Реальность, фантазия и немного волшебства
ЛичноеВ последнее время Детские книги напрочь завладели всем моим вниманием. А так-то я кино ещё очень люблю :)
Где-то пару месяцев назад я реанимировала свой аккаунт на Кинопоиске и решила вдруг написать о своих любимых фильмах. Вот взять просто весь список кин, которые я оценила по-максимуму, на десятку, и оформить в пост. Благо их там всего-то штук пятнадцать. Немного статистики: всего на этом ресурсе мной оценено 797 фильмов. То есть эти пятнадцать - реальная выжимка. Это если учесть, что смотрела я, само собой, гораздо больше, чем удосужилась оценить. И вот уже взяла я перо с чернилами, поправила монокль.. и нафик перехотела про это писать :)
Ну, чего там интересного в этом списке. Гениальные фильмы, они и есть гениальные. Зелёная миля, Звёздные войны, кто их не смотрел, кто их не любит. Гораздо интереснее оказалось прошерстить список с оценкой девять. И восемь. И даже немножко семь. И вот просматриваю я списки, и так и мелькают в голове кадры. Аж со звуком, такие, тыц-тыц, и мушки на плёнке, как в старом фильмоскопе. Фантастика, приключения, комедии, ужасы, триллеры, музыка, спорт, война, сказки, вестерны, детективы, арт-хаус, нуар, треш, роад-муви, зомби-муви, мелодрамы даже и местами аниме. Простые, сложные, светлые, мрачные, шокирующие, ванильные, на грани. Калейдоскоп. И все - мне близкие. Как в жизни впрочем.
Но во всём этом многообразии у меня вдруг совершенно уверенно образовалась подборка. Я, даже не думая, сложила эти фильмы в одну горсть. По настроению. И потом уже стала думать, а что же их таки объединяет. Ну, кроме моих эфемерных чувств. Два дня аж думала. Не сильно-то много надумала. Некоторые логике не поддавались и хотели из списка улизнуть. Но я была стойкой и сохранила всё, как было. И даже немного добавила. И точно могу сказать - во всех этих фильмах есть волшебство. Всякое. Где-то заметное, где-то не слишком. Эти фильмы не сказка априори, как, например, Властелин колец. Они скользят и балансируют на стыке реальности и фантазии. А волшебство, оно в нашем мире как раз и рождается на этой тонкой грани.
А ещё в этих фильмах есть свет. Тоже очень разный. Рассеивается в багряном туманце, пробивается сквозь пыльную занавеску, играет бликами на воде, сочится тонкой струйкой через замочную скважину, теплится в сепии старинных фотографий. В реальности, в глазах героев, в фантазиях, в снах. Где-то он колкий звёздный, где-то призрачный лунный, или ласковый солнечный, где-то заливает весь мир вокруг, а где-то совсем-совсем слабый, но всё же такой живой.
Сначала я думала просто оставить список, перекрестясь :) Но всё же нет, сделаю краткие комментарии. Ну очень краткие.
Лабиринт (Labyrinth)
Этот фильм самый первый здесь, один из немногих с оценкой десять. Ох, как же я любила его в детстве. Сам фильм, а ещё гоблинского короля. До дрожи в коленках просто. Невероятный Дэвид Боуи в непривычном и колоритном амплуа. Секс-символ моего детства, не побоюсь этого слова :) А ещё он тоже немного волшебный и неземной, у него даже глаза разного цвета.
Никогда не слушала песен Боуи. Но несколько лет назад мы пошли в кино на фильм Невероятная жизнь Уолтера Митти. И там был шикарный саундтрек, который настолько въелся в мозг, что я по приходу домой сразу полезла мучить гугл. Ну, и кто бы вы думали исполнитель? Боуи, ага, он самый.
Этот фильм, кстати, изначально в мою подборку не попал. Но я добавлю его бонусом, ибо и фантазии, и света в нём предостаточно.
Невероятная жизнь Уолтера Митти (The Secret Life of Walter Mitty)
Очень лёгкое и вдохновляющее кино. Мне очень близок главный герой. И временами мне хочется последовать его примеру.
А, да, ещё на минуточку вернёмся к Боуи. Мы тут почти все с детьми, так что эта инфа лишней не будет точно. Думаю, многие слышали о симфонической сказке Прокофьева "Петя и волк". Отличный вариант для знакомства ребёнка с музыкальными инструментами и классическим исполнением в целом. А ещё можно послушать эту сказку на английском языке. Уж развивать - так по всем фронтам :) Итак, "Peter and the Wolf" в исполнении Дэвида Боуи. Настя Настя Демчикова, спасибо тебе ещё раз! Ты просто мой личный гуру-просветитель. Так бы вот и померла темнотой крестьянской, не услышав этого прекрасного британского прононса. На ютубе сказка разбита на четыре части, здесь выложу первую часть, а остальные можно послушать по ссылке.
Ну, поехали дальше. Крупная рыба (Big Fish)
Не самое типичное творение Бартона. Конечно, там есть и его излюбленные фантазийные приёмы, и неизменная Хелена Бонем Картер. Но всё же меньше готики, больше света. Кино, напоминающее о чудесах. А ещё я ясно вижу в образе отца главного героя.. своего мужа. Он знает, как найти и сохранить волшебство в реальном мире. И это удивительное качество. Этому я не перестаю удивляться, восхищаться и учиться каждый день, каждый миг нашей совместной жизни.
Скеллиг (Skellig)
Неожиданное для меня кино и совершенно непривычная роль Тима Рота. Дряхлое уставшее существо. То ли человек, то ли сова, то ли ангел. История о старых забытых вещах, об измученных, но настоящих крыльях, о надежде и возрождении, о маленьких и больших чудесах.
Эдвард Руки-ножницы (Edward Scissorhands)
Один из первых дуэтов Бартона и Деппа. Всем известная трогательная история. Об одиночестве, о том, что вещи зачастую совсем не такие, какими кажутся на первый взгляд, о гнусной толпе и чудовищной несправедливости. Ну, и, конечно, о надежде и волшебстве.
Шоколад (Chocolat)
И снова Депп. И прекрасная Жюльет Бинош. Это кино пахнет специями, свежевымытыми окнами и ветром перемен. Оно всё без остатка наполнено уютом и теплом. Оно - воплощение моей мечты. Открыть маленькую лавку чудес, и каждый миллиметр в ней сделать своими руками. Красить в оливковый цвет входную дверь, садить цветы на окнах, встречать новых людей, лечить израненные души, ну, или просто заваривать для них вкусный чай. Я не встречала больше ни одного фильма или книги, которые были бы ближе к моему пониманию уюта и идеальной жизни. И ведь при всём при этом я совсем не люблю шоколад.
Лабиринт Фавна (El laberinto del fauno)
Я очень люблю Гильермо дель Торо. Мне даже имя его произносить приятно. А ещё я Бенисио дель Торо люблю. Магическая фамилия однако!
Волшебство этого фильма, конечно, очень далеко мира розовых пони и конфетных радуг. В нём феи скорее похожи на гигантских богомолов, чем на прозрачных стрекоз, в нём есть тьма и есть война. Но есть в нём и сказка, есть детство на фоне чудовищной реальности. И не смотря на мрачные тона, он не жуткий, как, к примеру, другое творение этого же режиссёра - Приют. Его я смотрела, высовывая один глаз из-под одеяла, если честно.
Волшебная страна (Finding Neverland)
История о взрослом человеке, который тонко чувствует детские души, верит в сказки и умеет их создавать. И о Питере Пэне. Фильм оказался для меня неожиданным. Я думала, будет что-то вроде Питера Пэна на новый лад. Но всё оказалось не совсем так. А как - это вы смотрите сами :)
Звёздная пыль (Stardust)
Я наткнулась на это кино совершенно случайно. Весь фильм смотрела с открытым ртом и сильно недоумевала, как так я не слышала о нём раньше! Фильм, действительно, непопулярен, не смотря на довольно высокий рейтинг - IMDb 7.7. Но это Гейман! И это такая сказка! Больше, пожалуй, взрослая. В ней есть юмор, ирония, любовь, разочарования и очарования, приключения, неожиданности, ведьмы, принцы и одна упавшая звезда. Хороших фэнтези-фильмов не так уж много. И этот однозначно стоит просмотра.
Мост в Терабитию (Bridge to Terabithia)
Прекрасное кино. С трагичным концом. О детях. Оно ставит сложные вопросы, оно тыкает нас носом в нашу глупую взрослую неспособность понимать простые вещи, понимать детей. Из всего списка этот фильм я буду пересматривать первым. И да, там играет удивительная маленькая (на тот момент) актриса Анна-София Робб. Я обожаю её детское, но такое серьёзное лицо. Не буду выносить отдельным списком, но есть ещё один прекрасный фильм с этой актрисой - Есть мечты - будут и путешествия. Очень советую.
Бенни и Джун (Benny & Joon)
Одна из рецензий к этому фильму резюмирует: Сумасшедше-добрый фильм о сумасшедше-добрых людях. Пожалуй, так оно и есть :) Чудаки, как и дети, гораздо глубже чувствуют этот мир. Если вы этот фильм пропустили, я очень советую посмотреть. Невероятно трогательная и светлая история.
Запределье (The Fall)
Фильм немного не в моём вкусе, но однозначно красивый. И он опять же о целебной силе фантазии. В нём есть некоторая абсурдность. Фантасмагория. Я плохо помню подробности и свои впечатления. И по этой причине фильм хотела из списка убрать. Но рука не поднялась. По ощущениям он лежит у меня где-то в одной плоскости с Воображариумом доктора Парнаса, который я однако оценила гораздо ниже (Запределье на 8, Воображариум - на 6).
Трасса 60 (Interstate 60)
А это бонус от Коли, мужа моего. Я этот фильм смотрела ооочень давно. Я помню, что мне он очень понравился (оценка 9, как никак). Помню Гэри Олдмана, дорогу и шар предсказаний. Но не помню подробностей, самой идеи, моих ощущений. Поэтому сомневалась, добавлять его или нет. Муж казал добавлять. Так что нате :)
Страна Приливов (Tideland)
Этот фильм потряс меня до самых пяток. Я после просмотра не один день ходила, пришибленная пыльным мешком. Он заставил смеяться, плакать, ужасаться, закрывать глаза и открывать их так широко, как только можно. И он сразу попал в мою подборку, но я очень долго не решалась включить его в пост в страхе быть неправильно понятой. А у этого фильма все шансы быть понятным неправильно. При одной только мысли о нём розовые пони умерли, захлебнувшись в своей радужной рвоте. И это не ради эпатажа я сейчас говорю. Этот фильм, действительно, очень противоречивый. Он дикий, шокирующий, местами проваливающийся в очень опасные сферы. На постере недаром изображен перевёрнутый мир и обычная девочка. Чтобы не запортачить просмотр нужно каждую секунду помнить о морали и границах дозволенного и одновременно учитывать позицию наблюдателя (то есть главной героини). И никогда, ни за что (я не шучу!) НЕЛЬЗЯ его смотреть, если вы не обладаете львиной долей здравого смысла, безудержной фантазией и крепким желудком.
Королевство полной луны (Moonrise Kingdom)
Именно этот фильм я держала в голове, когда писала о сепии старинных фотографий и свете, заливающем весь мир. Всё так. А ещё шуршание виниловых пластинок и брезентовые палатки. Детская непосредственность. Фильм неожиданный, необычный, яркий, удивительный просто. А зацените актёров второго плана: Эдвард Нортон, Брюс Уиллис, Билл Мюррей. Уже интересно, да?
Свет вокруг (Everything is Illuminated)
О, этот фильм выбивается из общей концепции. В нём вроде бы и нет ничего необычного. Никаких сказок. Просто один еврейский парень из штатов приезжает на Украину в поисках своих корней. Но в этом фильме всё напрочь залито светом. Название нисколько не врёт. А ещё в нём есть Элайджа Вуд, украинский музыкант Евгений Гудзь и группа Ленинград саундтреком. Нехилый такой копмот, да? :) Евгений Гудзь, к слову, солист и основатель группы Gogol Bordello. Группа американская, состав интернациональный: украинец, русский, белорус, китаянка, американец, парни из Эквадора, Эфиопии и даже Тринидада и Тобаго. Группа играет gypsy-punk (цыганский панк) и в своих текстах нередко поднимает непростую тему проблем иммигрантов. Нежно люблю их. А однажды мне даже довелось слышать их вживую. Они играли на разогреве у Red Hot Chili Peppers в Лужниках в 2012 году, и это была феерия, они просто взорвали стадион! Мне тогда разогрев понравился много больше самого концерта.
Вот, послушайте.
Ну вот как-то так. Такое у меня в рукаве нехитрое волшебство. Не всегда заметное, но всегда рядом. Расскажете о своём?