В марте Ивану исполнилось три года. «Я еще маленький и почему-то большой», - говорит он о себе. Маленький… конечно, для мамы он всегда будет маленьким, даже если ростом будет под два метра, как старший сын. Большой… Да, уже большой, уже давно сам выбирает, что надеть, куда пойти, чем заняться и что почитать.
Обычно мы читаем на ночь (мама работает, днем времени нет), но подолгу и помногу: книг пять-семь, некоторые целиком. Обычно выбор книг делим пополам: Ванюша тащит свои любимые, мама предлагает новинки и напоминает о забытых-заброшенных книжках.
И так мне стало интересно последить в этот, празднично-значимый, месяц: а что же Ваня предпочитает читать сам? А вдруг мама навязывает неинтересные или не по возрасту книжки, а Ваня просто терпит, лишь бы не нарушать традицию вечернего чтения?
Последила, поотмечала, и выводы меня обрадовали: Ваня старается разнообразить свое чтение, выбирая книги разных жанров, разных авторов, и наши с ним предпочтения совпадают.
Кому интересно, добро пожаловать под кат на наши мартовские почиталки.
Начну с азбук: их Иван выбирает нечасто, за месяц приносил всего раз шесть, хотя буквы сами по себе малыша интересуют: порой во время чтения какой-нибудь книжки перестает следить за сюжетом и начинает выискивать на странице знакомые буквы (мама, вот «И» - Иван!) или знаки (мама: вот двочеточие, и вот, и вот! Нет, солнышко, это буква «Ё»). Из этих же трех книг «Азбука превращений» пользуется большей симпатией, чем две остальные. Может лохматый акробат так занимает, а может два очаровательных дракона на букву «Д».
Книжки-гляделки мы очень любим, особенно городок Ротраут Сюзанн Бернер. У нас с Нового года уже засмотрена до дыр «Зимняя книга» и вот совсем недавно обзавелись «Летней». Но мы все же предпочитаем их читать днем: требуют концентрации внимания от обоих, а перед сном зачастую у обоих уже нет сил так активно развивать фантазию и речевой аппарат. Зато как засядем (Ваня обязательно с лупой), да как начнем рассматривать…. Тут главное не забыть про суп на плите. Особенно занятно читать сразу обе книжки, поставив их вокруг себя забором: «смотри-смотри, у Лены на кухне часы висели, помнишь?.. они решили их продать, вон, везут в тележке на рынок» и т.п.
«Рассказы в картинках» Радлова по-прежнему туго идут: лишь однажды Ваня ее принес и читали-смотрели не более 15 минут.
Сомневалась, стоит ли в список чтения включать книжки-игрушки (панорамки, книжки с выдвижными элементами и пазлами), ну да пусть будут: для Ивана они все же попадают в ритуал вечернего чтения.
Книжки про машины и технику стараюсь сама все же не читать, перепоручив эту радость папе (да, я девочка! я про зайцев и лошадок хочу!). И Ваня это уже понял, добывает их с полки только тогда, когда к нам присоединится папа (вечерний ритуал чтения исполняем оба: я начинаю, папа заканчивает). Что и сколько они читали, учету поддается с трудом, старалась на следующий день фиксировать оставшиеся от них книжные развалы.
Особой любовью, как и прежде, пользовалась книжка «На строительной площадке». Они ее тоже не столько читают, сколько рассматривают. Совершенно шедеврально папа читает картонку «На дороге» - издает разные звуки, подражая нарисованным в ней автомобилям - поэтому книжка не уходит из разряда любимых вот уже второй год.
Теперь о любимом: стихи. Мы и читать-то книги начинали со стихов, и к прозе перешли только почти год спустя. Поэтому к чтению стихов Ваня приучен, временами эстетствует: выбирает Ренату Муху или Андрея Усачева, где больше половины слов ему не понятны, но присутствует завораживающая магия звуков: «Семейство коала На дереве спало: Спал папа-коала И мама-коала…» или «В семье у знакомого Гиппопотама Есть Гиппопопапа И Гиппопомама».
А в другой день Ванюша, наоборот, выберет малышовую книжку Барто на картоне и давай вместе хором читать про плаксу-Таню или про Бычка.
Стихи Лунина тоже любим очень сильно: «Что хочется лошадке?» - наш неизменный хит уже ровно год. И не припомню такого месяца, когда бы мы ее не достали ну хотя бы раза три и не прочитали от корки до корки.
А «Песенка друзей» Михалкова - это вообще у нас ритуальная книга: ее папа читает абсолютно каждый день, всегда последней и после «мы едем, едем, едем…» всегда и без скандала выключается свет. Михалков у нас есть в разных сборниках, но регулярно читаем только эту книжку.
«Ходит солнышко по кругу» Токмаковой - это еще один хит. Читаю давно уже наизусть, прикрыв уставшие глаза. Ваня лишь требует периодически переворачивать страницы. Особенно любит в ней стихотворение про то, как мальчик один остался дома, а родители ушли в кино (хотя Ваню никогда ни на минуту не оставляли одного). Сочувствует мальчику, он там такой трогательный
«Ежик-ежка и Угу» тоже из разряда супер-книжек: на ладан дышит от регулярного прочтения. Уже давно ради него в Икее были куплены ежик и сова (перчаточная игрушка), одновременно с прочтением книжки у нас разыгрывается представление с ними. А на словах «вдруг ночные бяки-буки доберутся до ежа» Ваня подрывается и несется звать папу: «Папа, там бяки-буки, идем смотреть!».
Переходим к прозе. В марте внезапно полюбили Карлсона. Читаем очень часто, но с купюрами: адаптирую по ходу прочтения, упрощая и выкидывая длинные куски. Поэтому у нас получается каждый раз новая сказка: когда длиннее, когда короче.
«Праздник полнолуния» - безусловный хит, его в марте доставали не менее 10 раз, каждый день читая один из трех рассказиков по выбору Ванюши. Очень любим подолгу рассматривать шикарнейший форзац, а потом выискивать предметы быта в заячьем стиле в иллюстрациях на страницах книги. Остальных книг этой серии у нас нет, мне они менее приглянулись.
Финдус у нас появился только что, пока не распробовали: читали пару раз и как-то без особого энтузиазма. Может рановато.
Обезьянка Джордж пошел хорошо: читали за месяц раза три и подумываю приобрести другие книжки из этой серии.
Книжка «Про зайку» уже достала до самых печенок, жду, когда же она надоест Ване. На днях прикупила «Жил-был Сережа» Оксаны Стази, а вдруг он сможет заменить изрядно поднадоевшего зайку.
«Сказки на ночь» всем хороши, кроме эпизода с «пукающим опоссумом». Дети, конечно, такой туалетный юмор очень любят, а меня несколько коробит. Этот момент стараюсь изложить своими словами, немного напрягает. Тем не менее, за месяц их читали раза три.
«Петя и Потап» у нас тоже из разряда долгоиграющих книжек. Причем, из трех рассказиков Ваня предпочитает именно про встречу Пети и медвежонка. Да он, на самом, деле и самый остроумный из трех. К этой книжке за месяц возвращались пару раз.
Отдельно покажу классические сказки, прочитанные-перечитанные в марте. Совершенно без ума от «Гусей-лебедей», тем более мальчик в ней очень похож на нашего Иванушку. Мы даже в парк специально пошли посмотреть на лебедей: так ли они опасны и коварны, как в книжке? Парковые оказались добрее.
Остальные книжки Ваня приносил только по одному разу.
Еще несколько тоненьких книжечек, читанных и перечитанных по нескольку раз.
Ну и, наконец, книжки образовательного направления. «Учим цвета» и «Учим цифры» приносит регулярно, хотя книжки живут на книжной полке уже года полтора и учить-то особо уже нечего, все цвета выучили, цифры до 10 тоже. Просто нравятся, что поделать.
Альбом по развитию речи нам редко удается почитать, причем Ваня предпочитает в нем совсем не те страницы, которые следовало бы изучать с точки зрения логопеда: проблемы с произношением совсем других звуков. Но я же решила не настаивать в этот месяц, значит так тому и быть.
«Времена года» пошла хорошо, Ваня ее приносил несколько раз. Особенно ему нравится разворот, на котором надо правильно и по сезону одеть детей: любит пошкодить, оставив персонаж в трусах и ушанке.
Ну вот и все. Вроде бы ничего не забыла. Много ли мы прочли, мало ли? Мне кажется, что мало. Но прекрасно понимаю, что главное - не перегнуть палку, не убить радость чтения. Поэтому, пусть выбирает. А я найду, что новенького предложить J