Ольга
9 лет
Раннее обучение чтению. Наш опыт и результаты спустя 17 лет :)
Когда Филе стукнуло 8 месяцев, я вдруг вспомнила, что начала учить старшего сына буквам в 9 месяцев ))) И подумала: "Ой! Он же мааааленький! Зачем все это? Пусть играет!"
Сразу скажу про раннее развитие. Я считаю, нужно заниматься с ребенком тем, что ему интересно. Если для него это игра - почему нет? А для него в маленьком возрасте очень многое - игра. Информацию об окружающем мире дети усваивают феноменально, это врожденная способность. Поэтому можно ее давать обо всем и смотреть за реакцией. Интересно? Играет? Продолжаем! Нет? Убираем. Но грузить чем-то вопреки интересам ребенка - не нужно и вредно. Ну и я не скрывала от него, что вот это - параллелограмм, а это - трицератопс, например ))) Как-то так вкратце )
Методику спустя много лет нашла здесь же, на бэбиблоге )
Например, Антон у нас очень любил всякие логические игры и задания, конечно, все это покупалось в больших количествах. Одно время любимыми книжками были энциклопедии - значит они и дарились. Специальных занятий дома мы не проводили, просто окружали его играми, книгами и пособиями, которые помогали ему развиваться. Выбирали игрушки с опережением по возрасту - все это шло на ура.
Теперь о результатах. В садике сын прошел отбор в группу "Одаренный ребенок" (набирали одну группу из детей всего района). По конкурсу поступил в лицей (400 человек на 60 мест). В первом классе они за год прошли программу 1 и 2 класса (то есть в начальной школе учились 3 года). Уроки всегда делал сам, все давалось легко. У них регулярно измеряли уровень IQ, помню, что в 10 лет у него было 124 балла, в 13 - 140 баллов. Ну и в этом году сдал ЕГЭ и поступил на бюджет в университет.
Что это - врожденные способности или результат раннего развития? Сказать наверняка сложно, конечно, но явно занятия не пошли во вред )
А теперь про буковки, раз уж я с Филей задалась этим вопросом. Когда Антону было 9 месяцев, мне в журнале попалась методика обучения детей раннего возраста чтению. Смысл ее в том, что нужно развешивать буковки по квартире (постепенно), ребенок раннего возраста запоминает их очень быстро (методика в конце поста). Я тогда, помню, еще подумала, что 9 месяцев - поздновато, потому что в журнале предлагалось с 3-х )))
Но буковки нарисовала, развесила. Ну и показывала в течение дня иногда, называла. Это просто была игра, без принуждения. В 1 год и 2 месяца он их все знал, показывал (хотя еще не говорил). Где-то года в 2 начал складывать слоги.
Ан нет, он мне дал понять, что все это глупости, и ему неинтересно. Ну и все, я отстала, эту тему мы закрыли.
Как думаете, зря все было? В 5 лет пошли записываться в центр подготовки к школе (тогда все было очень серьезно, дети проходили тестирование в 1 класс, нужно было уметь читать). В центре нас спросили, читает сын или нет. Я сказала, что затрудняюсь с ответом, потому что буквы знает, но не читает. Записали в подготовительную группу. Он пришел с первого занятия, взял книжку и стал читать :)
Вот и получается, что мы не учили ребенка читать, просто у него в нужном возрасте полученные ранее знания сложили в мозаику.
К слову, читать он очень любил класса до 6-7, книга была лучшим подарком. Потом перешел на всякие компьютерные журналы, правда. Но у него то, что называют "врожденной грамотностью". То есть он всегда пишет правильно, а это результат чтения как раз.
Так вот, вспомнила я это все и нарисовала Филе буковки )) Уже развесила первые. Кстати, они ему очень нравятся, с большим энтузиазмом тычет в них пальчиком. А, О, и У уже показывает ) Ему же нет разницы, что запоминать. Вот это - корова, а вот это - У. Все интересно! :)
Еще в дополнение сшила фетровые буковки, их он обожает муслякать )) Так что попробуем, остановиться-то всегда можно.
Если вам тоже нужны буквы, просто скачайте файл (я напечатала в центре оперативной полиграфии и заламинировала).
Буквы из фетра шью потихонечку. Это несложно, мастер-класс здесь. Ниже методика. Мы использовали, как я уже писала, только последовательность вывешивания букв. Ну и цвет тоже. Потом остановились.
Методику спустя много лет нашла здесь же, на бэбиблоге )
Обучение ребенка чтению с 3-х месячного возраста...
От цвета к букве, от буквы к слову
Нужно ли учить читать ребенка до школы? Когда лучше начинать обучение? Справится ли с нагрузкой неокрепшая нервная система малыша? Нужны ли вам лишние заботы? А для чего тогда нужна школа? Как помочь ребенку вырасти умным и способным?
К сожалению, наше сумасшедшее время ускоряет все процессы (в том числе и процесс обучения), хотя в большинстве случаев совершенно неоправданно. Более того, нынешнее увлечение "элитным" образованием в виде лицеев, гимназий, колледжей и академий по большей части оборачивается лишь несоразмерным увеличением нагрузки.
Парадокс заключается в том, что зачастую интенсивное обучение начинается, когда фантастические способности ребенка УСВАИВАТЬ НОВОЕ начинают угасать. Подумайте - когда малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий? С 2-3 месяцев до 5-6 лет! Так почему же мы не используем или используем недостаточно эффективно это удивительное время и потрясающие возможности наших детей?! Чаще всего по незнанию и из боязни что-то сделать не так.
Могу предложить несложный, но довольно эффективный способ обучения ребенка буквам и чтению с 3-месячного возраста. Попробуйте! Эта методика получила условное название "словесного" чтения и основана на установлении прямой зрительной связи предмета и слова.
Было бы ошибочным полагать, что первые месяцы после рождения ребенка заполнены только инстинктивными устремлениями: еда, сон и т.д. На Западе давно уже введены развивающие курсы для грудничков: ребенку в быстром темпе показывают шедевры мировой живописи, изображения великих ученых, даже формулы, обязательно произнося при этом фамилии и названия.
У нас эта методика никак не приживается, видимо, потому, что специально этим должен заниматься детский психолог, а подобные должности есть далеко не во всех поликлиниках и детских садах (слава Богу, в школах в штатном расписании нашлось для него место!). В принципе этим может заниматься каждая мама - было бы желание, - много времени вся процедура показа картинок не отнимает (10 минут в день).
В этом же ряду находится и алфавит того языка, который будет родным для вашего ребенка. Начните с того, что наклейте картинку с алфавитом на внутреннюю часть спинки детской кроватки так, чтобы растущий малыш не смог его оторвать (лучше всего прозрачным "скотчем" - так вы сможете использовать картинку еще несколько раз, перевешивая из кроватки на стену в детской комнате). С того момента, как ребенок начнет держать голову, вы будете выкладывать его на животик и он будет пытаться сфокусировать взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование. Поддерживайте его интерес, называйте буквы, предметы, изображенные на картинках, обращайте его внимание на картинку!
С 6 месяцев начинается ВТОРОЙ ЭТАП знакомства с буквами. Сделайте карточки из плотной бумаги или картона размером приблизительно 10 х 12 см и напишите на них печатные буквы: А, О, У, Э, Ы. Лучше всего, если вы раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А - в красный, О - в желтый, У - в смесь синего и зеленого, Ы - в коричневый, Э - в смесь желтого и зеленого.
Цвета эти непроизвольны! По данным экспериментов психолингвистов (А.П.Журавлев, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Л.П.Прокофьева), именно ЭТИ цвета ассоциативно связаны с ЭТИМИ "звукобуквами" (ЗБ) русского языка. Каждая звукобуква в любом языке имеет свою цветовую "визитную карточку", и во многих языках она четко определена. Подобные "визитки" выявлены и для русского языка.
Карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название которого начинается с этой буквы: О - окно, У - угол и т.д. Если не получается найти предмет (Ы - ?), просто повесьте карточку на видное место. Каждый день подносите (подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: "Это окно - буква О" и т.п. ЧИТАЙТЕ ЗВУК, А НЕ НАЗВАНИЕ БУКВЫ!
С 9-10 месяцев берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при этом звук. Если будет возможность, сделайте жесткий вариант данных букв (из некрашеного дерева, пищевой пластмассы, из донышка пластиковых крышек и т.п.), давайте играть ребенку, пробовать "на зуб" и т.д., можно подключить к процессу восприятия и вкусовые ощущения.
Сейчас в продаже есть печенье "Азбука" в виде букв. Сколько веселья доставляет ребенку тот факт, что знакомую буковку можно еще и съесть! Таким образом, мы используем и зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения одной цели - усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: "Это какая буква? Где буква А? Это окно, значит, буква..." и т.д. и т.п.
Сначала ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке, потом, с началом развития речи, будет произносить звуки. Обратите внимание: первыми запомнятся нейотированные гласные - самые открытые и, следовательно, легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв и звуков шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит длительный и устойчивый интерес к обучению.
ТРЕТИЙ ЭТАП начинается, когда первые 5 букв усвоены (от 1 года до 1,5 года, а может быть, и дольше, в зависимости от речевых умений), добавьте остальные (йотированные) гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Раскрасьте их в следующие цвета: Я - в красный, Ю - в смесь синего и красного, Е и Ё - в зеленый, И - в синий. Аналогично 2-му этапу развесьте карточки по квартире. ПОМНИТЕ: СВЯЗЬ С ПРЕДМЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Если ваш ребенок "молчун-философ" и не говорит до 2-2,5 года, но безошибочно показывает буквы по вашей просьбе (или по крайней мере с удовольствием ими занимается), не останавливайтесь на 2-м этапе, а переходите к следующему. Скоро количество плавно перейдет в качество и, начав говорить, он легко назовет уже знакомые буквы.
К ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ переходите, когда усвоены все гласные. Следующими будут сонорные согласные Р, Л, М, Н, близкие к гласным и поэтому легкие для произношения. Р раскрасьте в красный цвет, Л - в смесь красного, желтого и синего (смело смешайте краски на палитре!), М - в красный, Н - в голубой.
ПЯТЫЙ ЭТАП скорее всего наступит гораздо быстрее, чем предыдущие, - скажется навык усвоения звуков и букв. Это будут звонкие согласные, окрашенные: Б - в белый, В, Г - в синий, Д - в черно-белый (серый), Ж - в желтый, З - в зеленый цвета.
ШЕСТОЙ ЭТАП - глухие согласные и Й, Ь, Ъ. Раскрасьте К в красный цвет, П, Х, Ш, Щ - в черно-белый, С - в синий, Ц - в желтый, Ч - в черный, Й - в синий, Ъ - в белый, Ь - в синий.
Обычно процесс изучения букв длится от 2 до 3 лет. Одновременно с этим должна идти постоянная работа по развитию речи, мышления, памяти, образного мышления, т.е. по общему развитию ребенка.
СЕДЬМОЙ ЭТАП можно совместить с 6-м или даже с 5-м. Выполняйте следующие упражнения (желательно систематически - это даст необходимый навык): найти заданную букву в слове или небольшом произвольном наборе букв (не больше 5-6); раскрасить фломастером или карандашом знакомую букву, нарисованную полным контуром (если ребенку еще это не под силу - пусть просто произвольно штрихует цветным карандашом); найти клавишу с заданной буквой на клавиатуре компьютера или пишущей машинки; найти заданную букву в большом отрезке текста (до 14-15 слов). Буквы обязательно должны быть крупными; учить связывать буквы в слова. При этом ни в коем случае НЕ НАЗЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО БУКВЫ (М-А-МА).
ВОСЬМОЙ ЭТАП - собственно "словесный". Сделать 2-3 карточки с односложными словами, называющими предметы домашнего обихода (СТУЛ, СТОЛ и т.п.). Прикрепить их к соответствующим предметам. Покажите ребенку предмет, затем надпись, назовите предмет. Постоянно спрашивайте: "Что здесь написано?"
Поначалу ребенок будет ориентироваться на предмет, а не на надпись, но постепенно установится и обратная связь - от слова к предмету. Просите ребенка назвать все буквы, из которых состоит слово. Теперь он понимает, что из букв строятся слова, а слова называют предметы, которые его окружают. Четвертое слово можно добавить уже через 2-3 дня, постепенно (по одному) прибавляя новые и новые слова, усложняя их структуру (СТЕНА, ДВЕРЬ, ОКНО).
Можно даже поиграть с карточками - прикрепить на папу ПАПА, на маму МАМА и т.д., потом незаметно поменять надписи - пусть ребенок сам заметит "ошибку" и исправит ее. Очень важно не переборщить с количеством слов. Не торопитесь быстро увеличивать их количество. Пусть ребенок утром "обходит владенья свои" и ищет, что же появилось нового?!
Время от времени устраивайте "ночные ураганы". Расскажите ребенку, что ночью прилетел ветер-забияка, который сорвал все таблички со своих мест и свалил в кучу посередине комнаты. Предложите ребенку вернуть все слова на свои места. Вот тут вы и увидите, как незаметно для вас сын или дочь начали "читать" знакомые слова.
Поначалу зрительная память будет помогать, но вы устроите еще один вариант "урагана", когда таблички будут не сорваны, а перепутаны - развешаны не по своим местам. И здесь уже заработает та самая обратная связь, о которой говорилось выше.
Сделайте особые книжки-картинки, где рисунок однороден, т.е. возможно обозначение нарисованного одним словом - ГРИБ, ТЫКВА, ДОМ и т.п. В этих книжках сделайте крупные подписи и, рассматривая их, читайте слово. Просите ребенка прочитать книжку от начала до конца. Развивайте его фантазию - пусть он сочинит что-нибудь про предмет, изображенный на картинке. Еще лучше, если вы вместе придумаете какую-нибудь интересную сказку.
ДЕВЯТЫЙ ЭТАП. Начинайте читать с ребенком отдельные слова. Сначала вы читаете слово, затем ребенок называет буквы, из которых оно состоит, затем сам читает. Слова должны состоять из одного слога. Сделайте таблички, распределив слова по группам в зависимости от количества слогов. Например: НОС, РОТ, ДОМ, ЗУБ, ДЫМ, БОК.