствовать, что мы - одна команда. Не допускайте чтения нотаций, поймите ребенка и ликвидируйте причину «злого замысла».
Вы не можете корректировать поведение в острых ситуациях. Когда ребенок что-то делает, и вы чувствуете, что он подогрет какой-то эмоцией, вы никогда не исправите его поведение в этот момент. Будете вы его наказывать - он не изменится. Эмоциональные причины надо выявлять и стараться их нивелировать, но в спокойной обстановке.
Мама с вопросом:Ребенку 9 лет, ситуация в школе: двое детей за партой, один категорически не любит, когда берут его вещи, начинает кричать и чесаться, мой ребенок это знает, но обязательно что-то возьмет у него. Я с ним начинаю говорить, он смотрит в глаза и не может объяснить, почему он так делает.
Ю.Б.: Ну так это концерт! Почему он вам что-то должен объяснять, вы ему объясните.
Мама:Я ему объясняю! Я говорю: «Саша, ты же понимаешь…»
(смех и аплодисменты в зале перекрывают мамину речь)
Ю.Б.: Спасибо за моральную поддержку. Такие фразы - это родительские рефлексы, которые появились из культуры, из понимания воспитания как навязывания наших норм, требований к ребенку без выстраивания с ним диалога. Потому сначала - принятие ребенка и активное слушание. Почему метод активного слушания завоевал популярность?
Потому что когда родители начинают пытаться активно слушать, и такие рефлексы начинают очень быстро у них выскакивать, то удивляются сами дети, они моментально чувствуют, что им лучше живется, и сами начинают себя иначе вести, внимательнее относиться к родителям.
Помните, как вы обратитесь к ребенку, так и он будет обращаться к вам по закону подражания. Дети подражают. Поэтому если вы говорите «нет, не будешь», он вам ответит «нет, буду». Он вас зеркалит. Отображает. «Я тебя накажу» - «Ну и наказывай!». При директивном воспитании не очень просто учитывать все потребности ребенка. То же самое с мужьями и женами. Думаете, можно заставить что-то делать мужа или жену? Нет. Что начинается у детей? Обман родителей. Все как у взрослых.
Важны ли семейные традиции для укрепления связей между поколениями? Нужно ли общаться с бабушками, и зачем нужно общение со старшими родственниками?
Ю.Б.: Семейные традиции важны, конечно, это часть культуры. Другое дело, какие традиции. Если бабушка жива и похожа на Арину Родионовну, то это прекрасно. Но если бабушка поставила своей целью развести мужа и жену, потому что не одобряет выбор сына или дочери, то связь с таким поколением, наверное, не надо поддерживать. Можно ходить к ней в гости, но не жить с ней и копировать ее манеры. Мы не должны попадать в плен общих слов. Нужно смотреть, что несет предыдущее поколение. Уважать старших, конечно, нужно, но если бабушка или дедушка отзываются плохо о ком-то из родителей, а вы говорите ребенку, что он должен все равно их уважать, я не очень понимаю, зачем?
Гораздо важнее старшим научиться уважать ребенка. Вы меня спросите - с какого возраста нужно начинать его уважать. Отвечу - с пеленок. Уже с пеленок ребенок - это человек. Уважайте его путь, не говорите «я из тебя сделаю… бухгалтера, экономиста». А если он в душе художник?
Мама с вопросом:Дочь подруги здоровается не со всеми людьми. Что делать - заставлять со всеми здороваться или предоставить свободу?
Ю.Б.: Нужно ли насильно заставить и продавить? Я бы сказала нет. Надо с ребенком поговорить и его выслушать. Подруга с дочкой не поговорила, она вам жалуется на дочь. Диалога между мамой и дочерью не было, были нотации. Когда родитель говорит вот эти три слова «ты же понимаешь» - диалог превращается в чтение нотации.
Когда вы разговариваете с ребенком - помолчите. Будьте готовы держать паузу. Когда вы слушаете ребенка - избегайте вопросов. Молчите и старайтесь попасть в тон ребенка.
Мама с вопросом:А как быть с вежливостью, обязанностями и дисциплиной?
Ю.Б.: Ребенок должен освоить много навыков и умений: чистить зубы, не вылезать из-за стола и потом возвращаться за стол, приучиться к горшку, к ложке. Надо стараться делать так, чтобы эти знания вливались в быт ребенка постепенно, без усилий. Дети перестают что-то делать, если родитель без уважения, без учета его состояния, переживаний, настаивает на своем правиле, принимает крутые меры. Отбирает компьютер, например.
Заинтересуйте ребенка, предложите ему вместо компьютера что-то другое. И далее, уже в спокойной атмосфере, вы сможете договориться о режиме и правилах. Старайтесь режимные вещи отрабатывать в мирной обстановке. Не бойтесь шутить, юмор в общении с детьми очень нужен.
Вы думаете, привычки вырабатываются от постоянного вдалбливания? Нет. Они нарабатываются постепенно.
Не стоит заменять регулярность формирования привычек понуканиями. Можно использовать записку, напоминающую картинку, календарик, на цветок приклеить стикер «полей меня, пожалуйста», заменить свой голос чем-то еще.
Будить ребенка в школу тоже не надо, замените будильником. Опоздал, прогулял - не ваши проблемы. Вы можете ему посочувствовать: неприятно, да.
С какого возраста можно давать ответственность за подъем?
Ю.Б.: В 4-5 уже можно.
Мама:Так рано, я думала лет в 10!
Ю.Б.: Я расскажу историю о своих друзьях. Кольский полуостров, полярная ночь, темнота, два ребенка: 5 лет мальчику, 3 года девочке. Дети сами встают, брат будит сестру, они одеваются, в шубах и шапках подходят к спящим родителям, будят их и говорят: «мама, папа, мы пошли в садик».
Пусть сияющий образ этих детей вас вдохновит. Но не фразы: «вставай, опоздаешь, давай скорее, одевайся».
Мама с вопросом:Как сделать, чтобы дети так делали?
Ю.Б.: Пробуйте. Экспериментируйте. Попробуйте вести себя совершенно иначе, чем ребенок от вас ждет. Слезьте с него, не отнимайте развитие ребенка заботой о себе: «а как же он дальше будет жить».
Папа с вопросом:Хочу прояснить ситуацию с самостоятельностью. Сыну три года, и он начал чистить зубы, сначала с нашей помощью, а теперь сам. Он их чистит как умеет, и наш стоматолог сказал, что у ребенка будут большие проблемы с зубами, лучше бы, чтобы я их ему чистил для сохранения зубов. И вроде бы, простая вещь, но вырастает в проблему, я забираю у ребенка щетку, начинаю чистить зубы ему сам, ребенок теряет к чистке всякий интерес, и это превращается в психологическую проблему, я не знаю, что с этим делать.
Ю.Б.: Смените стоматолога.
Мама с вопросом:Влияет ли генетика на формирование личности?
Ю.Б.: Что вы называете генетикой?
Мама:Алкоголизм, генетические болезни. Речь идет о приемных детях моих друзей, они воспитывали приемного ребенка, но из него ничего хорошего не получилось, несмотря на то, что они, по разговорам, буквально молились на него. Я пытаюсь понять.
Ю.Б.: На общий вопрос я даю общий ответ. Генетические предпосылки есть, особенно, если речь идет о соматических болезнях. Туберкулез, склонность к алкоголизму тоже могут передаваться, но не сам алкоголизм. Если ребенок приемный, хорошо бы знать родителей.
Я верю в генетические предпосылки темперамента - кто-то более спокойный, кто-то более чувствительный или азартный, это подробно написано в моей книжке про характеры. Но генетика - это не личность: благородная, честная, самостоятельная, верящая в идеалы, или корыстная, эгоистичная, преступная - личность формирует траектория жизни, среда, родители и бабушки, общество. Что сейчас ценится в обществе? А в каком обществе? Что ребенок подхватывает, берет для себя? Это не гены.
Мама с вопросом:Дочке 4 года, мы с ней делаем игрушки из соленого теста. Я ей говорю: посмотри какие у нас красивые игрушки получаются, а она мне отвечает: да, красивые, но у меня красивее. Почему она так говорит?
Ю.Б.: Видимо, у вас в семье культивируются оценки. Она хочет хвалить себя и ждет похвалы от вас.
Мама с вопросом:Что делать с желаниями детей купить какую-нибудь страшную куклу типа монстра Хай? Дочка хочет, говорит, «у всех есть, у меня нет»?
Ю.Б.: Реклама и мода - социальные поветрия, они, как вирусы, проходят, но вы не можете изолировать от них ребенка. Обезопасить от влияния вы можете только твердыми принципами, которые сами в себе создали. Если вы против чего-то - растите этот протест с пеленок, и если вы частично чувствуете, что ребенок в чем-то прав, или вы чувствуете, что не правы - скажите ему об этом. Он будет вам бесконечно благодарен. Если вы признаете свою неправоту, вы сделаете гигантский шаг вперед.
Мама с вопросом:Что Вы думаете о раннем развитии ребенка, у нас с мужем разные взгляды на этот вопрос. Он говорит, что я не должна мучить ребенка…
Ю.Б.: А «я его хочу мучить», да?
Мама:Нет, конечно, но ребенку уже полтора года, мне рассказали про удивительную методику раннего чтения, и…
Ю.Б.: Ужасно, я даже слушать не буду. Это как раз и называется «тянуть за верхушку». Или вести себя как некоторые дети: посадят что-то в землю, а потом сразу же достают - проверяют - пустило ли растение корни. Пойте песни, читайте сказки, живите с ним.
Мама:Я ему читаю книжки с обозначениями животных…
Ю.Б.: С обозначениями…
Мама:Я ему читаю, он повторяет за мной слоги.
Ю.Б.: Очень хорошо, учится говорить.
Мама:Если я этого не делаю, на следующий день он забывает, стоит ли эти занятия продолжать, тратить на это время?
Ю.Б.: Тратить на это время? Такая формулировка неуместна. Живите с ребенком, говорите с ним, показывайте ему мир. Но не занимайтесь, сжав зубы и тратя время. Важна тональность времяпрепровождения с ребенком. Во время гуляния у некоторых мам есть цель: строй снежную бабу, качайся на качелях, лазь по лесенкам. А ребенку интересен и забор, и кошка, и голубь.
Нужно ли торопиться загружать ребенка кружками, применять различные методики развития?
Ю.Б.: Ребенок нуждается в свободном времени. Дайте ребенку 2-3 свободных часа в день. Дети очень хорошо играют сами с собой. В хрестоматии для родителей есть история из детства Агаты Кристи. Она росла в состоятельной семье, но мать запрещала няне учить читать маленькую Кристи, потому что не хотела, чтобы Агата начала читать книги, которые ей не полагаются по возрасту. Когда Агате Кристи исполнилось шесть лет, няня пришла к маме и сказала: «Мадам, я вынуждена Вас огорчить: Агата научилась читать».
Кристи рассказывала в своих мемуарах как в детстве она играла в воображаемых котят. Она разыгрывала сюжеты с котятами, придумывала истории, наделяла их характерами, а няня сидела рядом и вязала чулок.
Таких фантазий, которые разыгрываются у детей, у взрослых уже нет. Рациональный ум убивает творческие силы, способности и возможности. Конечно, логика и рациональные зерна должны быть, в то же время ребенок - существо особенное. Наверное, вы замечали, что дети иногда «впадают в прострацию», состояние естественного транса. В этом состоянии они перерабатывают информацию особенно интенсивно.
Ребенок может уставиться на букашку, на листик, на солнечного зайчика, а учительница ему кричит: «Иванов, опять ворон ловишь». Но в это время у Иванова идет важный мыслительный процесс, он, может быть, будущий Андерсен.
В этой же хрестоматии описывается детство скрипача Иегуди Менухина, момент, когда его отдали в школу, в первый класс, и после школы родители поинтересовались у Иегуди: «Что было в школе?», - «За окном рос очень красивый дуб», сказал он, и больше ничего. Его поразила художественная натура.
И вы не знаете, что вашего ребенка поразило в данный момент - картина, звук, запах, но точно не «уникальная методика, разработанная, блаблабла».
Ребенку нужен выбор, как говорила Мария Монтессори: «Среда ребенка должна быть обогащенной». Серые стены и обездвиженный ребенок - это не то, что нужно для развития.
Как Вы относитесь к методике Монтессори?
Ю.Б.: Я не знаю, что с ее методиками теперь делают. Она была глубоким психологом, философом, врачом и очень тонким наблюдателем. Она не называла воспитателей воспитателями, она их называла наставницами. Она говорила: «Не вмешивайтесь в то, что делает ребенок».
Монтессори описывает в своей книге случай, когда малыш, чтобы увидеть рыб в аквариуме за головами более высоких людей, начинает тащить табуретку, чтобы на нее встать. Но тут «наставница» выхватывает у него табуретку, поднимает его над всеми, чтобы он увидел рыб, и Монтессори описывает, как в его глазах озарение, торжество, след того, что он сам нашел решение, гаснет, сошло с его лица, оно стало покорным и скучным. Воспитательница выхватила у него из рук первые и важные ростки самостоятельности.
Часто бывает, что во время игр некоторые мамы просят своих детей все убирать на место или требуют оценки действий ребенка от педагога. Маме нужно, чтобы какой-то специалист составил мнение о ребенке? Ее ребенке. Для мамы должны быть неважными похвала или оценка педагога, а важным должно быть то, что ее ребенок естественным образом пыхтит, ошибается, ищет, находит, для нее должен быть важен процесс, в котором находится ребенок - не лезьте в него, этот процесс святой.
Участники конкурса должны уметь надувать шарики самостоятельно. На стену вешается цель, каждому участнику раздаются не надутые шары. Дети становятся по одной линии напротив цели. На счет раз, два, три участники должны надуть шары и отпустить их, при этом стараясь попасть в цель на стене. Можно играть командами. У каждой команды свой цвет шара.
2. Конкурс на день рождения «Кошки и мышки»
Необходимо: стулья
Стулья ставятся по кругу, сиденьями вовнутрь. Половина детей садится на стулья - это «мышки», остальные встают сзади - это «кошки». Одной «кошке» «мышки» должно не хватить, то есть она стоит за пустым стулом. Эта «кошка» подмигивает какой-нибудь «мышке».
Задача «мышки»: перебежать на пустой стул к подмигнувшему. Задача «кошки», стоящей сзади: руками задержать ее. Если не удержала - сама подмигивает следующей «мышке». Через некоторое время «мышки» и «кошки» меняются ролями.
3. Конкурс «Ромашка»
Необходимо: бумага, ножницы, смешные задания.
Из бумаги заранее делается ромашка - лепестков столько, сколько будет детей. На оборотной стороне каждого лепестка написаны смешные задания.
Дети отрывают лепестки и начинают выполнять задания: ходят гуськом, кукарекают, прыгают на одной ножке, поют песенку, повторяют скороговорку и т.д. =)
4. Конкурс «Подарки на день рождения»
Необходимо: подарки, которые будут дариться
Дети делятся на подгруппы, в зависимости от того, какая подгруппа готовила тот или иной подарок. Поочередно каждая подгруппа «уходит в магазин покупать подарки»: дети идут в угол комнаты и договариваются, какими имитационными движениями можно описать их подарок.
После этого дети подходят к «виновнику» торжества и говорят: «Мы подарок приготовили, угадай какой?» Дети показывают движения, а ребенок отгадывает. Ему вручают подарок.
5. Конкурс на день рождения «Замри»
Необходимо: воздушный шар
Ведущий подбрасывает воздушный шар. Пока он летит, можно шевелиться, коснулся пола - все должны застыть и не улыбаться.
Кто не застыл - выбывает из игры.
6. Конкурс «Картошка и ложка»
Необходимо: 4 стула, 4 тарелки, картошка
В одном конце комнаты стоят два стула, на каждом - по тарелке с картошкой. На другом конце комнаты - тоже два стула, но на них - пустые чашки. Соревнуются 2 человека.
Надо с помощью ложки, куда помещается одна картофелина, перенести всю картошку из одной тарелки в другую.
Победитель: та, команда, которая перенест картошку из тарелки в тарелку быстрее.
7. Конкурс на дне рождения «Собираем урожай»
Необходимо: штук 10 картофелин, корзинка - 2 штуки, деревянная ложка - 2 штуки
В игре участвуют по два человека. На пол рассыпают картофелины. У каждого ребенка корзинка и деревянная ложка.
По сигналу надо собирать картошку ложкой, по одной штуке, и класть ее в корзинку.
Победитель конкурса: ребенок, собравший больше картошки за определенное время.
8. Конкурс «Клумба»
Необходимо: цветные обручи, музкальное сопровождение
На пол раскладываются цветные обручи - это «клумбы». В каждую «клумбу» садится на корточки ребенок - «цветок». Под музыку (например, «Вальс цветов» П. И. Чайковского) дети имитируют рост цветов, выбегают из обручей и танцуют. Как только прекращается музыка, нужно вернуться на свою клумбу и не перепутать!
9. Конкурс на дне рождения «Пожарная команда»
Необходимо: стулья, по количеству равные числу игроков (10 и более)
Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, барабана). Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их.
Победитель: Тот, кто быстрее всех оденется.
22. Торговый комплекс Филион на филях, там большой парк аттракционов, просто куча любых автоматов и много довольно аттракционов. Две комнаты для детей с большими лабиринтами - для более взрослых и для малышей.
Итак, берем бумагу и картон. Вырезаем из картона цифру нужного нам размера шириной примерно 5 см. Берем папирусную бумагу или просто тонкую цветную и начинаем творить. Делаем цветы, которые мы уже уже учились делать для декора комнаты. Для этого берем 6 листов бумаги, соединяем вместе, всю пачку складываем гармошкой. Затем делим гармошку на три части (примерно по 12 см), посередине перевязываем, концы округляем, разделяем слои и начинаем выворачивать лепестки.
Когда наберется достаточно цветов, приклеиваем их к нашему картону. Получается такая красота.
Еще бумажные цветы можно пришивать. Только уже за основу возьмем не картон, а ткань, которой обтянем нужного размера рамку. В таком случае цифра будет ярче, если цвета подберем контрастные сочетания ткани и бумаги.
А для изготовления цветов возьмем несколько слоев бумаги, вырежем их нее квадраты и сложим все пополам, потом еще раз пополам, потом как кусок пирога. Берем ножницы и вырезаем полукруг. У нас с легкостью получится нужные нам цветы. Количество цветов зависит от возможностей ножниц.
Берем получившиеся цветы, соединяем несколько цветочков и пришиваем их к нашей ткани, по нарисованной широкой цифре на полотне. Будет красивее если цифра будет шириной в два-три цветка.
Еще, чтобы сделать цифру на день рождения своими руками, можно начать с бумажных цветов. Берем бумагу нужного цвета и вырезаем круг. Рисуем на круге спираль или можно сразу резать бумагу по спирали. Затем соединяем (закручиваем) получившиеся полоски спирали в цветок и приклеиваем на картон. Цветы при этом будут ярче смотреться, если будут разного размера и цвета.
Самый простой вариант: просто нарезать гофрированную бумагу на полоски чуть длиннее, чем ширина цифры и приклеить на картонную цифру. Получается платье в оборочках. Для девочек очень нежный вариант.
Ткани и ленты
А уж если у вас есть много ленточек, смело режьте из на небольшие кусочки примерно по 20 см. (зависит от величины цифры). Первый вариант - если у вас широкие ленточки - делаем красивые бантики. Они словно бабочки сядут на вашу цифру.
А второй вариант, если у вас в наличии узкие ленточки. Тогда долго не думаем, в просто завязываем узелки и смело приклеиваем их на цифру. Разноцветные ленточки сделают цифру более яркой и веселой, а однотонные - спокойной и торжественной.
Очень красиво смотрятся в качестве цифры атласные цветы. Их совсем не сложно сделать. Вырезаем из атласной ткани или широкой атласной ленты три круга: побольше, средний и маленький. Немного обугливаем края свечкой и соединяем лепестки иголкой.
Чаще всего для цифры на день рождения своими руками мы испольщуем картон, но в данном случае хорошо за основу цифры взять пенопласт. И тогда можно смело втыкать наши цветы так, чтобы основы не было видно.
НИТКИ
Для красивой цифры можно использовать нитки. Берем снова картонную цифры или делаем ее объемной. Для этого нужно побольше картона и скотч. Соединяем части цифры скотчем
Берем нитки и приклеиваем их в торце. Остальную. поверхность обвязываем нитками одного цвета или разных цветов.
Можно не готовить объемную цифру, а обмотать плоский картон. Получиться ничуть не хуже. Цветовую гамму только стоит подобрать под стиль вашего праздника.
Еще нитками можно сплести цифры, обвязывая гвоздики. В дощечку вставляем кнопки или гвоздики по периметру цифры и начинаем делать паутинку.
ФОТОГРАФИИ
Очень интересны вариант цифры на день рождения своими руками получаются из фотографий. Можно в фотошопе сразу собрать коллаж в форме цифры и распечатать. Можно скрепить две бумаги, на одной наклеить фотографии, на другой вырезать широкую цифру. Или просто сложить из фотографий цифры и прикрепить к стене.
ИЗ РАЗНООБРАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ
А если у вас ребенок чем-то увлекается или у вас есть интересный материал, используйте его для изготовления цифры своими руками. Например, возьмите лего или мозаику, или воздушные шарики. Посмотрите вокруг - у вас точно что-то есть полезного для цифры: скрепки, пуговицы, прищепки, игрушки и многие другие вещицы. Праздник - день рождения для того и создается, чтобы фантазировать и творить.