Как выучить стихотворение к детскому утреннику
Многие дошколята и их родители при первых попытках разучить стихотворение сталкиваются с проблемами: у малыша не получается запомнить нужные строчки, а неусидчивость и капризы усугубляют ситуацию. В итоге ребенок начинает увиливать от занятия, а родители - расстраиваться, предвкушая «провал» на утреннике. Однако выступление - не самоцель умения читать стихи наизусть. Главная задача - натренировать память, а стихи - лучший способ этого добиться. Только вот «побеждать» непокорное стихотворение лучше всего не назиданиями и зубрежкой, а игрой - самой доступной и интересной для малыша формой деятельности.
Вот лишь несколько игр, подходящих для разучивания стихов:
Мячик
Прочтите первую строку и бросьте мячик малышу. Пусть он, в свою очередь, припомнит следующую строчку, прочтет ее наизусть и вернет вам мячик. Перекидывайте мячик до тех пор, пока произведение не будет рассказано полностью.
Юный иллюстратор
Разбейте стихотворение на блоки по две-четыре строчки и предложите малышу нарисовать на отдельных листах бумаги те образы, которые возникают у него в голове, когда вы читаете ему тот или иной фрагмент. Затем попросите ребенка рассказать стихотворение, вспоминая строчки по картинкам.
Эхо
Читайте стихотворение строчку за строчкой, делая между ними паузы, чтобы ребенок повторил их, как эхо. После того, как малыш начнет справляться с маленькими фрагментами, предложите ему повторять по две, а затем и по четыре строки - и так до тех пор, пока он не прочтет стихотворение целиком.
Общие правила по разучиванию стихов с детьми
1. Подбирайте стихотворение в соответствии с возрастом и темпераментом ребенка: оно должно быть недлинным, понятным и интересным малышу, без труднопроизносимых слов и сложного сюжета.
2. Придумайте подходящую мотивацию: объясните ребенку, что выученное и рассказанное наизусть стихотворение - это возможность понравиться всем на утреннике, или прекрасный подарок для любимой бабушки, или способ заслужить подарок от Деда Мороза.
3. Не делайте из разучивания скучный урок, а превратите его в эмоциональное и увлекательное действо: читайте строчки с выражением, поясняйте непонятные слова и обороты, обсуждайте с ребенком сюжет и персонажей. Можете даже «инсценировать» произведение - сами или при помощи пальчикового или кукольного театра.
4. Не старайтесь выучить сразу все стихотворение сразу, лучше разбейте его на фрагменты и посвящайте изучению каждого из них ограниченное время каждый день. Занятия не должны быть долгими, чтобы не утомить малыша и не наскучить ему.
5. Не критикуйте ребенка, если у него никак не получается запомнить стихи, не грозите наказанием, не заставляйте их разучивать, когда ребенок очевидно не хочет этим заниматься, - лучше отложите занятие до более подходящего момента, чтобы вовсе не отбить интерес к поэзии.
6. Если, несмотря на все старания, стихотворение не дается ребенку, попробуйте прочесть его малышу перед сном: по мнению ряда ученых, именно в этот момент мозг наиболее восприимчив к новой информации. А утром попросите кроху вспомнить прочитанное.
Словом, попробуйте превратить запоминание стихов в увлекательную и азартную игру. Был бы интерес, а умение придет: с каждым новым разученным произведением память малыша будет становиться все более цепкой, что, конечно же, пригодится ему и в школьные годы, и во взрослой жизни.