Шахматные зарисовки
ЦБИ, шахматы, лыжи, прочий спортС этого полугодия у мальчиков в расписании появился игровой день в шахматах: занятия, на которое они приходят только играть (под присмотром тренеров), со всех групп филиала.
Водить начала недавно, всего на два последних занятия, и очень довольна увиденным: наконец-то можно посмотреть, как они играют не между собой, а с другими соперниками - игровые занятия проводятся в большом помещении, при открытых дверях, и родителям можно подглядывать... Ой я такого насмотрелась, кое-что добавила в копилочку характеров Мити и Серёжи...
Мальчикам подбирают соперников примерно равных им по силе - четырёхлеток не так много, и у Мити "выбор" небольшой. Пока всё выигрывает у них. Причём я не скажу, что играет намного лучше, скорее, просто уверенней. Что мне в Митьке нравится - он легко относится к проигрышу, именно в шахматах (когда рубимся в "Зверобуквы", например, если у Серёги скопилось больше карточек - это ж такая обида, до слёз, то же самое с "ходилками"...) Думаю, здесь помогли домашние шахматные битвы с Серёжей - привык проигрывать :-))) И потому ему особенно нравятся игровые дни - самооценка поднимается.
Уверенность, наверное, тоже отчасти из-за "непрошибаемого" характера, отчасти из-за тренировок с Серёжей. Первые три минуты Митя "втягивается" в игру, осторожничает, потом, особенно если удачно съел какую-нибудь тяжёлую фигуру соперника, начинает сам быстрее ходить и ещё командовать: "Быстрее, время-то идёт!" В общем, на месте Дани и Руслана я бы уже как минимум пожаловалась судье "соревнований", а то и швырнула бы фигуры на пол (это стиль Серёжи, я про него позже напишу...)
Если партия длится дольше 10 минут - тушите свет. Оба четырёхлетних начинают совершать ляп на ляпе и перестают поправлять друг друга. Мите ещё обязательно надо посмотреть, как там Серёжа играет.
Но я в общем и целом Митей довольна. В ноябре казалось, что зря ребёнка мучаю, что постичь, как ходит конь - это вне Митиного разума... А сейчас уже так вполне себе прилично играет, невозможные ходы, конечно, встречаются, но не так часто, как в первом полугодии. Начал понимать ценность фигур. Руки "дисциплинировались".: раньшемог одной рукой делать ход, а второй поправлять другую фигуру, или оставлял руку на фигуре слишком долго, так что сопернику было непонятно, завершил ход или нет. Сейчас руки уже "знают своё место".
Из явных минусов: плохо видит длинные диагонали, через всю доску, часто ошибается с клеткой. Очень спешит, особенно во второй половине партии. Отвлекается. Плохо выполняет правило "дотронулся до фигуры - ходи". Пока это сходит ему с рук, но на соревнованиях так дело не пойдёт... Впрочем, до них ещё дорасти надо. Любит отпускать короля "погулять": я вообще офигеваю иногда - половина фигур,в том числе и ферзь стоят на своих местах, а король уже на половине соперника что-то делает. "Моя любимя фигура - король", -говорит Митя.
Серёжа. У него выбор соперников велик, и уровень мне оценить сложно. Кажется, где-то в серединке, не самых слабых ему дают, но и с сильными сажают редко. Здесь уже ребята со своими задумками к игре подходят, Серёжа мне тоже начинает иногда рассказывать, какие ходы придумал, чтобы съесть какую-то фигуру... Радует и то, что после занятия может мне рассказать "отрывок" из партии: "Я пешку на одно поле передвинул, а соперник слона рядом поставил, а я то... а он сё... А я раз - и съел его!"
В начале партии, особенно с ребятами из других групп (пока незнакомыми) делает много ошибок. Такое впечатление, что "играет" по какому-то придуманному им самим плану, невзирая на то, что творит соперник. Вероятно, тоже сказываются игры с Митей - Серёге они во вред. После нескольких глупых "зевков" (иногда хватает и одного) сосредотачивается, и середина партии уже без явных глупостей с его стороны. В это же время начинает контактировать с соперниками: отпускает какие-то шуточки, приговорочки, но бдительности не теряет. Впрочем, если партнёр не разговорчив, то и Серёжа молчаливее. Концовка партии зависит от того, на чьей стороне перевес - если на Серёжиной, то играет внимательно, если явно на стороне соперника - утрачивает интерес. Рядом оказывается и Митина доска, и нос с козявками, и кеды, которые снимаются, и их надо поднимать... При всём при этом даже при явном своём перевесе никуда не торопится. В прошлый раз была партия, где у Серёжи оставалось несколько фигур (в том числе ферзь) и две пешки, у соперника - одна лёгкая фигура... Серёжа провёл одну пешку в ферзи. Съел фигуру соперника. Казалось, всё теперь, ставь мат - и свободен. Нет, Серёжа тащит через всю доску свою последнюю пешку, чтобы превратить её в третьего ферзя. Угадайте, чем партия закончилась? Правильно, ничьей: три ферзя умудрились загнать одинокого короля в пат. Тренер долго распиналась потом про жадность. А я думаю, большую роль сыграло Серёжины любопытство и дотошность. Было бы восемь пешек, все бы восемь провёл в ферзи. Это интереснее и легче, чем ставить мат :-)))
На слово Серёжа не верит. Пытался поставить мат одним слоном. Пока сам не убедился - не отстал.
Стал спокойнее, чем раньше, относится к проигрышам. Но всё равно настроение падает. Полгода назад, правда, от обиды он мог швырнуть на пол фигуры, сейчас уже стал сдержаннее.
Любит играть белыми. Любимую фигуру забыла :-) То ли ферзь, то ли ладья. Завтра спрошу. В отличие от Мити, никак в игре любимчиков не выделяет. Конь ему не нравится.
Из неигрового: Серёжа очень не любит выполнять домашнее задание. если задано много - начинает торговаться: "Я сделаю первую страничку, вторую не буду". Ещё хуже относится к работам над ошибками - проверенные задания выдают с плюсами и минусами, надо исправить ошибки. "Не буду! Я это уже делал!" - "Ну видишь, пять заданий правильно, а в шестом ошибся". - "Ну и что! переделывать не буду, я сделал это один раз - и всё" Да, отчасти из-за такого отношения к домашним заданиям я захотела оставить его ещё на годик в садике, на фига мне такое счастье каждый день уговаривать ребёнка подготовиться к урокам...