Уроки и учителя
Как всегда, при составлении обзоров, поиске материала для них, находится очень много дополнительной информации, которой тоже хочется поделиться.
В подборке диафильмов был размещен рассказ Юрия Яковлева Учитель истории
Эта тема не давала покоя, обрастая подробностями, притягивая подобные истории.
Исторические факты, лежащие в основе рассказа Яковлева:
Более шести десятилетий ежегодно в Мемориальном парке «Шумарице» в Крагуеваце, проводится «Большой школьный урок», посвященный расстрелянным учащимся. Рядом с памятником и захоронением расстрелянных учащихся собираются тысячи граждан и чтят память невинных жертв.
Все произошло 21 октября 1941 года, когда немцы в оккупированном Крагуеваце в знак отмщения за убитых своих солдат арестовали тысячи мужчин и женщин, возрастом от 16 до 65 лет. Тогда был в силе приказ оккупационных властей о расстреле ста сербов за одного убитого немца.
В утренние часы фашистские оккупанты окружили Первую и Вторую гимназию, а также Учительскую школу. Преподаватели продолжили уроки, надеясь, что речь идет о каком-то недоразумении. Однако гестаповцы отобрали 300 учащихся и преподавателей, которых погнали за город. Колонны напуганных детей доставлены на на место казни, где уже было более шести тысяч мирных жителей.
Остались зарегистрированными последние слова старого преподавателя Радовановича, который добровольно направился на казнь вместе со своими учениками: «Мой класс ждет пули, а никто не шепчет никому. Удивляет ли вас, что я все еще вместе с ними, я старый преподаватель? Разве я брошу их? А что завтра? Чтобы пальцами указывали на меня? Стреляйте, я продолжаю урок».
Этому событию посвящена песня сербской поэтессы Десанки Максимович «Кровавая сказка»
Кровавая сказка.
Было это в стране крестьянской,
какой - неизвестно,
но горной,балканской:
приняли смерть,как небесные воины -
дети совсем ещё - младшие школьники...
Приняли смерть в одночасье.
Все - одногодки,
и одинаково -
длилось их школьное счастье.
Те же прививки - от тех же болезней,
и одинаково -
умерли все в одночасье.
Было это в стране крестьянской,
какой - неизвестно,
но горной,балканской:
приняли смерть,как небесные воины -
дети совсем ещё - младшие школьники...
Приняли смерть в одночасье.
До мига смертельного,
примерно за час -
за школьными партами
класс малышей задачи решал -
одинаково:
А в школьных портфелях
лежали тетрадки:
в них прятались двойки с пятёрками,
даже не зная,что стали ненужными,
и потому - равнозначными.
Тайны и сны (друг на друга похожие)
спали на дне карманов.
Каждому думалось:
долго ещё...
Что ещё очень долго
бегать под синими сводами можно.
Так как задачи не все решены -
Много ещё их на свете.
Было это в стране крестьянской,
какой - неизвестно,
но горной,балканской:
приняли смерть,как небесные воины -
дети совсем ещё - младшие школьники...
Приняли смерть в одночасье.
Последний урок.Дети встали,
встали в колонну,пошли на расстрел,
каждый в лицо своей смерти смотрел...
За руки взялись
И одинаково -
тихо,всем классом -
в небо поднялись.
На месте трагедии сейчас находятся памятник и музей.
Известна также в исполнении Марка Бернеса песня Я. А. Френкеля на слова В.Лифшица Последний урок.
Про войну немало песен спето,
Только вы не ставьте мне в вину,
Что опять, что я опять про это,
Что опять пою вам про войну.
Мне штыки мерещатся и каски
И холмом, что всем ветрам открыт,
Крагуевац - город югославский
Забывать о прошлом не велит.
Партизаны бьют в горах фашистов,
Озверели немцы, терпят крах.
Расстрелять подростков-гимназистов
Решено родителям на страх.
В Крагуевце знает каждый житель,
Что покинуть класс учитель мог.
Но сказал гестаповцам учитель
"Не мешайте мне вести урок!"
А потом вот здесь, на этом месте
Гимназисты выстроены в ряд
И стоит учитель с ними вместе,
Не оставил он своих ребят.
Камни, камни, что же вы молчите?!
Шевелит седины ветерок...
Говорит гестаповцам учитель
"Не мешайте продолжать урок!"
Про войну немало песен спето,
Только вы не ставьте мне в вину,
Что опять, что я опять про это,
Что опять пою вам про войну.
И пока хоть где-нибудь на свете
Собирают войны свой оброк,
Льется кровь и погибают дети -
Продолжай учитель свой урок!
Есть и художественный фильм 1969 года Кровавая сказка
Учителя, не бросившие, не оставившие своих учеников, до последней секунды оставшиеся Учителями - мы все помним пример Януша Корчака вместе со своими воспитанниками последовавшего в лагерь смерти Треблинка и погибшего там вместе с детьми.
Эта книга - последняя из написанных на сегодняшний день биографий Корчака. Ее автор Иоанна Ольчак-Роникер, известный польский прозаик и сценарист, приходится внучкой Якубу Мортковичу, в чьем издательстве вышли все книги Корчака. Ее взгляд на жизнь этого человека настолько пристальный, что под ним оживает эпоха, что была для Корчака современностью, - оживают вещи, люди, слова, мысли…
И еще одну книгу я перечитала в эти дни.
Это "Обелиск".
Любая подборка книг о Великой Отечественной была бы неполной без честной трудной прозы Василя Быкова. Ни одна его книга не прошла незамеченной, каждая оставила глубокий след в душе. Появившиеся гораздо раньше постперестроечных обличительных романов, они таранили уже сформированные шаблоны, по которым ползли трещины и облетал плакатно-лакировочный глянец. Их нельзя было взять с наскока, с лета, перелистывая, почитывая между делом. Их надо было прожить. Каждую.
Повесть "Обелиск" - о сельском учителе.
Алесь Иванович Мороз - из тех учителей, что пользуются авторитетом в селе, не просто учит, дает детям школьную грамоту, но несет культуру образования, воспитывает, болеет за каждого ученика. Он провожает домой девочек, живущих далеко от школы, когда уроки заканчиваются поздно, даже сам покупает им ботинки, чтоб зимой они могли ходить на занятия, оставляет у себя паренька, убежавшего от избивающего его отца, вместе с учениками занимается делами школы - заготовка дров, ремонт. Он находит в округе в усадьбе сбежавшего пана библиотеку - полное собрание сочинений Толстого и читает его вслух вечерами с ребятами.
Во время войны и оккупации не прекращает учительскую деятельность, поддерживая связь с партизанами. И по-прежнему является авторитетом для своих учеников и односельчан.
Шестеро старших его ребят без ведома учителя устраивают "диверсию". Разъяренные полицаи в первую очередь собираются арестовать Мороза, но, вовремя предупрежденный, он уходит к партизанам. А вот ребят схватили всех. Полицаи объявляют жителям, что если учитель сдастся, мальчишек отпустят. Никто не верит в это, кроме их матерей...
Но поступить по-другому Мороз не может. И возвращается в село. Зная, что вряд ли ценой своей жизни он спасет ребят, учитель не оставляет их.
И только одному из них учитель помог спастись - тому самому Павлику, который жил у него в школе.
Но после смерти об учителе стараются не говорить, даже его имени нет на обелиске погибшим - ведь формально считается, что он сдался в плен добровольно...
И ставший после войны учителем Павлик прилагает все силы, чтобы устранить эту несправедливость.
... Лабиринт // Озон // Май-шоп
... Лабиринт // Озон // Май-шоп
...Лабиринт
И фильм
Американский психолог Эриксон, разделивший жизнь на восемь стадий, о последней говорит так:
Человек, приближающийся к смерти без страха, обладает мудростью (wisdom). Он называет это даром ребенку, потому что здоровые дети не боятся жизни, если их старшие не боятся смерти. Он допускает, что человек должен быть в некоторой степени одарен, чтобы быть по-настоящему мудрым, но одаренность следует понимать как можно шире: все мы встречали людей, которые учили нас не умными словами, а своим простым и благородным отношением к жизни и смерти, своим величием духа.