Создание фотоальбома. Идеи для вдохновения
фотография, родителямВ нашей семье есть традиция: оформлять по мере взросления сына альбомы в printbook. Захотелось поделиться с вами тем, как искать идею такого альбома, подбирать и располагать фотографии, выстраивать композицию и т.д.
Мне хочется, чтобы сын, листая эти альбомы через много лет, понял, насколько счастливым было его детство. Создавая альбом, я стараюсь передать всю суть мгновения в духе импрессионизма: много красок, звуков, вкусов, эмоций, мимолетных ощущений. Многое из того, что мы переживаем сейчас, останется в сынишкином подсознании, но не в его памяти. Страницы детского альбома сделают эти мгновения осязаемыми.
Центральная мысль альбома - показать то, чем наполнено детство сына: наша любовь к нему и друг к другу, любовь и забота близких, умение проводить время со своей большой семьей, полнота и радость жизни, которую создают счастливые праздники, прогулки, интересные события, творчество, мечты, друзья и первая любовь. Каждый разворот посвящен одной из этих тем.
В альбомах нет шаблонных рамочек, цветочков, бантиков, среди которых невозможно разглядеть ребенка. Нет в них ни слов, ни конкретных дат - думала сделать, но текст перебивает атмосферу, созданную фотографиями.
Фотографии я отбираю очень тщательно и безжалостно и не стремлюсь вместить в альбом все, что мы за эти годы нафотографировали. Я также не стремлюсь заполнить фотографиями все место на странице. Это может быть вообще чужое фото, в случае, если это более уместно по смыслу, и оно может занимать всю страницу. Так в альбоме появляется воздух, пространство для мысли. Не нужно набивать его под завязку, стараясь уместить все фотографии. Лучше пусть будет несколько лучших, но мое послание, вложенное в альбом, не потеряется. Пусть снимков будет немного, но они точно передадут то, что я хотела сказать. Я могу отмести в сторону полгода непрерывных съемок, утешая себя тем, что в любой момент могу их распечатать и вставить в обычный покупной альбом. Для "особенного" же альбома я оставляю:
- эмоциональные портреты (задумчивость, неудержимый хохот, недовольство, распирающая все сыновье существо гордость, лукавство);
- части Никитиного тела (пальчики, особенно в наших взрослых руках; пяточки, глаза, смеющийся рот, первые зубки, спина и даль, открывающаяся детскому взору за этой спиной);
- множество неуловимо разных снимков одного и того же, когда Ник танцует, например;
- то, на что сын может посмотреть во время наших прогулок, что может услышать или попробовать (разноцветные рогалики, цветы, саксофон на набережной, летящие в небо китайские фонарики, узор мостовой, вывески, влюбленные парочки, велосипедисты, добрые старушки, папы с детьми, запускающие змея, собаки и кошки... Грустно, когда в семейном архиве хранится множество фотографий человека на фоне достопримечательностей, и нет ничего действительно того, что он тогда чувствовал);
- картины, поделки, аппликации и процесс их создания, если, конечно, успею его запечатлеть;
- членов семьи в той обстановке и за тем занятием, которое их характеризует (в нашей семье, например, бабушка любит готовить, дедушка - мастерить, мой брат и его жена - петь песни под гитару, сестра и ее муж - куролесить на природе - кружиться, взявшись за руки, прыгать или танцевать);
- трамвайные билеты, приглашения на выставки, театральные программки, конфетные фантики (эти малюсенькие фотографии всегда можно приложить к фотоотчету о каком-либо событии).
- репортажные фотографии, где никто не смотрит в камеру. Этот пункт, пожалуй, для меня один из важнейших. Дети, самозабвенно играющие на площадке, кричащие, жующие, увлеченные той жизнью, которая идет там, за рамками фото.
- любимые Никитины игрушки в их делах и заботах, праздничные окна под Новый Год, испеченный им хлеб или печенье, - в общем, нашу повседневную жизнь.
Кроме собственных снимков, я собираю различные фоны, которые позволяют мне усилить, расширить или уточнить смысл основных фотографий, сделать их более яркими или просто гармонично вписать в общую картину. Фоны я собираю годами)
Чаще всего я использую:
* Природные фоны. Редко когда - панорамный пейзаж, скорее это распускающийся бутон (тема зарождающейся жизни как нельзя кстати в детских альбомах), необычная текстура дерева или отцветших растений, снежинка... Что-то такое личное, камерное, максимально приближенное.
* Панорамные пейзажи я использую обычно как фон, при наложении на него собственного снимка. Так собственный снимок становится глубже, появляется дополнительное пространство.
* Все, что ассоциируется у меня с теплом: теплые свитера, сложенные стопкой, чайник и чашечки как символ уютных семейных вечеров, варежки, дрова, женщина, которая месит тесто, объятия
* Качественные фотографии нашего города, сделанные разными фотографами. Я нахожу их в различных группах вконтакте. Это может быть заснеженный деревянный домик, необычный фонарь, улицы и дороги, по которым мы любим гулять. Часто на этом фоне - месте где мы были (колесо обозрения, набережная) - я размещаю наши фотографии крупным планом.
* Репортажные фотографии с места событий, на которых мы побывали. В прошлом году нам довелось посетить два грандиознейших для нашего города события: выставку современного искусства Street vision и открытую площадку Юнити при нашем любимом университете. Было много музыки и танцев, творчества, необычных людей, велосипедистов и скейтбордистов, лекций и, конечно же, хороших и разных фотографий. Всегда интересно наблюдать за тем, что попало тому или иному человеку в объектив, - на многое в момент праздника не обращается внимания.
* Иллюстрации любимых книг. Я балдею от Трауготов, и сын невероятно нежный на их фоне
* Картины. Я любитель абстрактной мазни, и фоны у меня соответствующие) Но на самом деле, абстракция для фотоальбомов подходит лучше всего, потому что сложно себе представить пастушков позади своего ребенка.
* Известные всему миру фотографии, максимально сгущающие мою идею. Это может быть мама, смотрящая на своего ребенка, танцующие на кухне люди и т.д., оригами.
Сейчас, когда я знаю, как сложно выуживать эти фотографии в бесконечных папках, я создала сразу новый альбом и заполняю его каждый день, фоны складываю в отдельные папки.
Как я располагаю фотографии в альбоме
Со временем я совершенно точно поняла одно: одинаково плохо смотрятся на одном развороте две фотографии на всю страницу, например, два портрета крупным планом (это попросту безынтересно) и множество фотографий, скученных вместе, например, шесть на одной странице и четыре на другой (в результате нет смыслового центра, взгляд не может ни на чем сфокусироваться).
На мой взгляд, хороши следующие вариации:
- Крупный, возможно, даже занимающий все пространство портрет ребенка на одной странице и несколько фотографий его пальчиков/ножек/глазок на другой странице, которые сделают образ ребенка особенно трогательным
- Одно фото с наиболее удачной, кульминационной, наиболее эмоциональной позой тела ребенка и несколько схожих, - такое расположение точнее всего передаст манеру поведения ребенка, присущие ему жесты и мимику
- Одна-две фотографии ребенка на фоне какого-либо пейзажа и несколько фотографий с "духом места" на соседней странице - прогулок, выставок и путешествий. Замечу, что я никогда не отдаю одному такому событию больше разворота, если, конечно, этому событию не посвящен весь альбом. Иногда соблазн велик, и мне хочется разместить побольше красивых фотографий, которым не хватило места на развороте, но я понимаю, что это затянет повествование и собьет впечатление.
- Семейный портрет на всю страницу или на большую ее часть - и коллаж из самых значимых событий года/лета/весны (первый испеченный хлеб, первая любовь, первый рисунок, встреча с Дедом Морозом)
- Результат детского творчества крупным планом - и несколько фотографий, отражающих этапы создания сего шедевра
- Мечта ребенка (например, задумчивый взгляд на уплывающий по ручейку бумажный кораблик) - и исполнение мечты (ребенок на корабле, или на море, по которому идет корабль)
- Голый и размышляющий ребенок на одном фото - и наряженный в самые диковинные наряды на нескольких других.
- Ребенок, сфотографированный в одном и том месте в разном возрасте. Может получиться довольно скучно, проиллюстрирую, как получилось у меня. На фотографиях - моя племянница на даче, за домом, у пруда. На первой фотографии она совсем малышка, на втором - совсем самостоятельная, бойкая и уже немного отдалившаяся от мамы. И ее взросление мы наблюдаем все там же, но там оно явственней, и отношения с мамой - контрастней. Немного грусти я невольно добавила, сблизив эти фотографии, хотя изначально этого не хотела.
- Становление мастерства ребенка от первых работ к нынешним. Это могут быть картины, модели самолетов или оригами - каждый ребенок в чем-то да проявляет себя.
- Фотография ребенка, замеченного за ролевой игрой, помещенная в нестандартный контекст, например, ребенок, играющий на гитаре и воображающий себя музыкантом - и аплодирующая ему публика.
И несколько фотографий из нашего альбома, жаль, цвета здесь невозможно передать, но хотя бы основную идею: