Портрет в стиле журнала Esquire или фотография Путина от Platona
учимся сниматьVladimir Putin Russia ex-president
Сегодня я хочу рассказать о достаточно простой технике создания фотопортретов, которая часто используется фотографами в обложках журнала Esquire и именно в такой технике выполнена одна из фотографий фотографа Platon на которой изображен уже бывший президент России Владимир Путин.
Чем мы хуже Platona и Путина?
Нам потребуется фото-студия с необходимым оборудованием:
Белый или светло серый бумажный фон или крашенная стена. Портретная тарелка или маленький софт-бокс размерами приблизительно 40х60 см 40х40 см для рисующего света, снут (тубус) как насадка для источника на фон. В качестве опциональных приспособлений: лайт-диск и возможно 2 дополнительных источника со стандартными рефлекторами и мелкими сотами (об этом чуть позже). Из фото техники я бы посоветовал портретный фикс, например Canon 135 2L или 100 2.8 Macro хотя это не принципиально, можно обойтись и 70-200 2.8 Главное требование: фокусное расстояние от 100 мм и светосила 2.8 и помните, снимает не камера а фотограф!
Схема подобного освещения проста до предела:
световая схема Esquire Putin
Антон Русин не хуже Владимира Путина
Мои замечания по этой световой схеме: фотомодель следует располагать так, что бы расстояние до фона было не менее 2-3 метров. Пятно на фон выстраивается таким образом, что бы получить по краям кадра падение яркости минимум на ступень и таким образом достичь естественного виньетирования (затемнения по краям), перемещая прибор фоновой подсветки вперед-назад. Высота регулируется таким образом, что бы с окончательной точки съемки пятно было четко за головой модели но его края были видны. Для удобства я рекомендую использовать ассистента или штатив на который установите камеру, скомпонуйте кадр, а затем настраивайте положение пятна, сверяясь по видоискателю фотоаппарата.
Диафрагму я рекомендую ставить максимум 2.8 или даже более открытую, что бы достичь минимальной глубины резкости. Фокусироваться исключительно на глаза!
Если минимальной мощности импульсного источника много для такой диафрагмы, даже при минимальном значении чувствительности фотоматериала, то используйте нейтрально серый фильтр ND, который ослабляет поток на 2-3 ступени, также вы можете воспользоваться поляризационным фильтром, который также ослабляет свет на 2 ступени. Для фокусировки при низкой освещенности используйте подсветку автофокуса. Можно использовать внешнюю вспышку с отключенным импульсом или банально попросить ассистента поднести к уровню глаз сотовый телефон с ярким дисплеем и сфокусироваться на него или просто включите пилотную лампу импульсного прибора на максимум.
Паша Воеводин администратор Фотофабрики
Хочу обратить ваше внимание, на мою рекомендацию по поводу фокусного расстояния объектива. На фотографии Владимира Путина использовался объектив с эквивалентным 35мм фокусным расстоянием 25-35мм. Я сделал такой вывод исходя из увеличенного носа В.В. Путина. Скорее всего Platon был ограничен в пространстве и именно поэтому использовал такой широкоугольный объектив. Возможно применение широкоугольной оптики было намеренным, творческим приемом фотографа. Я же рекомендую использовать фокусное от 100мм и выше, что бы свести геометрические искажения в центре кадра к минимуму.
Об этических, художественных и прочих аспектах подобной фотографии.
Я считаю, что техника Esquire - исключительно мужской портрет. Женский портрет с применением такой техники выглядит мягко говоря необычно. Это связано как с постановкой света, так и с пост обработкой. Более того женщин с таким светом можно фотографировать в случае, если у них почти идеальные черты лица. С мужчинами проще. Хотя некоторые метры фотографии пренебрегают этим правилом, вот яркие примеры: галерея портретов фотографа Martin Schoeller. Также я не готов с вами обсуждать преимущества данной техники. Техника не ЦЕЛЬ, а СРЕДСТВО достижения результата. Не забывайте про это!
Вариации световой схемы.
В зависимости от настроения портрета и от характера модели можно использовать лайт диск для подсветки нижней тени. Именно так был сделан портрет Антона Русина. прямо перед ним на стойке был закреплен лайт-диск серебристой стороной вверх, как будто бы он держит его перед собой в руках. Блик от лайт диска читается в нижней части зрачка Антона. Сделал я это что бы избавиться от глубокой тени на шеи от подбородка. Подчеркиваю, применение лайт диска для подсветки этой тени не обязательно! И в каждом конкретном случае фотограф решает, использовать его или нет.
Андрей Старков
Другой вариант световой схемы - это когда используются 2 боковых (расположены строго по бокам модели справа и слева) источника света для подчеркивания щек-скул модели. Зарубежные фотографы очень часто используют такой прием при съемке чернокожих или очень смуглых моделей. У нас в силу отсутствия чернокожих моделей этот прием используется достаточно редко. Главное при подсветке щек, не получить пересвета, яркость этих участков должна быть всего на пол ступени выше чем остальное лицо. В фотографии Паши, я использовал незначительную подсветку щек. В качестве насадок использовались два стрип-бокса без смягчающих внешних диффузоров, но можно использовать и стандартные рефлекторы с сотовыми насадками.
Пост обработка фотографий.
Рассказать про световую схему и не рассказать про пост обработку фотографий выполненных в подобной технике было бы не правильным. От пост обработки фотографий зависит очень многое.
Этапы пост обработки:
- Кадрирование
- Тонирование
- Усиление виньетирования
- Поднятие резкости
Кадрируем Пашу в Adobe LightRoom
Кадрирование.
Крайне желательно кадрировать портрет по бликам в глазах, так что бы линия между ними была строго горизонтальной. Это делается в два клика в Adobe Lightroom или в Adpbe Photoshop. В LightRoom жмем клавишу “R” в режиме Develop (переход в него по клавише “D”) кадрируемся более плотно с сохранением пропорций кадра (замочек заперт) и зажав клавишу Ctrl проводим линию из одного блика зрачка в другой. (по клику открывается большая картинка)
как я уже говорил, возможно более плотное кадрирование, с отрезанием верхней части головы, но не крупнее.
Тонирование фотографии.
Далее выставляем баланс белого. И тонируем в тенях в холодные синие оттенки, используем Saturation и Vibrance для усиление эффекта.
Подчеркиваю! Для каждой фотографии положение ползунков настроек индивидуально! Я рекомендую просто подвигать ползунки, наблюдая за эффектом. Вариантов может быть масса. Тот вариант, который больше всего соответствует настроению снимка и нравится вам и является оптимальным!
Также часто применяется прием высветления средних тонов изображения (в Adobe LightRoom это ползунок Fill Light) с повышением локального контраста для придания большей выразительности и неествественности фотопортрета (в Adobe LightRoom это ползунок Clarity)
Усиление виньетирования.
Несмотря на то что мы использовали тубус для подсветки фона, виньетирование на мой взгляд недостаточное. Усилим его средствами Adobe LightRoom.
Паша Воеводин тонированный 1 шт.
В режиме Develop открываем закладку Vignettes и устанавливаем значения на вкус. В качестве завершающего штриха, добавим немного локального контраста в закладке Basic, подвинув ползунок Clarity (локальный контраст) в правое положение.
После проделанных манипуляций в Adobe LightRoom откроем изображение в Adobe Photoshop и проведем окончательную ретушь:
- Усилим цвет глаз с помощью инструмента Sponge (буква O с Shift несколько нажатий) выбрав режим Saturate и мягкую кисть проведем по зрачкам.
- Усилим блеск волос с помощью инструмента Dodge (буква O с Shift несколько нажатий) выбрав режим highlights (что бы зажечь светлые участки волос) а также пройдемся по глазам
- Выровняем лицо и плечи (незначительно) с помощью инструмента Liquify (Ctrl-Shift-X) и forward warp tool (клавиша W) выбрав кисть большого диаметра
- Окончательно поднимем резкость путем маскирования глаз (клавиша Q) магкой кистью необходимого размера, выйдем из режима быстрой маски (клавиша Q) и инвертируем выделение (Ctrl-Shift-I) и применим к нему фильтр Smart Sharpen (можно любой другой поднимающий резкость) и выберем на свой вкус необходимые параметры поднятия резкости, так что бы не было ненужных артефактов.
Портрет готов!
Смотрим “до” и “после”
В завершении статьи приведу фотографии до и после Антона Русина, что бы был понятно, что вариантов подобной техники может быть множество
Антон Русин до и после
А вот “настройки” LigtRoom для Антона
Lightroom настройки
Надеюсь моя статья оказалась вам полезной и информативной. Я готов ответить на все четко и грамотно сформулированные вопросы к этой статье в комментариях. Еще раз подчеркиваю, не стоит переписывать цифры и значения параметров в LightRoom, суть статьи показать общие принципы, а не сделать универсальную шпаргалку “делай как я” так как каждый фотопортрет и человек уникальны и нет универсальных решений. Приведенный пример показывает пост обработку в программе Adobe Lightroom, но вы можете выполнить те же действия и в Adobe Photoshop с помощью кривых (Curves) в раздельных каналах
напоследок смотрим интервью Platona на сайте www.worldpressphoto.org
© 2008 Игорь Алексеев. специально для проекта www.kaketosdelano.ru