Пальчиковые игры
Полезные статьиО "ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА":
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре пять!
(М.Кальцова)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!
(М.Кальцова)
Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
(Русская народная)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому
И заиньке усатому.
(?)
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
(?)
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
Этот - ел.
Ну, а этот лишь глядел!
(Русская народная)
взято из журнала "Счастливые родители" (номер и год не помню, у меня только ксерокопия этой статьи)массаж-игра "На блины"
Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)
Стала Маша
Гостей угощать (хлопайте в ладоши)
И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)
Стала Маша
Гостей провожать (хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
игра "Дом на горе"
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками - "крыша дома")
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней "бутон")
Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором - чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы "побежали" по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
игра "Наши пальцы"
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два - всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы - два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
взято из журнала "Лиза. Мой ребенок" (апрель 2002)читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчик
Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого - сполна!
Мы дадим им имена.
Вот - большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк - подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот - Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,
Как богатырь былинный.
Четвертый - Сиротинка,
Без имени детинка,
С наперстком оловянным
Зовется безымянным.
А пятый - Коротышка,
Проказливый мальчишка,
Шалун и привереда,
Мизинчик-непоседа!
"Угощение гномов"
(сжимаем кулачки на обеих руках)
Стали гномы гостей приглашать. (отогнем по очереди пальчики)
Стали гномы гостей угощать. (надавим последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем)
Каждому гостю досталось варенье. (так же последовательно проведем указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика)
Пальчики склеило то угощенье. (пусть малыш тесно прижмет попарно друг к другу подушечки пальцев, если он не справляется, помогите ему сделать это)
Плотно прижалась ладошка к ладошке. (прижимаем ладонь к ладони)
Гости не могут взять даже ложки! (попросите ребенка как можно плотнее прижать друг к другу ладошки, а сами проверьте, достаточно ли крепко "склеились" ручки? изобразив усилие, потяните локотки малыша в разные стороны)
"Идем в гости"
К Жене гости прибежали. (пальчики "бегут" по столу)
Все друг другу руки жали. (делаем несколько дружеских рукопожатий)
Здравствуй, Жора! (большие и указательные пальцы соединяются подушечками, образуя колечки)
Здравствуй, Жанна! (соединяются подушечки больших и средних пальцев)
Рад, Сережа! (соединяем в приветствии большие и безымянные пальчики)
Рад, Снежана! (приветствуют друг друга большие пальчики и мизинчики)
Не хотите ль пирожок? (ладошки соединяются в виде пирожка)
Может, коржик? (показать раскрытые ладошки)
Иль рожок? (сожмем кулачки на обеих руках)
Вот драже вам на дорожку. (малыш раскрывает ладошки, а вы стучите по ним, изображая сыплющееся драже)
Все берите понемножку! (малыш щиплет свою ладошку, как бы собирая драже)
С ручек все стряхнули крошки. (энергично трясем кистями рук)
И захлопали в ладошки… (без комментариев :))))
скачано из инета, с разных сайтов, уж и не помню каких :(((
Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)
Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)
Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)
Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой (приседаем)
И на елке (встаем, руки в стороны)
И под елкой (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь (пальчик к губам)
Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)
"Котятки"
Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)
"Птички и ветер"
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
"Гроза"
Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра! (стучим сильнее)
Пошел град (косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой (прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг)
"О левой и правой руке"
Смотрите-ка, вот две руки:
Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить -
И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать -
И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть -
И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)
Дорогу могут показать -
И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)
В носу умеют ковырять -
И правая, и левая! (хм. ковыряем в носу по очереди каждой рукой)
А если кто-то завопит,
И правая, и левая
Помогут уши мне заткнуть! (затыкаем уши)
С руками я всегда дружу -
И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут -
И правая, и левая! (обхватываем себя руками - "обнимаем")
"Мышиная семья"
Это папа-мышь. (показываем большой палец)
Он красивый, как все мышки:
У него мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
У него большие уши (рисуем пальцем в воздухе уши)
У него острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост - во-о-о-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.30 сантиметров)
Это мама-мышь. (показываем указательный палец)
Она красивая, как все мышки:
У нее мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
У нее хорошенькие ушки (рисуем пальцем в воздухе уши)
У нее острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост - во-о-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.20 сантиметров)
Это брат-мышь. (показываем средний палец)
Он красивый, как все мышки:
У него мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
У него чумазые уши (рисуем пальцем в воздухе уши)
И острый нос (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост - во-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.15 сантиметров)
Это сестра-мышь. (показываем безымянный палец)
Она красивая, как все мышки:
У нее шелковистая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)
В ушах сережки (рисуем пальцем в воздухе уши)
У нее острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост - во-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.10 сантиметров)
А это мышка-малышка. (показываем мизинец)
Она совсем не похожа на других мышей!
Шерстка у нее гладкая (гладим одной рукой кисть другой руки)
Ушки маленькие (рисуем пальцем в воздухе уши)
Носик остренький (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост - во-от такой! (показываем руками отрезок ок.5 сантиметров)
"Кошка и горшок с молоком"
В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком. (складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)
К крынке кошка подошла ("идем" указательным и средним пальцами правой руки)
Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем "лакающие" движения в кружке, изображающем горшок)
Глубже сунулась в горшок:
- Молочка напьюсь я впрок! (засовываем палец глубже в кружок-горшок)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой (крутим головой)
Налакалась молочка -
Не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка)
С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес! (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем как кошка убежала)
"Заяц и кочан капусты"
Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы - уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел (кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст… ("заяц" грызет кулак и причмокивает)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался -
долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу)
взято из: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. "Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать", 1997, Ярославль, "Академия развития")
"Прятки" |
(ритмично сгибаем и разгибаем пальцы. усложнение: поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках) |
"Поиграем в пальчики" |
(загибать по очереди все пальцы на обеих руках. на последние строчки - шевелить пальцами обеих рук) |
"Четыре братца" |
(на вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим все остальные пальцы) |
"ЗамОк" |
(на первую строчку - пальцы в "замочек". затем стучать о стол "замочком", затем круговые движения "замочком", и показали ладошки) |
"Капустка" |
(движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки) |
"Пять пальцев" |
(ритмично сжимать и разжимать кулачки. на счет - поочередно загибать пальцы на обеих ручках) |
"Повстречались" |
(на каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. на последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы) |
"Прогулка" |
(пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на первую строчку - большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу. на вторую строчку по столу двигаются указательные пальчики, на третью - движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую - медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую - мизинцы, на шестую - хлопок обоими кулаками по поверхности стола) |
"Цветок" |
(руки вверх, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы, слегка округлить их. на вторую строчку развести пальчики. на третью - ритмичное движение пальцами вместе-врозь. на четвертую - ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести) |
"Дом и ворота" |
(пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев - "крыша". на вторую строчку - большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. на третью строчку ладони поворачиваются параллельно друг к другу. на четвертую - то же, что на первую) |
"Руки в стороны" |
(выполнять по тексту) |
"В гости к пальчику большому" |
(1строчка - выставляем вверх большие пальцы 2. соединяем под углом кончики пальцев обеих рук 3. поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. 6. кулачки стучат друг о дружку. на последние строчки - ритмичное сжатие пальцев на обеих руках) |
"Раз, два, три, четыре, пять" |
(на первую строчку - по очереди загибаем пальчики на правой руке. на следующие четыре строчки - ритмично сжимать и разжимать кулачки. на шестую строчку - загибать поочередно пальцы на левой руке. на последние строчки - помахать пальчиками обеих рук) |
"Мои веселые пальчики" |
(на первые две строчки - поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. затем хлопать в ладоши. далее подражать движениям, соответствующим содержанию стихотворения) |
"Не плачь, куколка моя" |
(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. затем загибать поочередно пальцы. далее имитировать движения, описанные в стихотворении. на последние строчки положить ладони на стол или на колени) |
"Пять малышей" «Молоточки» «Медузы» «Тесто» «Игрушки» «Мышка» (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками) Мишка косолапый. Мишка косолапый По лесу идет. (идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу) Шишки собирает, В корзиночку кладет. (собираем воображаемые шишки) Вдруг упала шишка - Прямо мишке в лоб! (бьем себя рукой по лбу) Мишка рассердился И ногою - топ. (топаем ногой) Топаем - хлопаем Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения Мы потопаем, как мишка: Топ-топ-топ-топ! Мы похлопаем, как мишка: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Лапы вверх мы поднимаем, На другие приседаем. Мы ногами топ-топ-топ Мы ногами топ-топ-топ, (ходим по комнате и топаем) А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп! (хлопаем в ладоши) Ай да малыши, ай да крепыши! По дорожке мы шагаем (топаем по комнате) И в ладошки ударяем. (хлопаем в ладоши) Топ-топ, ножки, топ! (топаем на месте) Хлоп, хлоп, ручки, хлоп! (хлопаем) Ай да малыши! (руки на пояс, кружимся) Ай да крепыши! (А. Ануфриева) Застучали ножки Застучали ножки (топаем ногами) По ровненькой дорожке, Застучали много раз, Будет весело у нас. (хлопаем в ладоши) Кулачком сильнее бей, (кулачком стучим по ладошке) Только ручки не жалей, Постучим мы кулачком И покружимся волчком! (кружимся) Самолет Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками) Самолеты полетели. (руки в стороны, бежим по комнате) На полянку тихо сели, (приседаем) Да и снова полетели. (руки в стороны, снова бежим по комнате) Зайка серенький сиди Зайка серенький сидит (приставляем ладошки к голове) И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. (хлопаем в ладоши) Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (топаем ногами) Кто-то зайку напугал - Зайка - прыг - и убежал! (пугаемся и разбегаемся по комнате) Жил - был зайчи Жил - был зайчик, Длинные ушки. (приставляем ладошки к голове) Отморозил зайчик Носик на опушке. (прикрываем носик рукой) Отморозил носик, Отморозил хвостик (прикрываем попу) И поехал греться (обнимаем сами себя) К ребятишкам в гости. (В.Хорол) Два жук На полянке два жука (пружинящие движения ногами) Танцевали гопака: Правой ножкой топ, топ! (топаем правой ногой) Левой ножкой топ, топ! (топаем левой ногой) Ручки вверх, вверх, вверх! (поднимаем руки вверх) Кто поднимет выше всех? (тянемся вверх) Как на горк Как на горке - снег, снег, (встаем с вытянутыми руками на носочки) И под горкой - снег, снег, (приседаем) И на елке - снег, снег, (встаем с вытянутыми руками на носочки) И под елкой - снег, снег. (приседаем) А под снегом спит медведь. (склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку) Тише, тише. Не шуметь! (прикладывает палец к губам). (И. Токмакова) Снежинк С неба падали снежинки, (пружинящие движения) Белоснежные пушинки, Они вертелись, они кружились (кружимся) И в сугробы превратились (садимся на корточки) Вот такие вот высокие, (поднимаем руки вверх) Вот такие вот широкие, (разводим руки в стороны) Вот такие вот глубокие, (присаживаемся на корточки) Вот такие белобокие (поглаживаем себя по бокам) Стрекоза Вот какая стрекоза, (показываем размер двумя руками) Как горошины глаза. (прикладываем руки к глазам) Влево (поворот влево), вправо (поворот вправо), Назад (шаг назад), вперед (шаг вперед), Ну совсем как вертолет. Мы летаем высоко, (поднимаем руки вверх) Мы летаем низко, (присаживаемся на корточки) Мы летаем далеко, (приставляем к голове руку козырьком) Мы летаем близко. (руки в стороны - бегаем по комнате) И ужасно хохотали: Разве это пальчики? Это ж просто мальчики! Вот большой, смешной толстяк, Любит хвастать просто так. Как дела? - спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: -Во! Указательный поманет, Погрозит, укажет путь, А потом в носу застрянет: Где-то ж надо отдохнуть! Средний палец - злой мальчишка. Щелкнет по лбу - будет шишка, Щелк по шару - лопнет шар, Щелк - и в обморок комар. Безымянный до утра Выбирает имена: Может Петя? Или Вова? Или Алла Пугачева? Мальчик-с-пальчик? Карабас? Все уж было тыщу раз! Надоело, спать пора, Лучше выберу с утра! А мизинец - мой любимец! Поведу его в зверинец, Эскимо ему куплю - Очень маленьких люблю! * * * Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, А вот этот пальчик - я, Вот и вся моя семья! * * * Пальчики здороваются Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро. -Доброе утро!- Солнцу и птицам. - Доброе утро!- - Улыбчивым лицам. - И каждый становится Добрым, доверчивым... Пусть доброе утро Длится до вечера. Н. Красилышков * * * Большаку дрова рубить, А тебе воды носить, А тебе пЕча топить, А малышке песни петь Песни петь да плясать, Родных братьев потешать. * * * У меня пропали руки (спрятать руки за спину), Может быть они от скуки убежали в зоосад? Нет, нашлись мои беглянки, (показать руки) Они с джемом были в банке. Мои ручки просто клад. * * * Мы капусту рубим рубим (проговаривать ритмично, это не песенка, ручками показываем как мы рубим капусту) Мы морковку трём, трем (ручками показываем как мы трем морковку)) Мы капусту соооолим сооолим.. (пальчики щепоткой - солим) Мы капусту мнем мнем.. (ручками "мнем" капусту) * * * У девочек и мальчиков На руке пять пальчиков: Палец большой - парень с душой, Палец указательный - господин влиятельный, Палец средний - тоже не последний. Палец безымянный - с колечком ходит чванный, Пятый - мизинец, принёс вам гостинец. * * * Десять птичек - стайка Пой-ка, подпевай-ка, Десять птичек -стайка: Эта птичка - соловей, Эта птичка - воробей Эта птичка - совушка, сонная головушка; Эта птичка - свиристель, Эта птичка - коростель, Эта птичка - скворушка, Серенькое пёрышко; Это - зяблик Это -стриж, Это - развесёлый чиж... Ну, а это - злой орлан. Птички, птички - по домам! Ирина Токмакова * * * Раз уселась на скамейке Наша дружная семейка: Самой первой села мама, Рядом - строгий наш отец. Следом братец и сестрица. Ну, а мне где поместиться? * * * Этот пальчик хочет спать Этот пальчик лег в кровать Этот пальчик чуть вздремнул Этот пальчик уж уснул Этот крепко-крепко спит Тише, тише, не шумите… Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать! * * * Маленький мизинчик - плачет, плачет, плачет, Безымянный не поймет, что все это значит, Средний пальчик - очень важный, не желает слушать, Указательный спросил: "Может хочешь кушать?" А большой бежит на кухню, тащит каши ложку, говорит: "Не надо плакать, на, поешь немножко!" |
показать указательный палец (вверх), опустить вниз, покачать туда-сюда показать два пальца, с помощью рук изобразить пловца показать три пальца, имитировать ползание постучать правой рукой в ладонь левой, показать четыре пальца ладонь с растопыренными пальцами закрыть ладонями глаза руки в замок, большие пальцы на отлете - "нос", пальцы одной руки -вверх (будто иголки) закрыть глаза ладонью поочередно разгибать пальцы погрозить пальцем, имитировать движения, будто л овим кого-то |