Статья про влияние развивающих мультиков на малыша
ВоспитаниеСкопировала с портала roditel.by, подсознательно избегала всякого рода мультиков, начиная с Маши и Медведя, заканчивая так называемыми развивающими, похоже не зря.
Оригинал тут
***
В этой статье мы поговорим об отношениях ребенка с телевизором, компьютером, экраном смартфона и т.д. Как влияет просмотр телевизора на детей до трех лет?
В современном мире практически у каждой семьи дома можно найти несколько телевизоров, ноутбуков, планшетов, смартфонов. С одной стороны, эти разнообразные мультимедийные девайсы выполняют много полезных в повседневной жизни функций, с другой же, являются для родителей очень большим соблазном. В стремлении освободить время для личных дел (чтобы посидеть на форуме, например) родители зачастую включают своему ребенку мультик, замещая тем самым общение родитель-ребенок. О соблазне для ребенка и говорить не приходится: о нем знает каждая мама, чей малыш когда-либо смотрел мультики.
Про вред для здоровья уже много написано. Для размышлений приведу данные японских исследований: 98% детей, регулярно контактировавших с экраном (тв, компьютер, телефон), к трем годам имели те или иные нарушения зрения.
Сбой восприятия.
Если про влияние экранов на здоровье все в большей или меньшей степени осведомлены, то знания о влиянии на психику оставляют желать лучшего. И здесь вроде бы все интуитивно понятно: ужастики, насилие и т.д. очевидно влияют негативно. Но и мультики не так безвредны, как кажутся.
В раннем возрасте детки получают знания об окружающем мире и формируют представление о нем и о себе через пять органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), кожа (осязание), нос (обоняние), а также через вестибулярный аппарат. Эти сенсорные системы помогают им усвоить, что если камень летит в лоб, то надо убегать, или будет больно. Что едущая машина не исчезнет на краю экрана. Что когда мяч бросаешь в стенку, он ударяется с соответствующим звуком, отпрыгивает в определенную сторону. Что есть горячее и холодное, что на воду нельзя опереться, а папина щетина колючая, что мамино молоко пахнет не так, как то коричневое, что мама пьет по утрам и что нельзя трогать и т.д. Всего этого из мультика не узнаешь. Раннее приобщение к просмотру мультиков способствует формированию у ребенка неверных представлений о причинно-следственных связях явлений. У него медленно или не в полной мере развиваются реакции на события, либо реакции, которые развиваются, не верны (на детской площадке он не будет уворачиваться от мячика, которые летит ему в лоб, просто не ожидая, что тот может ударить).
Фон.
Для большинства людей совершенно привычна фоновая работа телевизора. Пришли с работы, включили, и до самого вечера. Психологи провели эксперимент и установили, что средняя мама при активном общении с годовалым малышом в час произносит примерно 900 слов. При фоновой работе телевизора — примерно 500 слов. Вывод очевиден: телевизор наносит ущерб живому общению детей и их родителей, и это, при любых обстоятельствах, должно рассматриваться в качестве отрицательного влияния.
Адреналиновый шок.
Сегодня большой популярностью обладают развивающие мультфильмы. Причем некоторые из них по возрастным ограничениям рекомендуются к просмотру с 6 месяцев. Сложно придумать что-то более абсурдное… Именно в 6 месяцев малыш должен получать как можно больше информации и опыта из живого общения! Ему необходимо видеть, слышать, ощущать, обонять. Какие бы расчудесные медведи не плясали на экране телевизора, они никогда не заменят ему то, в чем он действительно нуждается: опыт, полученный органами чувств.
Упомянутые развивающие мультфильмы (да и не только они) в абсолютном своем большинстве очень красочные, яркие, изобилуют чрезмерно большими формами и контрастами. Инстинктивно все люди воспринимают такую зрительную информацию как сигнал к опасности (что страшило наших предков? Молния, пожар и проч. — все это яркие, контрастные явления). Разумеется, мы не чувствуем этого явно, но подсознание работает за нас: когда человек окружен контрастными, яркими цветами (отнюдь не натуральными, кстати), у него как бы включается режим драйва, начинает вырабатываться адреналин. Добавьте сюда разнообразные звуковые эффекты, быстро сменяющие друг друга картинки — у ребенка, смотрящего мультики, происходит своего рода «адреналиновый шок».
Более того, ребенок не способен воспринимать такое количество визуальной и звуковой информации одновременно. Что мы видим в мультиках? Хаотично движущиеся персонажи, много разноплановых действий в одном кадре, постоянное звуковое сопровождение (далеко не всегда понятное ребенку). В идеале, если бы мы хотели донести до малыша смысл того, о чем рассказывается и показывается в мультике, нам следовало бы нажимать на паузу после каждого кадра и комментировать происходящее. Очевидно, что никто этим заниматься не станет. В обстоятельствах, когда мозг получает в разы больше информации, чем может обработать, в нем срабатывает следующий механизм: раз я не могу столько обработать, не стоит и вовсе напрягаться. Такое состояние близко к гипнотическому. Вспомните ребенка, смотрящего телевизор: он не реагирует на внешние раздражители («его не дозовешься!»), взгляд зафиксирован на объекте, зрачки расширены, он очень редко моргает, забывает сглатывать, дыхание замедленно. По своей воле ребенок практически не в состоянии оторваться от телевизора.
Правило «20».
Какими бы не были ваши принципы воспитания и политика в отношении телевизора, напоминаем вам правило «20» — техника общения ребенка и экрана, рекомендуемая окулистами. Каждые 20 минут смотрения в экран должны чередоваться 20-секунднымразглядыванием объекта, находящегося от вас на расстоянии не менее 20 футов (около 6 метров).
Вывод из всего сказанного может быть только один. Пока малышу не исполнится три года, его отношения с компьютером, телевизором или смартфоном надо минимизировать, прибегая к этим средствам лишь при крайней необходимости. Не бойтесь, что ваш ребенок не будет таким же развитым и современным, как другие дети, которые с рождения с телевизором на «ты». Это не правда. Никакой супер развивающий мультик не заменит малышу маму и папу и того вклада, который они могут сделать в его умственное и физическое развитие.