Игры на развитие речи в 4-5 лет
Каждый понедельник у нас с Варей игры на развитие речи. Не все сразу, а по чуть-чуть.
Раз в неделю мы учим новый стишок. Долго думала какие именно учить: классику или фольклор и остановилась на считалках и скороговорках, как наиболее развивающих произношение сложных звуков, а классику она и сама в процессе чтения запоминает.
Упражнения на артикуляцию.
Хорошо помогают для постановки звука Р))) Все уже его произносят? Варя пока нет, это единственный звук, который у нее не встал сразу сам. Но логопеды говорят, что раньше 5 его ставить со специалистом не целесобразно, лучше как раз-таки развивать связки и артикуляцию дома.
1. Хоботок.
Расскажите, как пчелка, летая с цветка на цветок, пьет нектар. Для того чтобы подобраться к нектару, ей нужно сложить из губ хоботок (сомкнутые губы вытянуть вперед), а чтобы выпить нектар сделать движение, как будто набираете в рот воду. Хорошая гимнастика для «хоботка»: пить воду, сок через соломинку.
2. Улыбнемся, растянем губы.
Зубы сомкнуты, растягиваем губы в улыбочку)))
3. Змея
Изображаем змейку, которая постоянно играет языком: то высунет, то спрячет.
4. Цок-цок-цок-цок.
Изображаем, как скачет лошадка, при этом нижняя челюсть остается в покое, а цокает только язычок.
5. Болтанка.
Язычок очень непослушный, он не хочет прятаться в домик, он находится наружи, мало того - он «дразнится», бегая от одного угла рта к другому, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз и издавая звуки «э-э-э-э».
6.Шарик надули, шарик спустили.
Надуть шар - надуть щеки, сдуть шар - сдуть щеки. Надувать щуки по одной.
7. Беспокойный язычок.
Язычок решил побегать, он бегает от одного угла рта к другому.
Игры-минутки на развитие речи и словарного запаса. А еще заодно умения думать и находить аналогии.
1. "Закончи предложение"
- Ворона каркает, а сорока?
- Сова летает, а кролик?
- Корова ест сено, а лиса?
- Крот роет норки, а сорока?
- Петух кукарекает, а курица?
- Лягушка квакает, а лошадь?
- У коровы телёнок, а у овцы?
- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
2. «Кто где живет?»
Кто живёт в дупле? - Белка.
Кто живёт в скворечнике? - Скворцы.
Кто живёт в гнезде? - Птицы.
Кто живёт в будке? - Собака.
Кто живёт в улье? - Пчёлы
Кто живёт в норе? - Лиса.
Кто живёт в логове? - Волк.
Кто живёт в берлоге? - Медведь.
Можно попробовать и наоборот:
- Где живут скворцы?
- Где живут медведи? и.д.
3. «Противоположности»
Горячий - холодный
Хороший - плохой
Умный - глупый
Весёлый - грустный
Острый - тупой
Гладкий - шероховатый
Высоко - низко
далеко - близко
потолок - пол
потеря - находка
Сахар сладкий, а лимон ...
Луна видна ночью, а солнце ...
Огонь горячий, а лед ...
Река широкая, а ручей ...
Камень тяжелый, а пух ...
4. «Что бывает...»
Красным - мак, огонь, флаг;
Оранжевым - апельсин, морковь, заря;
Жёлтым - цыплёнок, солнце, репа;
Зелёным - огурец, трава, лес;
Голубым - небо, лёд, незабудки;
Синим - колокольчик, море, небо;
Фиолетовым - слива, сирень, сумерки.
круглым - мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко
длинным - дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка
высоким - гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф
колючим - ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока
5.«Один и много»
Стол - столы,
Стул - стулья,
Гора - горы,
Лист - листья,
Дом - дома,
Носок - носки,
Глаз - глаза,
Кусок - куски,
День - дни,
Прыжок - прыжки,
Сон - сны,
Гусёнок - гусята,
Лоб - лбы,
Тигрёнок - тигрята.
6. «Назови ласково»
Стол - столик, ключ - ключик.
Шапка - шапочка, белка - белочка.
Книга - книжечка, ложка - ложечка.
Голова - головка, картина - картинка.
Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце.
Кукла - куколка, свёкла - свёколка.
Коса - косичка, вода - водичка.
Жук - жучок, дуб - дубок.
Вишня - вишенка, башня - башенка.
Платье - платьице, кресло - креслице.