Размышления о "раннем развитии".
Разное о талантах и детяхТекст давно лежал в "черновиках", и решила его все же оттуда вытащить. Не претендую на научную полноту, это так, собственные размышления на популярную ныче тему.
Во-первых, я убеждена, что капаситет каждого из нас - интеллектуальный, физический и любой другой - имеет границы. Невозможно вырастить Нобелевского лауреата только лишь благодаря "чтению с пеленок". Нельзя вырастить победителя конкурса имени Чайковского из человека, у которого нет слуха, даже если с рождения слушать гаммы и петь арии. Не получится Олимпийского спортсмена из ребенка с слабой от природы психикой (!!это даже не о спортивных данных речь), медленной реакцией и т.пр., хоть сколько с ним занимайся "ранним стартом".
Во-вторых, развитие мозга ребенка имеет свои особенности, свои ступени, и перескакивать их - дело такое, неизвестно чем аукнется в дальнейшем. А вот перескакивать через эти природные фазы, игнорируя потребности периода - вот уж точно нехорошо. А потребности первых трех лет жизни это далеко не энциклопедические знания, это вообще не знания как таковые - это ОПЫТ, и еще раз ОПЫТ. Опыт физический, тактильный, эмоциональный. Собственными руками, ушами, носами, и через общение - не только с мамой, но с другими людьми, выходящими за пределы комфортного семейного круга.
Да и ведь одаренность - это же не набор накопленной информации, как предлагают адепты всех этих карточек, это способность посмотреть на задачу с непривычной точки зрения, это способность интуитивно почувствовать, где ключ к решению. Наконец, это голод к узнаванию нового. А о каком голоде можно мечтать, если ребенок - буквально - _с пеленок_ получает такой вал информации, который совершенно перекрывает его способность усвоить этот материал?
***
Мне кажется, внешними атрибутами одаренности - рано начал читать, к 7 годам три языка и т.пр. - родители пытаются (или скорее надеются) заменить истинную, природную одаренность. Которая действительно порой выражается такими вещами. Но суть одаренности не в этом. "Стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одаренного ребенка" (цитировано; источника под рукой нет, но это мнение специалиста, работающего с одаренными детьми). Это (в числе прочего) умственная активность, которую невозможно стимулировать, задавливая мозг готовыми фактами.