Мы - русские. Какими нас видят в мире...а вы знали?
Это интересно!Люблю я почитать на досуге еженедельный журнал "Русский репортер"....и вот в одном из последних номеров обнаружила любопытную статейку, захотелось поделиться. Не то, чтобы абсолютно незнакомая тема, но некоторые нюансы я для себя открыла впервые (про казаков, например), а уж предложения по использованию брендов мне очень даже понравились.
Надеюсь, вам тоже будет любопытно. (Текст и фото с сайта "РР")
10 российских культурных брендов, известных в мире
Описание бренда
Плюшевый зверек неизвестный породы с большими ушами и добрыми глазами. Видимо, вечный ребенок, скорее всего, мужского пола, хотя и разговаривает женским голосом. Единственный представитель своего рода. Олицетворение непутевой доброты и искренности, которая побеждает любое зло.
Что означает
Доброта, терпение, трогательность и всепрощение русской души.
История
Впервые Чебурашка появляется в сказке Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья» в 1966-м, через три года становится героем мультфильма «Крокодил Гена». С тех пор Чебурашка - почетный гость на детских утренниках и один из наиболее популярных персонажей анекдотов. В XXI веке он стал символом российской олимпийской сборной, его изображения встречали туристов в аэропортах и на вокзалах в киосках Bosco. За границей как бренд Чебурашка был одно время популярен в Швеции, в 2000-х чудо-зверь, как будто специально созданный для аниме или как символ бренда Hello Kitty, стал популярен в Японии.
Маркетинговые идеи
России не хватает тематического Чебупарка. Это особенно обидно, учитывая, что в одной из сказок Чебурашка строил для школьников детскую площадку. В этом парке помимо бесконечных актеров в костюмах Чебурашки, Гены, Шапокляк и прочих героев из сказок Успенского должны быть тематические аттракционы вроде «Помоги Чебурашке найти друзей, проехав по американским горкам», большой крокодилариум, площадки для строительства скворечников и сбора металлолома.
02. Водка
Описание бренда
Алкогольный напиток крепостью 40%, полученный путем смешения этилового спирта и воды. Идеальная водка должна быть в пол-литровой бутылке с этикеткой «Столичная» или «Московская» - оба бренда, увы, принадлежат хитрым латышам. Собственно, само слово «водка» пытаются оспорить у нас поляки и белорусы, но пока вроде тщетно: говорим - водка, подразумеваем - русская водка. Связь бренда и России столь сильна и очевидна, что после принятия отечественного закона «о гей-пропаганде» европейские и американские ЛГБТ-организации выступили с предложением об асимметричном ударе: бойкоте русской водки.
Что означает
Пьяный угар русской души.
История
Водка, вернее, крепкий алкоголь попадает в Россию в конце XIV века вместе с генуэзскими купцами. Напиток быстро становится популярным, однако нынешняя водка появляется лишь в конце XIX века. Европу и мир она покоряет после революции 1917 года и Гражданской войны: эмигранты постарались. В 1950-х позиции водки упрочиваются с появлением коктейлей на ее основе. Благодаря шпионским фильмам она становится атрибутом любого русского. Еще русские всегда чокаются и говорят: «Nazdorovie».
Маркетинговые идеи
Из потребления водки следовало бы сделать аттракцион для туристов - что-то вроде китайской чайной церемонии. Водить иностранцев в рестораны русской кухни на застолья со специалистами по тостам. Пусть они не считают нас алкоголиками, а погружаются в сложный мир табу и рекомендаций: «Между первой и второй перерывчик небольшой», «Руку не менять», «На весу не наливать». На следующий день для желающих можно устраивать церемонию опохмелки с рассолом и прочими атрибутами. Иностранцы будут в восторге.
03. Автомат Калашникова
Описание бренда
Автоматическое стрелковое оружие с узнаваемым изогнутым рожком. Безотказный, простой в использовании, дешевый, водится повсеместно.
Что означает
Неприхотливость и безотказность русского человека.
История
Первый «Автомат» Калашникова появляется в 1841 году: русский чиновник Иван Калашников публикует роман «Автомат». Фальстарт. Интересующий нас автомат появляется в 1947 году и принимается на вооружение в 1949-м, создатель - старший сержант Михаил Калашников. Споры о том, насколько авторской является данная разработка, давние и бессмысленные. Так или иначе, впервые в боевых условиях он применяется в 1956 году в Венгрии, затем массово используется вьетнамскими солдатами против американцев - с 1964-го. Тогда же к автомату приходит всемирная слава, сейчас это один из самых распространенных в мире видов стрелкового оружия. Помимо России как по лицензии, так и без нее разновидности АК выпускает множество стран. «Калашников - самый лучший автомат на свете, а моя свадьба будет самой веселой в Карпатах. Бум-бум-бум. Ка-лаш-ни-ков!» - поет Брегович в «Андерграунде» Кустурицы. Африканские страны помещают легендарный автомат на свои флаги, рэперы посвящают ему свои песни.
Маркетинговые идеи
Как уже говорилось, за калашниковым закрепилась слава неприхотливого и безотказного оружия. Почему бы не использовать силу бренда для продвижения вполне мирных продуктов? Ну, например, внедорожников. Они ведь тоже должны быть неприхотливы и безотказны. Проект Lada Kalashnikov - новая модель «Нивы» - был заявлен, но до выпуска дело, увы, не дошло.
04. Медведь
Описание бренда
Бурый медведь, сильный, зубастый и когтистый, в гневе свиреп, но если его не злить, может показаться милым медвежонком.
Что означает
Суровую мощь России.
История
Медведи живут в России (хотя и не только) с незапамятных времен. В Европе леса постоянно вырубались, и медведи постепенно превращались в диковинку. У нас же в стране лесов до сих пор много. Возможно, неразрывная (для иностранца) связь медведей с Россией объясняется тем, что начиная с XV века русские послы часто дарили иностранным государям медвежьи шкуры. На старинных картах было принято рисовать животных, которые водятся на той или иной территории. В Московии жили медведи, в итоге они стали символом и Московии, и московитов. К тому же медведь, вернее, Малая Медведица - это северное созвездие, где ж ему и быть на карте, как не над Россией? Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн в начале XVI века приезжал послом к Василию III. В тот год был страшный голод, и медведи действительно частенько захаживали в города, чтобы чем-нибудь поживиться, - нормальная медвежья практика. Австриец описал увиденное в «Записках о Московии» - так родилась легенда о медведях, которые ходят по улицам русских городов. В мультфильме «Гриффины» герои, прибывшие в Москву, обнаруживают город, где вместо жителей одни медведи на одноколесных велосипедах (велосипеды - дань цирку, о котором будет сказано ниже). В итоге медведь стал символом России, если на карикатуре нужно показать Российскую империю, СССР или нынешнюю РФ, всегда можно нарисовать медведя. Причем мишка может символизировать как ничем не ограниченную мощь, так и неуклюжесть - зависит от позиции автора.
Маркетинговые предложения
Странно: медведь - символ русской мощи, но нет ни одного известного вида оружия, которое бы мы сами называли «Медведем». Американцы и те обозначают наш Ту-95 кодовым словом Bear. Напрашивается название «Медведь» и как бренд русского меда. И того же внедорожника, кстати, и вообще всего, что должно быть мощным и надежным.
05. Балалайка
Описание бренда
Русский народный музыкальный инструмент. Корпус имеет треугольную форму, звук мягкий, тонкий, манящий. Вместе с гармошкой - главные национальные инструменты, но если гармошки в разных видах есть и у других народов, то балалайка только у русских. По идее, на ней умеют играть все жители России от мала до велика.
Что означает
Тонкую русскую душу.
История
Первые письменные свидетельства о балалайке относятся в концу XVII века, современный вид она принимает в конце XIX века стараниями пропагандиста балалайки Василия Андреева. Мир узнает о ней благодаря бесконечным выступлениям различных русских военных и фольклорных ансамблей в послевоенные годы. Именно тогда складывается образ голубоглазого и светловолосого русского парня, который виртуозно играет на балалайке что-то задорное. «Ba-la-lay-ka!» - выводит в песне про русский цирк японский поп-идол Кусуми Кохару. Балалайки всех видов, включая самую большую, размером с рояль, играют важную роль в культовом китчевом клипе Baseman Jaxx Take me Back to Home. Они стоят в одном ряду с другими символами России: медведем, водкой и морозами.
Маркетинговые перспективы
Героический балалаечник-виртуоз Алексей Архиповский пропагандирует свой инструмент в России и в мире. Можно попробовать послать его на «Евровидение».
06. Русская зима
Описание бренда
В России всегда холодно, круглый год снег. Белым-белом, даже летом.
Что означает
Красоту и опять-таки суровость России.
История
Для центральной части России типичен континентальный климат с холодными зимами. И чем дальше на восток, тем зимы холоднее. В Европе они мягче. Несколько раз этот факт сыграл злую шутку с захватчиками: русские зимы изрядно потрепали армии Карла XII, Наполеона и Гитлера. Во времена Наполеона родилось выражение «генерал Мороз» или «генерал Зима». В реальности русские войска тоже всегда несли большие потери от морозов, но иностранцам они были вовсе непривычны, так что «генерал» вел в первую очередь психологическую войну. С холодами и зимой связан еще один образ России - шапка-ушанка на голове русского солдата.
Маркетинговые перспективы
Самым радикальным способом планировал использовать русскую зиму философ Николай Федоров: он предлагал перенести столицу на берега Северного Ледовитого океана и сделать холод национальной идеей. Насчет столицы вряд ли, но насчет холода стоит подумать. Особенно на фоне глобального потепления. Если сейчас спросом у туристов пользуются жаркие страны, то вскоре они, может быть, потянутся в холодные. Байкал, кстати, пользуется любовью путешественников уже сейчас.
07. Русский цирк
Описание бренда
В России самый лучший, ну, или по крайней мере один из самых лучших цирков. Лучшие клоуны, лучшие акробаты, лучшие медведи.
Что означает
Доброта и дрессура - суть России.
История
Еще в XVI веке шведский епископ Олаф Магнус подозревал в дрессировщиках с медведями, бродивших по Европе, русских шпионов. В советское время в цирк действительно вкладывались большие средства, а основным нашим цирковым династиям уже больше ста лет. Цирковые коллективы много гастролировали по миру, демонстрируя достижения советского государства. В итоге в некоторых странах русский цирк стал очень популярен. «В Японии слово "цирк" почти автоматически означает "Россия», - сказал создатель японского «Чебурашки» режиссер-мультипликатор Макото Накамура.
Маркетинговые перспективы
Создание единого циркового бренда по типу Cirque du Soleil. Но если франко-канадцы обходятся без дрессированных животных, то у нас пускай будет цирк, в котором одни только медведи. Ну хорошо, пусть еще кошки будут.
08. Русский роман
Описание бренда
Великая русская проза, в первую очередь Толстой и Достоевский, но также и Чехов, его пьесы почти как романы. Проза полна глубоких суждений о человеческой душе и актуальна даже 150 лет спустя.
Что означает
Мудрость и глубину русской души.
История
Для современников Лев Толстой был почти как Стив Джобс для современных хипстеров - великий гуру, а достоевскомания у европейских интеллектуалов началась вскоре после смерти писателя и не прекращается по сей день. Когда речь заходит о настоящем романе, большом, психологическом, серьезном, то говорят: «Как в русском романе». Джонатан Франзен, величайший американский писатель современности, свою последнюю книгу «Свобода» написал с явной оглядкой на «Анну Каренину».
Маркетинговые перспективы
Dostoevsky и Tolstoi - отличные бренды для международной сети русскоязычных книжных магазинов или русских школ.
09. Спутник и Гагарин
Описание бренда
СССР первым запустил в космос спутник и человека, и, несмотря на проигрыш лунной гонки, наши ракеты до сих пор относительно надежны, по крайней мере к МКС летают исправно.
Что означает
Мощь российской науки.
История
4 октября 1957 года ракета «Р-7» вывела на околоземную орбиту первый искусственный объект - советский космический корабль «Спутник-1». Тогда же слово sputnik в различных вариантах вошло в разные языки мира, благодаря нему, кстати, появилось слово «битник»: к английскому beat добавили типично славянский суффикс. Через три с половиной года в космос отправился Юрий Гагарин, идеальный русский с агитплаката, имя Юрий стало популярно во всем мире. И хотя оба запуска - спутника и человека - вызвали панику на Западе (шла холодная война), бренды получились не только грозными, но и трогательными: металлический шарик с хвостиками летит один в вечном холоде; а первым человеком в космосе оказался не мрачный амбал, а добродушный парень с голливудской улыбкой.
Маркетинговые перспективы
В принципе, оба бренда уже используются: первый космонавт отвечает за хоккей (кубок Гагарина в Континентальной хоккейной лиге), а первый металлический предмет в космосе - за интернет (государственный поисковик «Спутник»). Судьба обоих брендов зависит от успешности проектов. Но явно есть над чем еще подумать. Международная школа космонавтов «Гагарин» - почему бы нет?
10. Казак
Описание бренда
В XIX веке казаки - непобедимая легкая кавалерия русских царей. Эти люди-кони свирепы и бородаты. В ХХ веке благодаря разнообразным хорам и танцевальным ансамблям стали символом русской мужской красоты.
Что означает
Настоящего русского мужика.
История
До XVIII века русские казаки были известны лишь на Востоке. Западная Европа узнала о них во время Семилетней войны, когда русская легкая кавалерия прошлась по немецким землям. Но больше всего от них пострадал Наполеон, в итоге именно французы и создали этот бренд - Les cosaques. Суровыми, но справедливыми казацкими традициями восхищались и Александр Дюма, и Жюль Верн. В Первую мировую войну их слава как эффективной легкой кавалерии лишь упрочилась. Впрочем, в ХХ веке это уже скорее миф об идеальном русском мужчине. Довлатов описывал шведку, которая кричала ему: «Казак, налей мне русской водки». Но гораздо глубже представления о казаках раскрывает книга «Рэчел и Труди летят вокруг света» - популярный в Америке сорокалетней давности сборник баек о жизни стюардесс. В одной из новелл девицы оказались в брежневской Москве и обомлели при виде стройного красавца-пограничника. Это был, по их мнению, настоящий казак, и девушки мечтали, чтобы он их задержал, допросил и, может быть, даже обыскал.
Маркетинговые перспективы
Самый известный телеказак сейчас - Бабай из Краматорска - американским стюардессам вряд ли бы понравился. Казаки могли бы стать брендом сети доступных фитнес- или бодибилдинг-центров.