Первый раз в детский сад
Детский садВзяла тут
Однажды на сайте http://det.org.ru/ прочитала историю. Смешная и грустная.
Знакомая рассказала.
Сдает она свое чадо в детский сад. Первый раз и для нее и для него.
Идут, по дороге — даются различные указания по поводу подчинения старшим, ни с кем не ругаться, всех слушаться ну и т. д.
Приходят, она быстренько отбегает в сторону чтобы полюбезничать с воспитательницей и возвращаясь к ребенку передаёт его в руки воспитателя (или нянечки?). А сама отходит в сторону и смотрит, вытирая скупую слезу.
Няня берёт ребенка под руку и подводит к рядам раздевалочных шкафчиков:
— Ну, — говорит, — выбирай себе шкафчик, который больше нравится.
У ребёнка на лице кризис, легкое помешательство, потом бросает тоскливый взгляд на мамку и протягивает ручку к шкафчику «с грушей».
Дальше все офигели — он залазит в шкафчик, робко прикрывает за собой дверку и говорит:
— Прощай, мама...
Няня в шоке, мама в ужасе.
А я вот о чем подумала.
Мозг - это обучающиеся нейроны.
То есть для того, чтобы мозг начал процесс адаптации, ему, прежде всего, нужна информация.
Он сканирует информацию, и "планирует" - к чему придется приспосабливаться. И начинает приспосабливаться - обучаться функционировать в этих условиях.
Что происходит обычно, когда ребенка приводят в детский сад в первый раз?
Кабинку показывают, да.
А группу?
Ребенок же стрессирует в том числе оттого, что у него нет информации о том, что там, в группе. Куча детей, чужая тетя, обстановка незнакомая...
Я так полагаю, что необходимо ещё до того, как ребенка в группе вы оставите, или как минимум в этот день сделать так: пройти с ребенком в группу, и все-все-все ему подробно показать и рассказать.
Вот это стульчики, на них детки сидят, берут, несут, ставят, куда скажет воспитатель. Кушают за этими столиками.
А это кроватки. Они все стоят рядышком, детки на них спят сладко. У тебя будет твоя кроватка, на ней никто спать не будет, кроме тебя.
Вот это горшки, видишь? Они здесь всегда стоят. Ты если захочешь в туалет, сразу скажи воспитателю, и пойдешь сюда.
Вот это игрушки, ими играют.
А вот это игрушки - высоко стоят, они для занятий.
Вот в этом шкафчике лежат материалы воспитателя, нужные ей книжки. Туда дети не лазят, это шкафчик воспитателя.
А вот книжки для детей...
И так далее, и так далее.
Теперь второй момент.
Вот вы показали ребенку группу. Обнимаете его , и говорите нежно: "Ну все, мой сладкий, я пошла, приду за тобой быстро-быстро. Пока, зайка моя!"
Потому что второй блок информации, который нужен ребенку: что будет происходить в саду.
И первое, о чем он должен знать - что мама будет уходить и оставлять его здесь.
Поэтому, на мой взгляд, то, что мама остается в группе в первые дни или сидит в коридоре - не самый лучший вариант.
Ребенок начинает адаптироваться к этой ситуации - мама недалеко.
Потом, когда вы начнете уходить, ему придется "переучиваться" - заново адаптироваться.
Поэтому в первые дни лучше оставить ребенка на полчасика, на пятнадцать минут, но дать ему правдивую информацию - я здесь оставаться не буду. НО Я ПРИДУ ЗА ТОБОЙ.
ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ РЕБЕНОК КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ ПОНЯЛ, ЧТО ЕГО НЕ ОСТАВЛЯЮТ ЗДЕСЬ НАВСЕГДА.
Мама уйдет, но придет за ним.
Причем так как тревога зашкаливает у него, ваши слова и обещания могут не подействовать, для того чтобы сформировать у него уверенность, что вы вернетесь - надо несколько дней быстро его забирать. Тогда связка - "остаюсь, но меня заберут, это точно" сформируется.
Идеальный вариант: вы оставляете малыша (воспитатель здесь должна занять активную позицию, если малыш будет стоять орать возле двери, а она не шелохнется, или будет раздражаться - это очень плохо, возвращайтесь тогда за ребенком минут через пять, успокаивайте, забирайте - НО НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ снова уходите ненадолго)
Ребенок перестанет стрессировать, когда у него появится внутренняя уверенность в двух вещах: здесь безопасно и мама вернется.
Когда мама остается в группе, это сродни отрубанию хвоста по частям, на мой взгляд, и может осложнить адаптацию.
В идеале - вы в первые дни уходите, и забираете, когда ребенок УСПОКИЛСЯ. Чтобы не сформировать - "погромче поплачу - побыстрее придет".
Если ребенок маленький, и плачет и плачет и плачет, караульте у двери, подуспокоился -тут же заходите радостно.
Вообще если мама сама не стрессирует и не демонстрирует тревогу и боль души своей - ребенку проще, потому что он впитывает информацию о новых обстоятельствах, и мамина тревога - это тоже информация.
О плаче, реагировании на него, поведении ребенка в первые дни и общении с воспитателями разговор впереди.