Поговорим о раннем развитии
Гостевой редактор Наталья, день третий:
Немного разобравшись со здоровьем (сразу скажу, что я ярый фанат Комаровского), я окунулась в мир развивающих методик и практически перестала спать))
Монтессори, Железновы, Никитины, Доман, Шичида и еще куча незнакомых фамилий мелькало перед глазами и все при полном соблюдении методик обещали в результате гениальных детей. А еще нужно успевать читать книги, играть, общаться и при этом всём стараться быть счастливыми всей семьей. Сначала было легкое головокружение, затем желание скупить всё, нанеся непоправимый ущерб семейному бюджету, затем было желание бросить всё и довериться природе. Истина, для меня лично, оказалась где-то посередине. Сейчас, оглядываясь назад, я готова подтвердить, что делала всё правильно и достаточно для развития (а может даже многовато).
Для себя, а точнее для Лады, я выбрала несколько сфер для развития, которыми мы регулярно занимались, но главным показателем для меня стало - счастливое лицо моей малышки! Я поняла главную истину - ребенок сам выберет то, что ему необходимо на определенном этапе развития. Задача родителей быстро среагировать. Конечно базу усидчивости, интерес к занятиям и развитие простейших навыком мышления мы закладываем до 2-2.5 лет, а потом ребенок из всего САМ выберет интересующие его области. Это не отменяет существование примерного плана развития на ближайшее время, который я пересматриваю раз в полгода.
В первый год дочка мало спала, много плакала и постоянно требовала новых впечатлений и предметов на зуб, постоянно сидела на ручках. Значит, мы надували шарики, развешивали яркие крупные картинки по всей квартире, всё трогали и грызли, слушали Железновых, я сама делала простые движения, делали игровой массаж с потешками и пестушками.
После года начали изучать цвета в игре, осваивали простенькие лото, разрабатывали пальчики в играх и занятиях, танцевали и много читали. К 1.5 годам в занятия на постоянной основе добавились занятия на основы мышления, сопоставление, счет, цветовосприятие по оттенкам, занятия на развитие моторки , пальчиковые игры, развитие речи и снова много читали.
В возрасте от 1.5 до 2.5, когда ребенок требует не только хлеба, но и зрелищ мне очень нравился подход тематических недель. О нем напишу отдельно в следующем посте.
После 2.5 Лада стала уже сама играть очень разнообразно, и выбирать себе занятия по интересам, мне оставалось только давать ей интересующую её информацию или развивать сюжет в уже придуманной ею игре. Тут активно в ход пошли энциклопедии, а от тематических недель мы постепенно отказались.
Если обобщить все наши занятия по модным ныне разделам, то в основе всё выглядело так:
Занятия Монтессори - дочка активно помогает в домашних делах, я поощряю и многое уже вошло в привычку. У нас много разного вида пинцетов и мерных ложечек, всем эти дочка любит играть с крупами, камнями, шариками-марблс и прочими мелочами. В ванной целый комплект по играм с водой, тут и стаканчики, шприц, пулевиризатор, груша, пипетки.
Занятия музыкой - фоном слушаем классику, детский хор, русские народные песни и многое другое. Играем и балуемся на синтезаторе. Иногда играю только я, Лада слушает и занимается своими делами.
Развитие речи - тут конечно я скупила все имеющиеся пособия и книги по развитию, но я твердо убеждена, что основой является речь родителей и книги! Читайте сами, читайте детям, не старайтесь выражаться детским языком, поверьте, дети умнее, чем мы думаем. Еще один мощный элемент стимулирования речи - театр. Домашний театр в любом его проявлении доставит массу удовольствия как взрослым, так и детям, перетекает в сюжетно-ролевые, а в последствии в самостоятельные игры.
Занятия по методике Шичида понравились нам с дочкой практически сразу, хотя полноценные занятия по 40-50 минут мы уже не проводим, но кусочки из этой методики присутствуют в нашей жизни каждый день. Это, к примеру, тренировка памяти всеми способами, игры на развитие обоняния, осязания, зрения, чтение и английский язык. О нем как раз я и расскажу подобнее завтра.
Развитие мышления. Разговаривать, разговаривать и еще раз разговаривать. Отвечать на бесконечные вопросы ребенка и задавать их самим! Как ты думаешь? Как ты считаешь? Если ли выход? Как сделать так… ? Теперь это модно называть ТРИЗ методикой, ну а во времена моего детства это было самое любимое занятие у нас с бабушкой, кроме шахмат))
Физическое развитие - бассейн, танцы, спорткомплекс, велосипед, ролики, коньки. Думаю тут я не оригинальна)
Занятия по пособиям были также на регулярной основе, сейчас же они у нас используются по остаточному принципу: в поезде, в машине, заболели или просто плохая погода на улице - дочка сама о них вспоминает и просит "занималочки", значит достали и позанимались. Это как правидл 1-2 раза в неделю. При обычном течении жизни я специально их не предлагаю. То же самое относится и к другим печатным заданиям. Иногда Лада просит повырезать , иногда хочется лабиринты, иногда пописать буквы и цифры.