Укачивания: традиция, подсказанная природой
Материнство
Мерно покачивающаяся колыбель ассоциируется у нас со спокойствием и умиротворением. Каждая мама знает, что лучший способ успокоить малыша - это взять на руки и покачать. Мы делаем это интуитивно, угадывая по поведению ребёнка, что именно этого он от нас ожидает. Из века в век каждая мать использует этот метод, чтобы успокоить и убаюкать своего малыша. И хотя в наше просвещённое время существуют специалисты, призывающие отказаться от укачивания (чтобы не приучать к такому порядку засыпания или ещё по каким-то причинам), ничто не может прервать эту традицию, потому что она биологически оправдана и естественна.

Почему малышу так нравится процесс укачивания? Наиболее очевидные причины - он чувствует тепло мамы, её запах, привычные звуки - шум её дыхания и стук сердца. Но есть и другие, которые связаны с потребностями нервной системы ребёнка, а именно, систем тактильной и кинестетической чувствительности, а также вестибулярного аппарата. Остановимся подробнее на последнем.
Экскурс в анатомию
Чтобы ответить на вопрос, почему такое благотворное действие оказывает раскачивание, нужно обраться к нейроанатомии, в частности, рассмотреть работу вестибулярной системы, ведь именно она задействуется при движении. Рецепторы вестибулярной системы расположены во внутреннем ухе, их два типа: первые чувствительны к силе тяжести, вторые дают нам ощущения ускорения или замедления. Работая в совокупности с другими органами чувств, они обеспечивают нас полной информацией о том, какое положение в пространстве занимает наше тело, с какой скоростью и в каком направлении мы движемся.
Для человека вестибулярная система имеет особое значение и испытывает высокую нагрузку в связи с прямохождением и необходимостью сохранять вертикальное положение. Чтобы легко двигаться, необходима слаженная система всех органов и большой опыт, позволяющий центральной нервной системе быстро интерпретировать данные от вестибулярных рецепторов и других органов чувств, обрабатывать, принимать решения и давать команду мышцам.
Чтобы наработать такой опыт, необходимо много времени, и потому развитие вестибулярной системы начинается очень рано. По данным, которые приводит французский врач профессор Альфред Томатис, она начинает работать на 21-й день после зачатия. По другим сведениям, это происходит во втором триместре беременности. В любом случае, это, наверное, наиболее «опытный» орган чувств на момент рождения.
Опыт до рождения
Чтобы развиваться, любая система нуждается в стимулах, их отсутствие может привести к полной потере чувствительности. Вестибулярные рецепторы получают свою первую «пищу» очень рано - ещё в материнской утробе они «учатся», определяя положение плода, реагируя на движения, которые обеспечивает мама своей деятельностью. Даже когда она находится в неподвижности, на ребёнка воздействует биение сердца, дыхание, работа её внутренних органов. Но ребёнок непассивен, он и сам двигается - ещё до того, как мама начинает чувствовать его шевеления, он уже переворачивается, сгибается, потягивается и совершает другие движения.
Таким образом, вестибулярная система «тренируется» много месяцев до момента появления ребёнка на свет. Но, конечно, с рождением ребёнок получает уже совсем другие ощущения и другие нагрузки. Автор книги «Сенсорная интеграция в диалоге» Улла Кислинг сравнивает это с теми ощущениями, которые испытывает человек, покинувший корабль: уже ступив на твёрдую землю, он никак не может почувствовать себя в безопасности и ему кажется, что земля качается под ногами.
После рождения
Новорождённый может кричать по многим причинам - голод, боль, неприятные ощущения от мокрой пелёнки, желание вернуть ушедшую маму, но ещё одной важной причиной, по мнению терапевта и автора книги о сенсорной интеграции Уллы Кислинг, является потребность в «пище» для вестибулярной системы. Учёные проводили опыты, в которых с помощью специальной установки в момент плача менялось положение ребёнка, в результате оказалось, что зачастую этого достаточно, чтобы успокоить малыша (без присутствия взрослого). Это подтверждает, что природа диктует детям необходимость искать новые ощущения, в частности, вестибулярные. И это имеет большое значение, ведь впереди у них сложная дорога на пути к прямохождению.
Человеческий детёныш рождается до того, как он готов к самостоятельной жизни, и для развития он нуждается в помощи мамы. Только заботящиеся о нём взрослые могут обеспечить его органы чувств необходимой нагрузкой, нужной для развития нервной системы. Без этого невозможно полное и правильное созревание и организация мозга.
Исследования показывают, что те дети, которых много носили в перевязи (слинге), быстрее начинают ходить. Происходит это благодаря тому, что им приходится подстраиваться под ритм маминого движения и тем самым тренировать свою координацию и мышечную силу.
Об этом стоит помнить, когда вам говорят о том, что ребёнка не следует «приучать к рукам». От природы дети не готовы проводить большую часть времени лёжа в кроватке, их нервной системе нужны нагрузки в виде прикосновений и движения. Можно сравнить это с чувством голода, но не по обычной еде, а по «пище» для органов чувств и нервной системы. Позднее, когда мышцы достаточно окрепнут для самостоятельного движения, именно этот голод будет заставлять ребёнка постоянно искать новых ощущений, залазить всюду, куда только можно.

Стоит упомянуть и об ещё одной ушедшей в прошлое традиции - укачиванию ребёнка в подвесной люльке. В 80-е годы прошлого века в НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН были проведены наблюдения за развитием двух групп детей: одних укладывали в кроватке, других - в подвесной люльке. Вторые лучше спали и меньше плакали, у них быстрее уходила мышечная судорожность и напряженность, на 2-3 месяца раньше в сравнении с первой группой появилось гуление и начала развиваться речь и т.д. Разница была видна даже в отсроченном периоде. Эффект этот, по-видимому, объясняется тем, что в процессе качания ребёнок испытывает разнообразные воздействия, обеспечиваемые гравитацией (от моментов невесомости и до моментов с наиболее сильным воздействием гравитации).
Прикосновения и движения
Другие органы чувств, которые в той или иной степени успешно действуют на момент рождения и нуждаются в стимулах для дальнейшего развития, обеспечивают кинестатическую и тактильную чувствительность.
Чтобы эффективно пользоваться возможностями своего тела нам необходима кинестатическая информация, которая поступает от мышц, суставов и сухожилий. Обрабатывая её, мозг получает представление о том, в каком положении находится та или иная часть тела и какую команду нужно дать мышцам, чтобы добиться определённой цели. Опыт позволяет делать это практически бессознательно.
Первую информацию ребёнок получает в утробе матери, уже на ранних сроках он ощущает сопротивление околоплодных вод, а после четырёх месяцев соприкасается со стенками матки, отталкивается от них и тем самым получает опыт восприятия давления. Большое значение имеет и столь любимое сосание пальца, которым дети занимаются ещё до рождения. По мере роста давление становится обширнее, ощущения разнообразнее, ребёнок готовится к новой нагрузке, которую получает при рождении, протискиваясь через шейку матки.

Привыкнув к определённой кинестатической информации, которую ребёнок получал в утробе матери, он чувствует себя непривычно и ненадёжно, будучи свободен от давления. Поэтому первое время дети спокойнее себя ведут, будучи запеленатыми. Классическое пеленание не рекомендуется, оно не даёт совершать ребёнку нужных ему рефлекторных движений, которые являются важным звеном для двигательного развития. Но можно использовать «свободное пеленание», когда ребёнок может совершать движения внутри пелёнки. Однако гораздо полезнее и приятнее для них находиться на руках у матери. Если нужно оставить ненадолго ребёнка на плоской поверхности, лучше обложить его чем-то, чтобы он мог получать ответ от окружающего мира, ощущая давления при прикосновении к «стенкам» своего «гнезда».
Данный опыт перекликается и с другим типом информации, который необходим для нашего мозга, с тактильной чувствительностью, то есть с теми ощущениями, которые мы получаем при касании чего-либо нашей кожи. Для ребёнка осязание имеет огромное значение - оно запускает в нервной системе механизмы, развивающие определённые участки мозга. Доказано, что без тактильных ощущений грудные дети буквально не могут жить - невероятно высокий уровень смертности был зафиксирован в приюте, где с помощью особых механизмов прикосновения к малышам были сведены к минимуму.
Ещё в утробе матери ребёнок получает первые «поглаживания» от касания сначала околоплоных вод, позднее - стенок матки. И он нуждается в этих стимулах после своего рождения. Тактильный опыт необходим для развития чувства осязания, для эмоционального и когнитивного процесса, для формирования защитной реакции на стресс.
Когда мама берёт ребёнка на руки и покачивает, он получает необходимую тактильную стимуляцию благодаря прикосновениям и поглаживаниям, а его кинестатические рецепторы получают стимулы благодаря давлению и изменению положений отдельных частей тела. Всё это обеспечивает нервную систему «пищей», в которой она нуждается для развития.
Исследования, проведённые в Японии показали, что сердцебиение младенцев значительно замедляется, как только их берут на руки и начинают переносить. Но этого не произойдет, если ребенка просто взять и держать на руках. Природа создала особый механизм, помогающий успокаивать детей именно ношением на руках и укачиванием.
Не зная этого, сотни поколений матерей интуитивно чувствовали, что их ребёнок нуждается в том, чтобы его носили на руках и качали. Мы не можем увидеть, какие реакции этот процесс запускает в мозгу, но мы можем заметить реакцию детей, которые сигнализируют нам о том, что им нравится такой опыт. Учитывая, что они ориентируются только на те потребности, которые диктует им их природа, думается, что на их выбор можно положиться.
Ирина Клещина
Литература
С.Амонт, С.Вонг «Тайны мозга вашего ребёнка»
Айрес Э.Д. "Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития"
Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге»
«Подвесная люлька - доказательство мудрости предков» http://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/podvesnaja-ljulka-dokazatelstvo-mudrosti-predkov
http://ria.ru/science/20130418/933385803.html
Изображения:
http://ona-znaet.ru/statii/2/195/6.jpg
http://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/podvesnaja-ljulka-dokazatelstvo-mudrosti-predkov
фото из блога http://gureevi.livejournal.com/
Про люльки немного информации есть здесь: http://russian7.ru/2014/04/o-russkoj-lyulke/