Нежный хулиган
10 лет
Детская поэзия. Обо всех понемножку.
В вузе мы каждый семестр изучали разных поэтов. Современных, как это обычно водится, изучали совсем мало. Детских - не изучали вообще. Даже тех "взрослых", что писали детям. Вдруг я поняла, что огромный пласт литературы проходит мимо меня, а ведь детская поэзия - самая чистая, самая трогательная, она - как колыбель мира. И именно детскую поэзию я обожаю.
Затем я подумала о том, что нам, родителям, совершенно некогда изучать большие литературоведческие труды, посвященные творчеству того или иного писателя. У нас нет семестра. У нас иногда нет даже часа времени. Нам, родителям, нужно что-то, что создаст в голове какую-то общую картину и не позволит упустить ни одного из имен. Что-то не слишком длинное, но серьезное. Что-то научное и популяризированное одновременно.
И тогда я начала писать эту статью.
Она довольно обширна и жаждет продолжения. В других работах я представлю более глубокий - уже литературоведческий - анализ для тех, у кого время все-таки есть. В этой же статье я попытаюсь сделать следующее:
1) обозначить (только обозначить, с кратким комментарием и небольшим вкраплением моих любимых стихов) основные имена в детской поэзии;
2) сориентировать родителей, как собрать домашнюю библиотеку с учетом того, что стихов великое множество, все книги скупить невозможно или слишком дорого;
3) Распределить книги по категориям, хотя бы чисто символическим. Это очень и очень трудная задача, должна я сказать! Во-первых, поэта просто так под категорию не подгонишь, а во-вторых, у всех категорий должно быть общее основание, а оно прослеживается не всегда. Делить лирику на традиционные жанры (пейзажная, философская и т.д.), тут, сами понимаете, невозможно. Выстраивать по хронологии - не имеет смысла, так как "взрослая" поэзия обусловлена философскими воззрениями эпохи, культурной и исторической средой, то есть подготавливается чем-то извне. В детской же поэзии совсем нет времени. Даже если в ней присутствует примус там или какая лампада. Времени все равно нет - это нетронутый никем, рождающийся, чистый мир. И изучать его нужно совсем по-другому.
В общем, мучилась я, мучилась, и условно выделила следующие категории: классические стихи, взрослые поэты для детей, парадоксальная поэзия, языковая игра в стихах, психологическая поэзия,уютные стихи современных поэтов, юмористическая поэзия, мальчиковая поэзия. О зарубежной, юмористической и мальчиковой поэзии я расскажу немного позднее.
Затем я подумала о том, что нам, родителям, совершенно некогда изучать большие литературоведческие труды, посвященные творчеству того или иного писателя. У нас нет семестра. У нас иногда нет даже часа времени. Нам, родителям, нужно что-то, что создаст в голове какую-то общую картину и не позволит упустить ни одного из имен. Что-то не слишком длинное, но серьезное. Что-то научное и популяризированное одновременно.
И тогда я начала писать эту статью.
Она довольно обширна и жаждет продолжения. В других работах я представлю более глубокий - уже литературоведческий - анализ для тех, у кого время все-таки есть. В этой же статье я попытаюсь сделать следующее:
1) обозначить (только обозначить, с кратким комментарием и небольшим вкраплением моих любимых стихов) основные имена в детской поэзии;
2) сориентировать родителей, как собрать домашнюю библиотеку с учетом того, что стихов великое множество, все книги скупить невозможно или слишком дорого;
3) Распределить книги по категориям, хотя бы чисто символическим. Это очень и очень трудная задача, должна я сказать! Во-первых, поэта просто так под категорию не подгонишь, а во-вторых, у всех категорий должно быть общее основание, а оно прослеживается не всегда. Делить лирику на традиционные жанры (пейзажная, философская и т.д.), тут, сами понимаете, невозможно. Выстраивать по хронологии - не имеет смысла, так как "взрослая" поэзия обусловлена философскими воззрениями эпохи, культурной и исторической средой, то есть подготавливается чем-то извне. В детской же поэзии совсем нет времени. Даже если в ней присутствует примус там или какая лампада. Времени все равно нет - это нетронутый никем, рождающийся, чистый мир. И изучать его нужно совсем по-другому.
В общем, мучилась я, мучилась, и условно выделила следующие категории: классические стихи, взрослые поэты для детей, парадоксальная поэзия, языковая игра в стихах, психологическая поэзия,уютные стихи современных поэтов, юмористическая поэзия, мальчиковая поэзия. О зарубежной, юмористической и мальчиковой поэзии я расскажу немного позднее.
Для начала скажу несколько слов о том, как познакомить ребенка с хорошими и разными авторами и при этом не разориться)
- Многое сейчас, слава Богу, можно найти в интернете, заучить и потом рассказывать ребенку на прогулках, перед сном, в очередях и т.п. В первую очередь это относится к большим произведениям типа "Кошкиного дома" или "Федориного горя", около которых ребенок все равно долгое время без движения не просидит. Главное, чтобы у родителя была хорошая память) К этому же пункту относятся разного рода потешки, сюжетные стихи, а также произведения, необычные по стихотворному размеру и требующие самой своей формой, чтобы их воспринимали на слух.
- Мы нередко забываем про старые добрые библиотеки, которые есть в каждом районе. Не знаю, как часто берут сейчас в библиотеке детские книжки, но вы представляете, сколько там всего прекрасного по части советских иллюстраций? Эти книги сейчас днем с огнем в продаже не найдешь, а в библиотеке - лежат. Дети знакомятся с новой поэзией не каждый день, можно брать что-то новенькое раз в две недели или раз в месяц и потихоньку читать.
- Есть вещи, к которым ребенок возвращается, какие бы новинки ему ни читали. Как правило, дольше всего держатся "классические", в моем понимании авторы: Чуковский, Маршак, Михалков, Барто, а также авторы парадоксальных стихов. Если ваш ребенок что-то для себя такое заприметил, можно включить книги любимых авторов в список подарков на Новый Год или День Рождения. Если малыш помладше - обратить внимание на иллюстраторов, может быть, стихов в этом сборнике будет меньше, зато листать ее будет приятнее. Если ребенок постарше - взять наиболее полное издание автора.
- Хорошая вещь - стихотворные сборники. В них обычно собраны лучшие из лучших. Так что, если бюджет очень ограничен, можно купить два-три хороших сборника и не укорять себя понапрасну.
- Я не случайно так долго корпела над разными категориями. Мне кажется, чтобы сформировать необходимый читательский кругозор, нужно обращаться к каждой из них, потому что каждая категория направлена на проработку важнейших составляющих личности ребенка: одна работает с психологией ребенка, другая - с его речью, третья - с его мировоззрением, четвертая - с воображением. Я часто слышу: "Читайте Чуковского. Зачем тратиться на другие книги? Дети любят Чуковского". Преступная позиция, на мой взгляд. Читать надо всего понемножку, хотя бы по одному автору из каждой категории.
Итак, высказав все, что было у меня на этот счет на душе, приступаю к категориям.
1) Классические стихи
Я их выделяю по языковой чистоте, стройности, прозрачности и "традиционности" стихотворного размера (здесь самое время вспомнить про ямбы и хореи, но избавь нас Бог говорить понапрасну о таких вещах).
Сейчас много слышу про то, что родители не видят смысла читать ребенку сказки А. С. Пушкина или жутковатые истории К. Чуковского, мол, никаких достоинств в них нет: один устарел, другой только зря пугает ребятенка. На самом деле, эти произведения прекрасны, прежде всего, своим восхитительным строем, слогом, стилем. Эти строки почти магические, они запоминаются сразу, формируют чувство ритма, чувство собственного языка. Легче всего ребенку повторить именно такие традиционные стихи, именно на них формируется его художественное чутье и его речь. Можно сказать, и Пушкин (для всего народа в целом), и Чуковский (для ребятишек в частности) - великие творцы того драгоценного русского языка, которым мы с вами владеем. Сколько сил отдал Чуковский, изучая становление детской речи! Про Пушкина я вообще молчу.
Несколько новых изданий вызывают у меня трепет и восторг:
Это сказки Пушкина (каждая сказка в отельной книге и все они - в изящной коробочке)
И несколько прекрасных книг Чуковского.
Издания, иллюстрированные Сутеевым
Издания, иллюстрированные В. Винокуром
Знаю, что ребятишкам также нравится такой вариант, но мне он не мил:
К категории, обобщающей авторов именно по классической чистой форме стиха, также относятся:
- С. Есенин. Он настолько поэтичен, метафоричен и трогателен в своей любви к Родине, к матери, ко всему простому и родному, что у меня каждый раз сжимается сердце. Я не знаю, кто еще может так научить ребенка любить тот дом, в котором он живет. Вот такую пастельную книгу я недавно приобрела, она такая тихая-тихая, сокровенная. Очень.
- С. Маршак. В этой большой по формату книге собраны чешские и английские песенки, сказки, цикл стихов "детки в клетке", "Веселая азбука" и многое другое.
Также достойна внимания эта книга, в которой, помимо Маршака, блистает также непревзойденный художник Ю. Васнецов, которого я люблю больше всех других, вместе взятых. Блестящий слог, ироничность, ненавязчивая этичность этого драматургического (почти единственного, кстати в этом литературном роде для детей) произведения ставят его на высочайший литературный уровень.
- А. Барто. Все мы учились говорить на ее звучных, точных и таких, казалось бы, простых "идет бычок качается..." У Барто много всего. И отношения между детьми, и их характеры, и какие-то, уже недоступные нам, временные реалии, которые создают в душе атмосферу безопасности, беззаботности советского детства.
У нас Барто вот такая, компактная, маленькая, засмотренная нами до дыр:
Вот с этой историей я раньше знакома не была, но ее многие рекомендуют:
Вот с этой историей я раньше знакома не была, но ее многие рекомендуют:
- С. Михалков - он такой правильный, в хорошем смысле. Порядочный. Его истории без фантазерства, они настоящие, повествовательные. И в конце обязательно - мораль, не назидательная, не навязчивая. Чем-то Михалков похож на Евтушенко, только у того мораль заложена не в самом поступке, тот как будто боится, что без морали не поймут, подводит черту, растолковывает. А Михалков своему читателю доверяет.
Сборник стихов "Мы едем, едем, едем", на мой взгляд, содержит его ключевые вещи и при этом весьма демократичен по цене.
Еще несколько прекрасных книг:
Обозначу также несколько стихотворных сборников, которые позволяют получить довольно-таки стройное представление о творчестве всех вышеперечисленных авторов:
1. "Большая книга сказок и стихов в рисунках В. Сутеева", изд-во Аст. Действительно большая)
2. "300 любимых стихов", издательство "АСТ" Одна из лучших наших книг. В ней и считалочки, и песни из мультфильмов, и азбука, и счет. Книжечка маленькая, но пухлая, с чудесными рисунками. Рекомендую ее приобрести всем в обязательном порядке)
3. Очень хорош сборник "Стихи и сказки для малышей в рисунках В. Сутеева". От большой книги стихов и сказок он отличается, в основном, отсутствием Чуковского. Зато в нем присутствует душещипательный "Плакунчик".
2) взрослые поэты для детей
"Взрослые" поэты - это всегда разнообразие литературных форм и размеров, имеющих для развивающейся детской речи ключевое значение. Это своеобразная вторая ступень после классического стиха - начинается серьезная работа с языком.
- Самый драгоценный мой поэт - это Иосиф Бродский, конечно. Ничего я не знала про его маленький буксир и другие его стихи для детей, хотя зачитывалась им до потухшего света в читальных залах. Узнав, полюбила еще больше. Недавно пришла мне эта огромная, восхитительная, светящаяся изнутри книга. Что за слог, Господи! Это вам не какая-нибудь зарубежная книга про машинки со створками, якобы ужасно интересная для мальчишек. Сколько в ней всего нешуточного, грустного, светлого.
...И хотя я горюю,
что вот я не моряк,
и хотя я тоскую
о прекрасных морях,
и хоть горько прощаться
с кораблем дорогим,
НО Я ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ
ТАМ, ГДЕ НУЖЕН ДРУГИМ.
В этой книге тоже есть баллада о маленьком буксире, но я все же взяла первую из-за шикарных рисунков, которые сами по себе драгоценны. И эту, конечно, тоже возьму - сколько стихов!
что вот я не моряк,
и хотя я тоскую
о прекрасных морях,
и хоть горько прощаться
с кораблем дорогим,
НО Я ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ
ТАМ, ГДЕ НУЖЕН ДРУГИМ.
В этой книге тоже есть баллада о маленьком буксире, но я все же взяла первую из-за шикарных рисунков, которые сами по себе драгоценны. И эту, конечно, тоже возьму - сколько стихов!
- Второй гений и мой давний любимец - Даниил Хармс. Он страшноватый для меня немного со всеми своими старухами и неизбывностью бытия. Я очень боялась, что все это как-то подспудно перенесется и в его детскую поэзию, но нет. Как же прекрасны эти бесконечные речитативы: "вижу, по небу летит галка, а потом еще летит галка, а потом еще летит галка..." Какая вкусная, внешне легкая работа с языком, сколько внешне абсурдного, вскрывающего настоящее положение вещей. Вообще-то стоило мне его переместить в парадоксальную поэзию. Но слишком плотно они рядом с Бродским сидят в моей голове)
В этой книге собрано, если я не ошибаюсь, больше стихотворений. Но иллюстрации мне нравятся меньше:
- Где Хармс, там, как водится, и А. Введенский. Правда, никакой поэтики абсурда, никакого нагромождения событий, неожиданных развязок, нарушения логики, повествовательной и временной связи, как у того же "детского" Хармса, я в его стихах не вижу. Но они очень, очень и очень хороши.
Пришло в голову, что фраза "я хочу, чтобы у моего ребенка было детство" вполне трансформируется в "я хочу, чтобы у моего ребенка был Веденский". Это фразы одного порядка для меня, потому что детство там, в его стихах. Вот это мое любимое, вроде простое такое, но зачаровывающее:
Песня машиниста
Спят ли волки?
Спят. Спят.
Спят ли пчелки?
Спят. Спят.
Спят синички?
Спят. Спят.
А лисички?
Спят. Спят.
А тюлени?
Спят. Спят.
А олени?
Спят. Спят.
А все дети?
Спят. Спят.
Все на свете?
Спят. Спят.
Только я и паровоз,
Мы не спим,
Мы не спим.
И летит до самых звезд
К небу дым,
К небу дым.
...А про котенка и щенка помните?
В лабиринте есть две книги, в первой - намного меньше стихов. И настроение у них очень разное за счет иллюстраций. Думаю, они для разных возрастов.
Песня машиниста
Спят ли волки?
Спят. Спят.
Спят ли пчелки?
Спят. Спят.
Спят синички?
Спят. Спят.
А лисички?
Спят. Спят.
А тюлени?
Спят. Спят.
А олени?
Спят. Спят.
А все дети?
Спят. Спят.
Все на свете?
Спят. Спят.
Только я и паровоз,
Мы не спим,
Мы не спим.
И летит до самых звезд
К небу дым,
К небу дым.
...А про котенка и щенка помните?
В лабиринте есть две книги, в первой - намного меньше стихов. И настроение у них очень разное за счет иллюстраций. Думаю, они для разных возрастов.
- В. Маяковский. Я никогда не сосредотачивалась на его "кто тут шагает левой..." всегда видела только его любовную лирику. Видела его, сердцем настолько большого, невмещаемого в наш маленький мир и от этого неловкого, робкого, бесконечно трогательного Маяковского, который шепчет "дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг..." И вот вдруг - "этот зверь зовется лама, лама-дочь и лама-мама". Весь этот космический, бесконечно болевой человек - и пишет детские стихи! Хлесткие, музыкальные, сочные, четкие. Его, детского Маяковского, отличает некая дистанция от читателя. Там нет проникновенности, нет близости. Он как старший товарищ. Но ребенка, который очень-очень хочет поскорее стать взрослым, я думаю, это подкупает.
- Саша Черный. Личность для меня действительно темная. Все, что я о нем знаю, пропитано особой грустью, иногда, я бы даже сказала, грустью намеренной, уж такова была мода в то время. В общем-то, не всегда он мне нравился. В детских же его стихах чуткость и тишина такие настоящие.
3) языковая игра в детской поэзии
- Первое имя здесь для меня - Рената Муха. Ее стихи, конечно же, языковой игрой не исчерпываются. Но они являют собой постоянную игру смыслов и слов. Р. Муха все время помещает слово или выражение в непривычную для него среду, обращается с языком с эквилибристской легкостью. Особую любовь у меня вызывают персонажи ее стихов. Какие же они милые! Максимально приблизило их ко мне вот это издание:
- А. Усачев. Долго я думала, куда поместить этого легендарного человека, но потом вспомнила все его "паполеты" и "синхрофазотроны" и поместила сюда. У него иная языковая игра. Слово у Усачёва не просто робко входит в ткань повествования, как, например, дружеское ногопожатие осьминогов у Р. Мухи. Оно нередко становится центром произведения, его персонажем. Ну и, ко всему прочему, стихи Усачева просто очень добрые, интересные и неизменно нравятся детям.
- Иван Демьянов. У него вообще-то много всего, с языковой игрой никак не связанного. Но в этой книге, помимо всего прочего, такая уйма считалок, загадок, скороговорок. А какие роскошные иллюстрации в лучших традициях авангардизма!
(добавить фото считалок)
- В. Гусев. В общем-то я не знаю, корректно ли говорить здесь о детской поэзии в ее чистом понимании. Но эта книжка - она хорошая. Она для ребятишек, которые учатся читать. Мне нравится ее простота и плакатность. И я бы не хотела, чтобы вы ее пропустили.
4) парадоксальная (чудаковатая) поэзия
Эти поэты играют не со словом. Они играют со всем вокруг, вертят наш закостенелый, традиционный мир, задают неудобные вопросы, переворачивают все с ног на голову. Взять вот хотя бы Юнну Мориц. Только посмотрите на ее знаменитую бабушку:
- Хороша и "Моя вообразилия" Б. Заходера. Иллюстрации в этой книге чисто символические, как и работа редактора. Но Заходер на высоте. Вроде бы истории его так же повествовательны, как любые истории. Но только истории эти - не про мальчика Петю и не про щенка. А, например, про носорога. И персонаж необычный, и развитие сюжета совершенно непредсказуемо. Куда-то заведет поэта (и читателя) его фантазия? Не представляю, как во взрослом сознании сохраняется эта уникальная детская способность выдумывать целые миры, такие настоящие для ребенка.
Начинали мы Заходера небольшими порциями, вот с этой книги. Обложка у нее золотая, от чего меня немножечко корежит, но терпимо, терпимо.
- Генрих Сапгир. Никак я не могла им проникнуться, а потом поняла - это же чистая, незамутненная фантазия. Особенно ярко она проявлена в книге "Леса-чудеса", все в ней такое хрустально-звенящее по стилистике. Одни смеянцы чего стоят.
У нас также есть книжечка Сапгира "часы". В ней ничего парадоксального я не вижу, простая сказка про то, как животные проводят свой день. Но купить ее стоит ради часов, которые вынимаются из книги и обладают неубиваемыми стрелками)
Нашим друзьям также очень нравится книжечка Сапгира для совсем маленьких читателей "Цирк", в золотой обложке, как и Заходер.
- Леонид Чернаков. "Часы с кукушкой". Очень боюсь про него писать, потому что только вчера было новое поступление этой книги, и я не хочу, чтобы мне ее опять не досталось. Но не написать, конечно, не могу) Его стихи захватывают так, что ты все время думаешь: "что же дальше?" - но как бы ни гадал, концовка все равно непредсказуема. Слог этих стихов - отменный. Только вслушайтесь в них:
- О. Григорьев. Вот такие стихи я обожаю всей своей душой. Почему? Я не знаю. Такие нелепые они, несуразные. Тоже не знаешь, к чему автор ведет, чем все кончится. Постоянный абсурд. С другой стороны, так все свежо, весело и неожиданно. И иллюстрации - совершенно мои. В духе примитивизма. К иллюстрациям у меня всегда особое отношение. Я считаю, они должны быть разными. Ни к чему множить книги в пастельных тонах.
- Новый для меня автор - Леонид Аронзон. Тоже неожиданный, тоже парадоксальный. Но другой.
5) психологическая поэзия
Назвать эту категорию можно как угодно, но отличительная ее черта - пронзительная глубина, которая кроется в стихотворной подкорке. Много в этих стихах недосказанности, которую ты, взрослый, досказываешь внутри себя со слезами на глазах. Ты знаешь, о чем эта тишина после стиха. Я думаю, эта категория стихов очень и очень важна. Дети рано начинают думать: о своем месте в мире, об одиночестве, о непростых отношениях, о любви и нелюбви, о жизни и нежизни. Хорошо, когда они видят, что кто-то тоже об этом думает. Что кто-то может с ними об этом поговорить - вот так, на таком глубоко личном уровне, которого не может дать даже самый укромный разговор по душам.
Чашка и блюдце.
Сейчас
Они разобьются.
Скоро
В кухне, на полке
Будут лежать осколки.
И ты
Не ссорься напрасно -
Это очень опасно.
Колыбельная
Если спросишь
Ручеек:
"Ты куда бежишь?" -
То ответит
Ручеек:
"В речку,
Мой малыш".
Если спросишь речку:
"Ты куда бежишь?" -
То ответит речка:
"В море,
Мой малыш".
Если спросишь море:
"Ты куда бежишь?" -
Скажет море:
"Никуда.
Засыпай, малыш".
- Для меня это, прежде всего Роман Сеф. Может быть, потому, что я уже знаю, почему так опасно, когда бьются чашка и блюдце. Может быть, потому что я знаю, почему никуда не бежит море. И мне больно и светло одновременно, когда я читаю эти стихи.
Чашка и блюдце.
Сейчас
Они разобьются.
Скоро
В кухне, на полке
Будут лежать осколки.
И ты
Не ссорься напрасно -
Это очень опасно.
Колыбельная
Если спросишь
Ручеек:
"Ты куда бежишь?" -
То ответит
Ручеек:
"В речку,
Мой малыш".
Если спросишь речку:
"Ты куда бежишь?" -
То ответит речка:
"В море,
Мой малыш".
Если спросишь море:
"Ты куда бежишь?" -
Скажет море:
"Никуда.
Засыпай, малыш".
- Эмма Мошковская.
Я мамy мою обидел
Я мамy мою обидел, Она в окно не помашет, Возьмy я мешок за плечи, Я бyдy ходить по следy, И бyдy я главный начальник, И вот бyдет вечеp зимний, И в день моего pожденья |
- Сергей Махотин - поэт, выбравший уникальный стиль общения с читателем: он говорит по-мужски сдержанно, но как-то так по-свойски, доверительно. Стихи не просто рассказывают о чем-то со стороны, они говорят о том, что как будто недавно произошло между автором и читателем, известно им обоим, потому что они давно живут рядом. Мне кажется, эти стихи особенно хороши для мальчиков.
- А "Дом без крыши" Елены Григорьевой - он для девочек, так мне кажется. Он откровеннее. Это мальчики молчат между собой, а девочки - они признаются.
- И еще один трогающий мое сердце автор - Алексей Ерошин. Его стихи такие мечтательные, плавные. Такие красивые. Мне кажется, они грустны потому, что героя-мечтателя этих стихов не понимают, не видят. Он слишком тонко, на первый взгляд, совсем незаметно высказывает свои чувства - в подаренном маме самолетике из оригами, в промокших из-за хождения по облакам сапогах. Вся эта книга для меня - образ астронома, который уходит за облаками и больше никогда не возвращается.
- Ирина Токмакова - тончайший поэт. Что она слышит - это уму непостижимо! Каждую ноту, каждое дерево, каждую росинку. Слышит весь мир - и говорит читателю этим лесным, невероятным каким-то языком. И читатель начинает прислушиваться. Делаться чуточку тише ко всему, чуточку тоньше.
Спит в лесу лосиха,
Мы идем с тобой по лугу
Тихо, тихо, тихо.
Мы походим по опушке,
Мы найдем тропинку.
Вон сорока на верхушке
Клювом чистит спинку.
Вон на камне придорожном,
Словно вросшем в землю -
Осторожно, осторожно!
Ящерица дремлет.
Слышишь, звякнул колокольчик
На лесной лужайке.
Есть у нас магнитофончик,
Маленький всезнайка.
Он на тоненькую пленку
Пишет разговоры:
Что сказал комар зайчонку,
Лягушачьи споры....
Целый день он с нами ходит,
А настанет вечер,
Разговоры переводит
В звуки нашей речи.
Тихо, тихо. Ни словечка.
Мы нажали кнопку.
Так о чем спросила речка
Узенькую тропку?
И о чем поведал ветер
Листьям дикой груши?
Мы узнаем все на свете.
Посиди. Послушай.
Вот этот сборник я заказала, несмотря на полное отсутствие иллюстраций. Зато там есть дорогие моему сердцу, более взрослые ее стихи.
6) Уютные стихи современных детских поэтов
Как бы мне хотелось обозначить эту категорию какими-то самыми запоминающимися словами - чтобы сразу было понятно, кто скрывается в ней. Все эти стихи - мягкие, пастельные, детские в самом хорошем смысле этого слова: в них нет боли. В них реальные и любимые ребенком персонажи, у них летящий слог. В них есть наивность и доброта, они действительно очень уютные, праздничные. Ты читаешь и понимаешь, что все будет хорошо. Такое мироощущение есть только в детстве.
Здесь у меня, пожалуй, всего пять благословенных имен: В. Левин, М. Яснов, М. Бородицкая, В. Лунин и И. Пивоварова.
- Вадим Левин
- Михаил Яснов
А вот и наше любимое "Чучело-мяучело". Книга тонкая, вся мягонькая, потрясающая!
И две его восхитительных азбуки:
- Марина Бородицкая. Меня всегда завораживает ее материнская, абсолютная любовь и нежность ко всем незадачливым существам, реальным и не существующим: к тучке и дождю, к колдунье, не умеющей колдовать, к любому предмету, который Бородицкая как бы стремиться обнять и погладить своими стихами.
- Владимир Орлов "Кроко-Роко-Коко-Дил". Это издание можно просто разглядывать, такая яркая, особенная и квадратная получилась книжка. Но и стихи, разумеется, на высоте!
- И. Пивоварова. Добрая, светлая, повествовательная.
Остановлюсь также на двух поэтических сборниках, представляющих творчество современных поэтов во всей их красе.
1. Сборник "Вежливый слон", в котором представлены стихи В, Левина, В. Лунина и Р. Мухи.
2. Сборник "Покупал баран баранки" - также роскошная книжка, в которой вы найдете стихи М. Яснова, Б. Заходера, Э. Мошковской, О. Григорьева, Р. Сефа и многих, многих других.
8) Стихи для малышей
- Сборник русских народных песенок и потешек "Ладушки" с иллюстрациями Ю. Васнецова. Прекрасный подарок новорожденному, хочу я сказать! Лучше ничего и быть не может)
- Сборник стихов Анастасии Орловой "Яблочки-пятки". Он для мам. Читая его, ты в который раз понимаешь, какое это чудо и счастье - держать на руках своего малыша, играть с ним, рассказывать ему эти маленькие нежные стихи, наблюдать за его первыми шагами. Немало возникновению таких чувств способствует художественное оформление книги - это как раз тот случай, когда книгу лучше купить, чем просмотреть в интернете.
- В. Берестов. Его стихи действительно очень простые и добрые. И малышу будет приятно порассматривать эту книгу.
Ну и, напоследок, коротко о книжных сериях: присмотритесь к сериям "радуга-дуга" (изд-во Октопус), "малышам о хорошем" (изд-во Махаон), "большая книга" (изд-во Махаон).
Пусть у ваших малышей всегда будут хорошие стихи!