Как я писала план развития ребенка
Мои мысли более менее систематизировались и я хотела бы с вами поделиться. Хочется верить, что эта информация окажется кому-нибудь полезной.
Когда моей дочки было около 10 месяцев и я уже медленно начинала сходить с ума по причине того, что не знала как еще можно организовать ее досуг, который повторялся изо дня в день ... по случаю судьбы наткнулась на один интересный сайт. Поскольку я человек, который обожает все планировать, расписывать и составлять во единое целое, мне требовалось найти подходящую структуру, чтобы свести все свои мысли в один большой "план развития". Этот "план развития" в дальнейшем стал отправной точкой в наших каждодневных занятиях с ребенком.
Чтобы составить план развития ребенка, я вела заметки по следующим пунктам:
1. Хронометраж
Прежде чем составлять наш план развития, я вела хронометраж дня в течении недели. Цель этого 1. знать точный график по которому живет ребенок (с учетом каких-либо отклонений. Поэтому хронометраж лучше вести минимум неделю); 2. рассчитать сколько времени мама проводит с ребенком (именно с ребенком, без отвлечения на свои домашние хлопоты); 3. знать на что уходит время мамы; 4. подумать, как тратить больше времени на проведение его с ребенком (в случае, если с этим есть проблемы). По моим прежним подсчетам за 14 часовой день, проведенный с ребенком вместе, мое время рядом с ней в процессе игр было от 2,5 до 3 часов. Сейчас получилось выкроить еще и играя вместе мы проводим 4-4,5 часа (чистое время игр, без гулянья, еды и прочего).
2. Зона ближайшего развития - это те умения, которыми ребенок владеет еще не твердо, с которыми он справляется, но только с помощью взрослых. Например, ребенок учится ходить на горшок (самостоятельно есть, говорить, читать, писать и т.д) Он в он в общем-то уже почти готов к самостоятельным действия, но навыков еще не всегда хватает, и для их освоения ребенку еще требуется помощь взрослого. Вот это самое формирующееся умение и находится в зоне ближайшего развития (использовано с сайта Марии Потаповой). На момент написания плана развития, тогда малышке уже было 11 месяцев и зону ближайшего развития я писала именно на тот период. Позже, около 1.2 я корректировала план. Более подробно,что это такое можно почитать здесь или вбив в строку поиска.
3. Нормы развития детей. Мне нравится как это описывается здесь
4. Законы развития личности по Выготскому, можно скачать здесь.
5. Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет по Монтессори, почитать здесь
Учитывая все вышеизложенные пункты + добавив свои "хотелки" вот какой стратегический план (общий) получился у меня на ближайшие полгода развития ребенка (с 1.2 до 1.8)
1. Физическое развитие - освоить самостоятельно подъем и спуск по ступенькам, прыжки, бег по дорожке, залезание по турнику + висение, толкать мяч ногой (футбол), бросать мяч кому-то, подтягивание, забирание на горку, игра с фитболом (посмотреть упр), гуляние без коляски, массаж ножек и ручек, хождение на мысочках, плавание ( с 1.5 лет), зарядка дома и на улице, беговел, хождение назад, ходьба по бревну/доске, ходьба в горку, по кочкам.
2. Моторика (мелкая и крупная) - пальчиковые игры, игра с песком (в песочнице и дома), куличики, сенсорные коробки (трогать, перебирать, пересыпать, сортировать), шнуровки (различать, нанизывать, придумывать), рвать бумагу/салфетки, стройка башенок из разных предметов (коробки. кубики, стаканчики и т.п.), сбивать башни мячом (не рукой), игра с пуговицами, молнией, петельками (застегивать, трогать, расстегивать), конструкторы, мозаики, кубики, сортеры, откручивание и закручивание крышек у банок, игры с водой (переливание), прищепки, рисование, пластилин, аппликации
3. Развитие речи - чтение книг, сказки, аудиосказки, стишки, потешки, прослушивание музыки со словами, обучающие видеозанятия, мультики, фильмы, знакомство с цифрами, буквами, звуками, количественное понятие (много/мало), наводящие вопросы при чтении, рассматривание картинок + пояснение если не знает и не показывает, артикуляционная гимнастика
4. Эстетическое развитие
4.1. Музыка - игра на муз инструментах, музыка по Железновым, классика, детская музыка, современная музыка (составить полный плейлист)
4.2 Рисование - пальчиковые краски, гуашь, акварель, карандаши, мелки, фломастеры, ручки (научить имитировать штрихи);
Пластилин - катать колбаски, шарики, отщипывать, вдавливать пальцем, крупой, поделки простые;
Аппликации (особенно осенью)
4.3 Танцы - изучение простых движений (наклоны, фонарики, повороты бедрами, топание ножками, кружение, наклоны головой и .т.п.)
4.4. Живопись/искусство - устраивать музей дома (развешивание картин), посещение, по возможности, музея 1 раз в месяц, рассматривание и дискуссии на тему художественной литературы
5. Когнитивное развитие - память, логика, цвет, форма, мышление (пазлы, подбор форм, сортеры, разрезанные картинки, систематизация и сопоставление фигур, карточек, игрушек (по форме, объему, цвету, текстуре и т.п.), последовательность (бусины, карточки, кубики), домино
6. Эмоциональное развитие - рассматривание карточек "Маленький гений - Эмоции", обращать внимание на эмоции людей, героев сказок, рассуждать почему у людей возникают те или иные эмоции научить выражать свои эмоции
7. Развитие правого полушария по методике Макато Шичида - разобрать, подготовить материал и ввести (ввела сразу после написания плана, осталось только совершенствовать) =))
8. Сенсорное развитие
8.1 Зрение - различные цвета, формы, объемы
8.2 Слух - музыка, звуки, уровень шума, игры что как звучит (продумать)
8.3 осязание - сенсорные коробки, ткани, вода разной температуры, игра со льдом
8.4 обоняние - нюхать, угадывать (продумать какие ароматы собрать по баночкам)
8.5 Вкус - продумать меню!
9. Навыки самообслуживания - отойти от подгузников днем, самостоятельно залезать на унитаз, когда хочется в туалет, самостоятельно держать ложку при еде, пить из трубочки и стакана, чистка зубов, совместная самостоятельная трапеза за столом с мамой и папой, одевание/раздевание
10. Я-концепция - ролевые игры с куклами (покормить, одеть, покупать, покатать в коляске, убаюкать, уложить спать)
11. Социализация - привлечение к дом делам, общение с другими детками (поделиться, попросить, предложить), говорить словами (не только показывать) привет/пока
12. Пространственное ориентирование - внутри/снаружи, слева/справа, спереди/сзади, внизу/вверху, предлоги - на, под, за и т.п, количественное понятие
13. Мир вокруг нас - семья (кто есть кто, фото, рассказы), кукольные постановки дома, животные, птицы, деревья, растения время, погода и явления, предметы и их предназначение, транспор, противоположности, художники (книги, презентации и т.п.), превращения (лед-вода, сахар в воду, смешение красок и т.п.), зоопарк, общение с детками
14. Иностранный язык - книги, презентации, аудиосказки.
Далее, я учитываю какие планы в нашей семье присутствуют на месяц (подробный план по развитию на месяц я не делала). Например, по субботам я учусь, в какой-то будний день надо отвезти ребенка к врачу, в выходной мы идем в гости или гости приходят к нам, и тому подобное.
После этого я прописывала недельный план по сферам развития в общем виде и затем делала шаблон на неделю с детализацией, где соблюдается "баланс" по каждой сфере, чтобы не перегружать ребенка изо дня в день =)
И уже отталкивая от этого плана я могу каждый день придумывать новые темы, либо делать тематические недельки и прочее, но все это рамках плана развития на ближайшие полгода... =)
А уже какие темы и тематические недельки мы делаем, это я оставлю для следующего поста.
Надеюсь не слишком вас загрузила, но все же спасибо, что дочитали до конца! =)
При возникновении вопросов, пожалуйста пишите, буду рада помочь еще чем-нибудь.
P.S. Отдельное спасибо хочу выразить Марии Потаповой