Нескучная география, или география по Монтессори (идеи, игры, занятия)
В моих планах на этот год было начать знакомство Даши с географией, а если точнее, то с разными материками, странами, столицами и флагами. Но сделать это все в легкой ненавязчивой игровой форме. Я прекрасно понимаю, что в три года ребенку еще тяжело представить себе, что Земля круглая, что есть отдельные города и народы. Поэтому я внимательно присмотрелась к своему ребенку и понаблюдала еще как, каким способом он лучше всего воспринимает информацию и пришла к выводу, что это образы. Поэтому все наше дальнейшее знакомство строится на этом. Кому интересно, присоединяйтесь к нам! Я обещаю регулярно рассказывать о наших пособиях, материалах, занятиях.
На самом деле, материалов у нас пока не очень много, но все они по делу. Самое первое - это карта мира. Без нее же нельзя обойтись. У нас самая обычная. Мне она нравится, она неяркая, но достаточно четкая и подробная. Обычно она висит на стене, но для занятий (или просто по просьбе Даши) мы ее достаем и кладем на пол. Что можно делать, я думаю, рассказывать уже нет смысла: все давно знают. Во-первых, проговаривать материки и океаны, обсуждать, что океан больше, а море меньше, рассказать малышу, что есть озера и пруды, есть реки. Рассказать про материки, можно даже попрыгать на них, моментально перемещаясь между странами одним прыжком, а можно взять самолетик и летать. При этом рассказать, что на самолете летать можно как угодно, потом взять пароходик и плавать по морям, рекам, океанам. И здесь обратить внимание, что пароход плавает только по воде, поэтому путь из точки А в точку В может быть длиннее, чем на самолете. А можно придумать даже квест: поселить одну игрушку, скажем, в Америке, а другую, в Антарктиде, дать малышу самолет, машинку и пароход и предложить ему самому проложить путь. В общем идей миллион и маленькая тележка. Главное проявить фантазию)
Так по карте попрыгали, полетали, поплавали, теперь можно попробовать сами сложить Карту мира. Для этого идеально подходят во такие пазлы Издательства Геодом:
Прелесть этих пазлов в том, что ребенок может подержать в руках Северную Америку и на ощупь понять, чем она отличается от Южной, увидеть, что Евразия гораздо меньше Австралии. Помимо карты мира у издательства есть и карты отдельных континентов и стран, что тоже очень здорово. Можно детально разобрать Европу и сложить заново. Есть еще и другие пазлы, но о них упомяну в конце поста.
Раз уж мы заговорили про Геодом, то покажу еще и Атлас стран мира с флагами. Это альбом с наклейками, который знакомит малышей со странами и их флагами. Каждая страничка посвящена отдельному континенту , его странам и их флагам плюс отдельный разворот для России. Соответственно ребенку предлагается вклеить либо страну, либо ее флаг. Качество исполнения отличное. Но я бы не назвала это must have. Если вам попадется по адекватной цене (я покупала за 120 рублей), то смело берите, брать на Лабиринте за 260 руб. я бы не стала, это цена явно завышена.
Продолжим с наклейками. Есть у нас еще один атлас мира с наклейками от издательства Робинс. Он так же разбит по материкам, но в качестве наклеек предлагаются животные, достопримечательности, аборигены и национальная одежда. Наклейки яркие, качество отличное. В целом хорошее пособие для того, чтобы наглядно показать малышу, кто где живет и чем материки отличаются друг от друга. Цена на этот атлас не маленькая, я бы советовала ждать хороших скидок.
С наклейками закончили, теперь перейдем к материалам моего производства (нет, а что: сам себя не похвалишь, никто не похвалит): карточки с флагами и контурами стран. Итак, я подготовила 40 карточек со странами.
Почему именно в такой форме? Как я уже писала в начале поста: Даша легче всего воспринимает информацию образами, поэтому для нее страны - это пока образы в виде таких карточек. Кстати удивительное дело, посмотрев всего пару раз эти карточки, она, подходя к карте сама говорит: мама, смотри, это Италия, или Америка, или Германия. Но по моей задумке, эти карточки у нас будут долгоиграющими. Постепенно мы будем оформлять для каждой страны отдельную брошюру или лэпбук и вносить туда всю информацию, которую мы узнали о данной стране. Еще один вариант использования: выкладывать цепочки по странам: очертания, флаг, животные, населяющие страну, основные достопримечательности или характерные особенности. Кстати именно в таком формате обучают детей географии в Монтессори-классах.
Вторая часть подготовленного мной материала - это карточки с флагами (их еще больше, чем материков).
Что можно делать с ними: совсем малышам можно просто играть в мемори, проговаривая при этом страны. Можно разрезать карточки на половинки и играть, как с пазлами.
Еще у нас есть огромная база карточек с животными и птицами, которые мы будем использовать в дальнейшем.
В конце еще раз хочу рассказать, почему выбрала именно такую схему: я не стараюсь впихнуть в Дашу все возможные знания. Я стараюсь заложить базу, основу. Я верю, что сейчас это всего лишь образы для Даши, но когда она подрастет, эти образы сложатся в целую картинку.
А в конце хочу еще поделиться идеями, которые мне понравились.
Вот такая невероятно красивая карта мира
Еще у Larsen есть пазлы в виде карт, посвященные отдельной стране:
P.S. Спасибо всем, кто прочитал этот пост до конца. Очень прошу несогласных и тех, кто считает, что ребенку в 3 года все это ни к чему, проходить мимо. Всем остальным комментариям я буду очень рада, а особенно, если вы поделитесь своим опытом или идеями.