Умелки малыша в первый месяц
К 10-му дню
Лежит недолго на животе, слегка приподнимая головку, и очень короткое время пытается ее удержать.
Постепенно развивается умение смотреть, не отводя своего взгляда (до 1-2 минут), на лицо взрослого.
Прислушивается к голосу взрослого. Замирает, когда слышит знакомый голос.
При виде мамы (или когда слышит ее голос) может улыбнуться.
Поворачивает головку в сторону возникшего звука.
Обращает внимание на крупные красочные объекты, находящиеся на расстоянии 1,5 метра.
Недолго следит за перемещением (чуть вправо, чуть влево) в поле его зрения крупной яркой игрушки.
К 15-му дню
Малыш улыбается, и на ласковое обращение мамы возникают звуки, похожие на гыканье-гуканье.
Во время бодрствования появляются тихие, протяжные гласные звуки «а-а-а», сопение, кряхтенье.
Лежа на животе, ребенок пытается приподнять головку и удержать ее несколько секунд.
Всматривается в лицо мамы (несколько минут, не отрывая взгляда).
Проявляет интерес к крупному узору, может на него смотреть до 5 минут.
Малыш замечает над собой неподвижную игрушку, недолго смотрит на нее.
Смотрит, не отводя взгляда (в течение минуты), на подвешенную игрушку, слегка покачивающуюся из стороны в сторону.
Услышав внезапный звук, может вздрогнуть, перестать двигаться, замереть.
Четко следит за звучащей погремушкой, которую перемещает взрослый в поле его зрения, переводит глаза и поворачивает за ней головку.
Поворачивает вправо и влево головку, следя глазами за перемещением незвучащей игрушки.
К 20-му дню
Четко реагирует на голос мамы. Если малыш не видит ее перед собой, но слышит ее голос, то замирает, сосредоточивается; выражение глаз становится лукавым, они по-особому блестят. Несколько раз он может произнести отрывисто и четко звуки, похожие на гыканье-гуканье.
Во время бодрствования часто и долго улыбается в ответ на мамину улыбку.
Иногда может скопировать выражение лица мамы: открыть ротик, высунуть язычок.
Вслушивается в голоса взрослых. Замирает.
Прислушивается к звуку погремушки, когда не видит ее перед собой.
Во время бодрствования иногда издает разные звуки. Всматривается в выразительное лицо неваляшки.
К первому месяцу
Появляется отчетливая улыбка, охватывающая все лицо.
Появляются первые попытки вторить («а-а-а») взрослому, специально произносящему гласные звуки.
В течение самостоятельного бодрствования все чаще гулит.
Четко следит за перемещением игрушки по «сложным» траекториям.
Длительно удерживает в поле зрения неподвижную игрушку.*
*Из пособия Елены Волосовой «Что должен уметь, чему можно научить вашего малыша».