Введение в фантастику
Серьезные люди редко относятся серьезно к фантастике. Признаваться в любви к этому жанру - сродни тому, как во всеуслышание заявлять: а я люблю читать дамские романы в мягких обложках! - стыд и позор. Однако несомненным плюсом фантастики является то, что нечитающего школьника или подростка вы увлечете скорее книгой фантастической, чем рассказами о природе. Тут ведь главное заинтересовать, а дальше уже пойдет само. Начнет с Хоббита, перейдет на Сашара, а там и до Булгакова один шаг.
Но любое дело нужно начинать с начала, и если вы решили, что фантастическим произведениям в вашем доме быть,давайте немного углубимся в предмет и узнаем о знаковых и просто интересных книгах.

Если вы прилежный ученик и хотите знать, с чего же все началось, то обязательно прочитатайте первые произведения в своем роде:
"Война миров" Герберта Уэллса, с нее пошла тема внеземного нашествия. Первой антиутопией считается "451 градус по Фаренгейту" Брэдбери. "Основание" Айзека Азимова одна из первых моделей далекого будущего. "Дюна" Фрэнка Герберта - культовое произведение, знакомое многим людям моего возраста. "Трудно быть Богом" и "Обитаемый остров" Стругацких - для русской фантастики братья Стругацкие это как Пушкин для русского языка. "Зов Ктулху" Говарда Лавкрафта предтеча всех ужастиков, учитель Кинга, Хилла, Баркера.
Это все костяк фантастики. Если вам по душе многотомные эпические произведения, то тут есть где развернуться. Начните с "Хроник Нарнии" К.С.Льюиса, хотя я люблю только первую книгу. Обязательно читайте Дж.Р.Толкина "Властелин колец" и "Хоббита" заодно, и тогда никакой подражатель не обманет вас пародией на прекрасных эльфов - вы уже будете знать, из какого Леголаса у него ноги растут.
Дж.Р.Р.Мартина не берите пока, он еще не дописал прекрасную и ужасную "Песнь Льда и Огня", но если вы не чужды мазохизма, скажите "Прощай" своим домашним и падайте в "Игру престолов". Когда вы будете маяться вместе со мной в ожидании продолжения, скрасьте свое ожидание "Хрониками Амбера" Роджера Желязны или почитайте "Левую руку тьмы" Урсулы Ле Гуин. Если показалось мало, то прочитайте "Игру Эндера" Орсона С.Карда - это произведение захватывает с первых страниц и не отпускает до конца.
Отдельно в моем списке стоит космоопера "Барраяр" Л.М.Буджолд. Эта разноплановая многотомная сага лично мне дает ответы на все мои вопросы в трудные моменты моей жизни. Рекомендую начать с "Ученика воина", он очень премированный и нравится почти всем.
Любите про одинокого прекрасного страдальца-скитальца, в которого все влюблены, а он все 15 книг томится по одной несчастной, бесящей всех фанатов? - вам понравится "Сага о Видящих" Робин Хобб, которая начинается с книги "Ученик Убийцы".
- если то же самое, но про девочек и еще с колдовством - смотрим в сторону Линн Флевелинг "Близнец тряпичной куклы".
- душа жаждет морских странствий? тогда берем "Сагу о живых кораблях" все той же Робин Хобб. Если пойдет, не проходите мимо Натальи Осояну - читайте "Невесту ветра".
Хорошо пошли морские приключения? Тогда вам нужно читать "Красное море под красным небом" Скотта Линча, но перед этим прочитайте первую часть "Благородных Подонков" "Обманы Локки Ламоры".
"Сумерки"? Кто сказал "Сумерки"? Вон из класса и не приходите, пока не прочитаете "Интервью с вампиром" Энн Райс.
Если вам надо отдохнуть душой и посмеяться, то вам стоит смотреть в сторону юмористического фэнтази. Если нужен умный юмор, тогда обязательно пробуем читать "Плоский мир" Терри Пратчетта, мне нравится цикл про "Вещих сестричек", но многие хвалят про Стражу и про Смерть. В пару к Пратчетту подойдет Джаспер Ффорде с его "Дело Джен, или Эйра немилосердия".
Из русскоязычного юмористического фэнтази посоветую "Порри Гаттера" Жвалевского-Мытько, это просто какая-то нереальная пародия на Гарри Поттера, очень рекомендую всем, кто любит игру слов и явные намеки на другие произведения. И "Школа в Кармартене" Анны Коростелевой - просто маст рид любого филолога-иностранца. Не филологам трудновато будет продраться сквозь все отсылки - нормальные люди по доброй воле таких произведений не читают))
Если все умные люди и книги у вас уже поперек горла, тогда смотрите в сторону Анджея Сапковского. С матерком и похабщиной, но смешно до колик, особенно первые две книги "Последнее желание. Меч Предназначения". Гораздо невиннее, но тоже смешно пишет Ольга Громыко. Её цикл про ведьму наплодил сотню подражаний на самиздате с рыжеволосыми наглыми МериСью и тушками всех форм и размеров. У Громыко мне нравятся еще "Верные враги" и "Цветок камалейника". Они не такие смешные, но очень нежные, добрые и лиричные.
Из последователей Громыко мне нравится только Кира Измайлова "Случай из практики". Тоже стервозная ведьма и вьюноша пылкий со взором горящим, но написано с чувством меры, умом и юмором. Рекомендую очень.
Мы тут плавно подошли к теме любви фэнтазийной, и в этом ключе несерьезно, но весьма приятно пишут: Джоан Харрис "Шоколад", Сара Эдисон Аллен "Садовые чары", Элис Хоффман "Практическая магия" и Одри Ниффенеггер "Жена путешественника во времени". Читать строго дозированно и только под пледом.
Если окинуть взглядом просторы родины, пропуская почти весь Самиздат, то нужно обязательно остановиться на "Дозорах" Лукьяненко. Очень известны Генри Лайон Олди - их "Пасынки восьмой заповеди" навсегда врезались мне в душу своим языком и необычностью сюжета. Уникален их "Герой должен быть один" - удивительное путешествие вглубь греческих легенд о Геракле. Очень качественно пишет Елена Хаецкая. Мне нравится "Озеро туманов". Нельзя обойти Марину и Сергея Дяченок. От всей души рекомендую "Ритуал", но знаковым считается "Vita Nostra".
Отдельно стоит такое ответление фантастики как магический реализм и тут надо ступать осторожно. Посложнее будут Борхес "Игра в классики", Краули "Маленький, большой", попсовее Карлос Руис Сафон "Тень ветра" и "Дом духов" Исабель Альенде.
У нас остались неохваченными только городское фэнтази, и его яркими представителями являются Чарльз де Линт ("Лезвие сна"), Нил Гейман "Задверье", Лорен Бьюкес "Зоосити" и Вадим Панов "Тайный город" - первые 5-7 книг цикла, а дальше с осторожностью.
В заключение не могу не сказать о таком ответлении, как янг эдалт фэнтази, это то, что можно предложить 9-15 летним детям. Просто перечислю самое-самое, потому что вы же знаете, если я начну кратко, это получится еще на полчаса. Детское фэнтази- это отдельная тема.
Диана Уинн Джонс. Самый известный, конечно же ,"Ходячий замок". Но начинать я бы рекомендовала, например, с "Сына менестреля", "Силы трех" - детям, девушкам постарше "Рыцарь на золотом коне", а вообще у нее надо читать все.
Ева Ибботсон "Секрет платформы №13" - знакомая платформа, верно?)
Джилл Мерфи "Самая плохая ведьма" - молоденькая колдунья в волшебной школе и написано раньше ГП.
Корнелия Функе "Чернильная трилогия" - для девочек лет с 9.
Робин Мак-Кинли "Красавица" - прекраснейшая обработка известного сюжета
Элизабет Бойе "Ученик ведьмы"
Филипп Пулман "Северное сияние"
Эмили Родда "Все о волшебной стране Тилоаре"
Кристофер Паолини "Эрагон"
Клайв Баркер "Абарат"
Джон Стивенс "Изумрудный атлас".
Ахда, и Гарри Поттер, конечно же.
Конечно же, я описала не всё. Надо бы добавить и "Стальную крысу" Гаррисона, и "Деревянный меч" Раткевич, и Аберкромби, и Ротфусса, и конечно же "Отступника" Роберта Сальваторе. Не забыть про "Всадников Перна" Маккефри и "Гиперион" Симмонса. А "Горменгаст"? Сейчас читаю "Водопады Возмездия" Криса Вудинга - весьма на уровне. Сознательно не добавляла Стефани Майер, Макса Фрая и "Часодеев" Натальи Щербы, т.к. не считаю это качественным чтением, но это только моё мнение.
Надеюсь, вы нашли кое-что полезное для себя.
Сознательно не добавляла обложки, т.к. читаю все в электронном виде, а достойных изданий вышеперечисленных произведений практически нет. Жирным не выделяла, т.к. глюк какой-то, не могу выделить отдельное слово, может, позже поправится.
На сим наконец-то закругляюсь,
ваша Гаянэ