Возрастная психология (таблицы-шпаргалки)
Искусство воспитания - это умение подлаживаться под шаг ребёнка,
под ту скорость движения (читай: развития),
которая комфортна именно для него.
Заряна и Нина Некрасовы
***
Периодизация развития, принятая в нашей стране:
перинатальный - до рождения
новорождённый - до 10 дней
младенческий - до года
ранний детский возраст - от года до 3 лет
преддошкольный возраст - от-3 до 5 лет
дошкольный - от 5 до 6-7 лет
младший школьный возраст - от 6-7 до 10 лет
подростковый возраст - от 10 до 14-15 лет
возраст ранней юности - от 14-15 до16-17 лет
На каждой «ступеньке» интенсивно развивается психика и личность ребёнка, он накапливает знания, умения, опыт. Такое накопление происходит постепенно, плавно, без резких падений и взлётов; потому сами периоды так и называют: литическими (то есть стабильными, спокойными). А вот начинается и заканчивается каждый из периодов тем, чего опасается большинство родителей: возрастным кризисом.
Возрастной кризис - нормальный (обратите внимание: нормальный!) переход от одной стадии развития к другой.
Вот основные кризисы, которые нам светят:
кризис новорождённого - 2 месяца
младенческий период - кризис одного года жизни - до года
ранний детский возраст - кризис трёх лет - от года до 3 лет
преддошкольный возраст - от 3 до 5 лет
дошкольный - кризис семи лет - от 5 до 6-7 лет
младший школьный возраст -от 6-7 до 10 лет
подростковый возраст - кризис тринадцати лет -от 10 до 14-15 лет
возраст ранней юности - кризис семнадцати лет - от 14-15 до 16-17 лет
Общий принцип развития личности таков. Всё, что не пройдено на предыдущем этапе, переходит на следующий. (То, что не выработано и не усвоено, соответственно, должно усвоиться и выработаться.) Если нет - «непройденный материал» останется проблемой на всю жизнь, а значит, будет всё равно «проходиться», но очень болезненно: проявляться в виде комплексов и других форм неадекватного поведения. Например, когда молодой мужчина никак не найдёт себе достойного занятия, чтоб обеспечить себя и семью, и при этом легко поддаётся чужому влиянию, можно с уверенностью сказать, что в дошкольном возрасте его инициатива и желание самому что-то делать постоянно гасили любимые взрослые, а он не смог их «победить». В результате центральная задача возраста (проблема доверия, а затем - независимости) не была им решена. Удел такого человека - вечно сомневаться в своих способностях, потому что в нём глубоко укоренилось чувство вины за любое усилие быть независимым.
Вместо того чтобы бороться, мучиться и усиленно воспитывать, надо понять и принять новое поведение своего ребёнка- и только потом принимать меры. Впрочем, если вы примете и поймёте - особые меры вам просто не понадобятся.
Одним из признаков перехода ребёнка от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности, а по сути - того способа, каким ребёнок познаёт мир и себя (приобретает знания о мире и о себе). Ведущая деятельность - это, по сути, ведущее отношение ребёнка к действительности.
Ведущий вид деятельности
Младенец
Вид деятельности: Эмоциональный контакт с родителями (или с теми, кто их заменяет); непосредственно эмоциональное общение.
Польза: Благодаря этому образуется потребность общаться с другими людьми.
Раннее детство
Вид деятельности: Предметно-манипулятивная деятельность; практическое сотрудничество со взрослым.
Польза: Ребёнок занят предметом и действием с ним; возникает потребность в речи (чтобы наладить контакт).
Дошкольный возраст
Вид деятельности: Общение (ролевая игра); игра (как универсальная форма развития); сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации; потребность принять участие в жизни и деятельности взрослых.
Польза: Формируется потребность воздействовать на мир; действует как взрослый, но с предметами-заместителями.
Младший школьный возраст
Вид деятельности: Учебная деятельность; игра исчерпала свои познавательные возможности; игровая мотивация сменяется на познавательную.
Польза: Учится выполнять осмысленную работу, развиваются такие качества, как устойчивое внимание и прилежание; развивается словесно-логическое мышление; ребёнок учится управлять восприятием, вниманием, памятью; появляется способность к произвольной регуляции поведения.
Подростковый возраст
Вид деятельности: Общение интимно-личностное; общение со сверстниками (в общественно полезной деятельности).
Польза: Постепенно осознаёт (узнаёт) себя и свой внутренний мир; учится строить отношения с другими людьми; умеет посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека и принимать решения в соответствии с этим.
Юность
Вид деятельности: Учебно-профессиональная деятельность.
Польза: Осознав свои потребности и интересы, отвечает на вопросы «кто я, каким и кем мне быть».
Основная цель конкретного возрастного периода - центральная задача, которую ребёнок должен решить.
Дошкольный возраст
Чему надо научиться, что в себе выработать:
Решить проблему доверия, а затем - независимости (автономии).
Если задача решена:
Формируется чувство базисного доверия (1-й год); умение проявлять свою волю и самому что-то делать (2-й год); инициатива (3-5 лет).
Если задача не решена:
Не формируется; сомневаются в своих способностях; появляется чувство вины за усилие быть независимым.
Школьный возраст (6-11-13 лет)
Чему надо научиться, что в себе выработать:
Приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа (развитие компетенции).
Если задача решена:
Ведут себя уверенно; проявляют трудолюбие; Живут в равновесии (в гармонии) с миром.
Если задача не решена:
Ведут себя приниженно; появляется чувство неполноценности.
Тинейджеры 14-20 лет (12-18 лет)
Чему надо научиться, что в себе выработать:
Проигрывают разные роли, чтобы самоутвердиться. Необходимость постичь своё собственное «я» (синтез прошлых, настоящих и будущих возможностей)
Если задача решена:
Идентичность (знать и любить себя, принимать таким, как есть); уверенность в своём будущем; положительный образ своего «я»; интимность; способность любить.
Если задача не решена:
Ролевое смещение; не решается вопрос «кто я такой?»; изоляция; чувство социальной изолированности.
Возрастные кризисы
Кризис первого года. («Неть!» Стремление к физической самостоятельности.)
Зачем? Что ребёнку надо?
Исследовать мир, удовлетворить своё любопытство; познать свойства и назначения вещей; пометить своё место в мире. Эмоционально окрашенное самоощущение; это - предтеча личности, сознания.
Как? Формы протеста
Побег (уходит, уползает из-под контроля); отказывается выполнять требования; делает то, что нельзя; отказывается от помощи взрослых.
Кто? Главный авторитет
Родители или тот, к кому выработалась прочная привязанность.
Кризис трех лет (2,5-3 года «Я сам!» Появление самосознания.)
Зачем? Что ребёнку надо?
Научиться удовлетворять свои потребности и желания самостоятельно. Эмоционально оценивает себя очень высоко, без соотнесения с оценкой других.
Как? Формы протеста
Ревность; подозрительность; негативное поведение отрицание (то есть отрицание того времени, когда был беспомощным, и всего, что с ним связано: игрушки, одежда, некоторые привычки и т. п.).
Кто? Главный авторитет
Родители или тот, кому ребёнок доверяет. (Напомним: доверие формируется на основе привязанности.)
Кризис дошкольного возраста (5-7 лет, Рождение социального «Я». Лейтмотив: «Хочу, но не могу!» Ребёнок делает открытие: «А взрослым-то быть лучше, чем маленьким!»)
Зачем? Что ребёнку надо?
Стать равным взрослым, то есть всемогущим, всезнающим; переделать, усовершенствовать то, что имеет (но умения не хватает). Рождается социальное «Я»
Как? Формы протеста
То же, но в более мягком варианте. Изменяется поведение: ребёнок ведёт себя демонстративно; перестаёт следовать привычным нормам поведения (особенно когда дело касается бытовых требований).
Кто? Главный авторитет
Родители. Постепенно увеличивается авторитет тех, кто даёт знания.
Кризис подросткового возраста (Лейтмотив: «Кто я такой?», «Зачем я здесь?» Становление нового самосознания.)
Зачем? Что ребёнку надо?
Понять себя и свои возможности. Формируется «Я- концепция».
Как? Формы протеста
То же, только в более жёсткой форме.
Кто? Главный авторитет
Авторитет родителей и взрослых постепенно сменяется (вытесняется) авторитетом ровесников.
Как меняется ребёнок
Младенчество:
Эмоционально окрашенное самоощущение (это - предтеча личности, самосознания).
Раннее детство:
Зарождение самосознания; появляется «Я».
Дошкольник
Учится сочетать свои цели и желания с требованиями других людей (соподчинение мотивов); воображение становится основой творческого отношения к деятельности, жизни и самому себе.
Младший школьный возраст
Психические процессы произвольные (способен управлять ими); учится вырабатывать внутренний план действий; рефлексия собственного поведения (способность оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности); контроль и самоконтроль; потребность в активной умственной деятельности.
Подростковый возраст
Умение сознательно регулировать свои поступки; умение понимать чувства и настроения других людей и строить своё поведение в соответствии с этим.
Ранняя юность (Или старший школьный возраст)
Психологически готов к личностному и профессиональному самоопределению: самосознание сформировалось; развитые потребности; есть нравственные установки, ценностные ориентиры, временные перспективы; осознаёт свои интересы, потребности, способности.
Из книги: Заряна и Нина Некрасовы - Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти