Игры на развитие внимания (с сайта Лены Даниловой)
Игры и игрушкиИгры для развития внимания детей (от 2 до 5 лет)
Найди игрушку
От 1,5 лет.
Сначала на глазах у ребенка положите игрушку под одну из двух лежащих перед ним салфеток или пеленок. Когда малыш научится сдергивать ткань и находить игрушку, усложните задачу - положите игрушку под другую салфетку.
Что пропало - кто поменялся местами?
С 2 лет.
Возьмите 3 игрушки, предмета, хорошо знакомых ребенку. Можно заменить настоящие предметы на картинки. Попросите ребенка отвернуться, один из предметов спрячьте к себе за спину или в коробку.
Спросите ребенка:
- Кто убежал? Кого нет?
Для детей постарше можно увеличить количество предметов. Теперь мы будем не забирать один, а просто менять 2 предмета местами.
Золушка
Переключение и устойчивость внимания для детей с 2 лет.
Возьмите небольшую мисочку и смешайте горох и фасоль, или семечки подсолнуха и тыквы. Для самых маленьких будет достаточно по 5-7 зернышек каждого вида. Дайте ребенку 2 разные тарелочки. На одну он будет собирать зернышки одного вида. На другую - другого.
Ловим слова
Игра на переключение и устойчивость внимания с 3 лет.
Сначала вы договариваетесь, что вы будете ловить. Например, можно собирать грибы или ягоды, ловить животных или рыбок. То есть, вы выбираете класс слов, которые должен определять малыш. Вы называете ребенку слова, любые, но среди них есть слова, которые ловим. Например, вы решили собирать ягоды. И когда вы среди прочих слов произносите малина, ребенок хлопает в ладоши - он «словил» нужное слово.
Для малышей можно выдавать за каждое правильное слово какой-то жетон: пуговицу, счетную палочку и т.п. Так ребенок в конце сможет увидеть, насколько успешен он был. Для детей старше 4-5 лет, каждое пропущенное слово мы тоже отмечаем жетоном, только он складывается в отдельную кучку - в конце ребенок сможет сравнить, сколько слов он поймал, а сколько пропустил.
Найди отличие
Такие картинки можно начинать показывать детям с 2 лет. Чем меньше ребенок, тем проще и контрастнее должно быть отличие.
Сделать такие картинки просто самим: возьмите 2 одинаковые картинки (это могут быть картинки из рекламных проспектов, каталогов, распечатанные раскраски), и потом на них доклейте, дорисуйте какие-то элементы. Часть - одинаковых, часть - разных.
Нитяные лабиринты
Эта игра развивает устойчивость внимания для детей с 2 лет.
Возьмите лист бумаги и наклейки. С одной стороны клеим несколько наклеек, и с другой стороны столько же. Теперь фломастером проводим запутанные петляющие линии соединяющие картинку с одной стороны, с какой-то картинкой с другой.
Задача для ребенка 2-3 лет, проводя пальчиком, понять, кто с кем соединен.
От 4-х лет и старше - сделать то же самое, но следя только глазками. Потом обязательно проверить пальчиком.
По образцу
Делать что-то по образцу - это замечательная тренировка концентрации внимания. Начинать такие игры можно в 2 года, постепенно усложняя.
Для игры вам понадобятся одинаковые элементы или предметы. Например - чайные ложки, орехи, детали конструктора, карандаши и т.п.
Сначала вы выкладываете набор перед ребенком. А потом просите его рядом повторить. Для совсем маленьких это будет несколько предметов. Для детей постарше, мы будем не только повторять набор предметов, но и их взаимное расположение.
Повторяйка
С 2 лет.
Это игра подходит даже совсем маленьким деткам. Мы просим ребенка повторить наши движения, выражение лица, позу.
Для детей постарше можно просить повторить то, что вы показываете, а при этом говорить противоположные действия. Например, вы поднимаете руку, а сами говорите: «Ногой топ».
Для совсем взрослых игроков 5-6 лет, можно просить, чтобы они повторяли не зеркально, а той же рукой - ногой, что и вы (правой или левой).
Летает - не летает
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Съедобное - несъедобное
Упражнение на развитие переключения внимания.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.