Трехступенчатый урок в Монтессори-методе
Метод трехступенчатого урока используют в Монтессори-классах, но можно успешно реализовать и дома в играх или занятиях с ребенком. Я довольно часто использую этот приём, чтобы мои дети запомнили новые понятия, расширили свой словарный запас (как пассивный, так и активный).
Итак, для урока выбирают не более 3 новых понятий сразу (среди них до 2 могут быть и знакомые ребенку). Сам урок длится не более 5 минут.
Я пыталась сделать видео для иллюстрации, но как только включала свой телефон в режим видео-записи, Марка переставали интересовать фигурки животных, а все внимание сосредотачивалось на айфоне. Поэтому синем и курсивом будет пример, но только лишь описанный словами.
Итак, я показала Маркуше (2г.7м.) три фигурки животных - жирафа, льва и кенгуру. За утренними занятиями по пособиям стало понятно, что он не знает про кенгуру. Понятия "Жираф" и "Лев" есть как в пассивном, так и в активном словарном запасе Марка.
Первая ступень урока.
Знакомство ребенка с понятиями, задействуя все возможные органы чувств (трогать, ощупывать, обводить пальцем, рассматривать). Назвать понятие (четко, слегка с расстановкой).
Вводить можно разные понятия, например:
- геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) и объемные тела (куб, шар, пирамида);
- названия животных, растений, минералов и прочие объекты из живой и неживой природы;
- названия цветов (красный, синий, желтый и пр.);
- буквы, цифры;
- и прочее.
Понятия вводятся на фигурках, карточках и тому подобном материале.
В нашем примере Марк сначала рассмотрел любимого жирафа, отметили длинную шею и рожки; потом немного внимание перешло на льва и его зубы и, наконец, очередь дошла до кенгуру. Кенгуру может прыгать благодаря сильным ногам ("прыг-прыг" - кенгуру руками Марка сразу запрыгал по столу). И, разумеется, все остальное внимание досталось малышу-кенгуренку в сумке мамы-кенгуру.
Вторая ступень урока
Перевод понятия в пассивный словарный запас. Иначе говоря, взрослый называет понятие, а ребенок его находит. Обычно эту ступень можно весело обыграть разными способами, а не только "покажи это". Например:
- Возьми жирафа!
- Спрячь кенгуру!
- Найди льва! (а сами предварительно убираем фигурку под руку, стол и т.п.)
- Как кенгуру прыгает?
Эта ступень важная, обычно она и самая длинная по времени.
Третья ступень урока
Очевидно, это перевод понятия уже и в активный словарный запас. Теперь все наоборот, уже сам ребенок называет понятие, а взрослый задает вопрос:
- Кто это?
- Что я взяла?
Вот и все! Но я еще напишу конспект из главы "Как давать урок" в книге Марии Монтессори "Метод научной педагогики. Дом ребенка" (с моими комментариями):
Качества индивидуальных уроков:
1. Краткость и простота урока. Мария Монтессори, цитируя Данте, наставляет - "Веди счет словам твоим".
"Чем старательнее мы исключаем ненужные слова, тем полнее наш урок. Готовясь к уроку, наставница должна тщательно взвешивать и учитывать каждое слово".
Это не так просто, как кажется!
В моем примере, я говорила следующее (во время соответствующего действия или сосредоточения внимания Марка): "Смотри сюда. Это жираф. У него длинная шея. И рожки. Это лев. У него острые зубы. Это кенгуру. У кенгуру сильные ноги, и кенгуру умеет прыгать. В сумке мамы-кенгуру сидит малыш-кенгуру".
И я не уверенна, что не сказала слишком много слов. Иногда рекомендуют говорить ТОЛЬКО понятия. Например, "Это жираф. Это лев. Это кенгуру". Но, на мой взгляд, я не так уж и не права, описывая словами интерес ребенка, соблюдая принцип свободы.
2. Принцип свободы ребенка и наблюдения со стороны обучающего взрослого
Взрослый во время урока должен наблюдать, интересуется ли ребенок, как долго и пр. (В том числе по выражению лица). И именно этим и руководствоваться.
"Если наставница заставит ребенка выполнить какое-либо неестественное усилие, то она не сможет узнать, в чем состоит его самостоятельная деятельность".
Именно поэтому я внимательно смотрела, как рассматривает Марк фигурки животных, на что обращает внимание.
Кстати, тут же отмечу (хотя, на мой взгляд, это очевидно), если ребенок убегает и не желает слушать урок, то приковывать его к месту и нудно проходить все три этапа не нужно.
3. Если ребенок не понят и не воспринят ребенком, то нельзя настаивать на повторении урока.
4. И тем более нельзя давать чувствовать ребенку, что он сделал ошибку или не понимает изложенного.
Тут лучше всего просто цитатой (а заодно уж актуальный на все времена пример, как ребенку предлагается запомнить названия цветов):
"Положим, нставница желает научить ребенка различать два цвета - красный и синий. Она обращает его внимание на предмет и говорит: "Смотри сюда". Потом, чтобы научить его распознавать цвета, она, показав ему красный предмет, произносит: "Это красный", при этом она слегка возвышает голос и слово "красный" произносит с расстановкой и отчетливо. Показав ему другой цвет, она говорит: "Это синий". Проверяя, хорошо ли понял ребенок, она говорит ему: "Дай мне красный. Дай мне синий". Теперь представим себе, что ребенок в последнем случае делает ошибку. Наставница не повторяет и не настаивает. Она улыбнется, приласкает ребенка и уберет цветные таблички.
(В данном случае, речь идет о таком монтессори-материале, как "цветные таблички")
Надеюсь, этот пост будет вам полезен. Я его написала исходя из своего опыта, опираясь на книгу Марии Монтессори "Метод научной педагогики. Дом ребенка" и на лекции с учебы в Ассоциации монтессори-педагогов России (АМПР).