Дорогие участницы сообщества, сегодня мне бы хотелось поговорить о
прикорме малышей. Так много вопросов возникает у мам: когда начать, что
делать, если не ест, что давать? и т.д. Надеюсь, предоставленная мной
информация вам окажется полезной.
Я хочу рассказать об естественном прикорме. Сразу предупрежу , я буду
рассматривать прикорм не как какой-то определенный набор продуктов (чем
кормить, какой консистенции, как сластить или солить - эти вопросы вы
сами для себя решите), а как ПРОЦЕСС перехода с молочного питания на
питание с общего стола с учетом физиологических особенностей конкретного
ребенка. И основное, что мы сейчас запомним, это то, что грудное
вскармливание и введение прикорма - два абсолютно параллельных процесса. Они не связаны друг с другом ни по времени, ни по объему, ни по целям.
ВОЗ предлагает следующие темпы увеличения объема прикорма:
если он был начат в 6 месяцев, то к году другая еда должна составлять
примерно 25% от общего рациона крохи. А в 1,5 года - 50%. Поэтому
форсирование событий - не наш случай 
Для того, чтобы начать прикармливать кроху, помимо его
физиологической и психологической готовности, необходимо еще и наличие
пищевого интереса. Что это за интерес и как он проявляется? Ребенок
тянется к еде! Не к предметам, разложенным на столе. Не к маминому рту
или к ней на ручки. Не к салфеткам и подстилкам под горячее. Именно и
только к еде, которую так аппетитно поглощают взрослые. Если ему для
успокоения дать что-нибудь в руки, он с гневом отвергнет этот предмет и
будет демонстрировать активное желание заполучить саму еду. Также вряд
ли он успокоится, если ему предложат грудь. Вот такой пример живого и
активного ПИ.
ПИ, как правило, возникает у ребенка в 5-7 месяцев и имеет свойство
угасать, если родители его не поддерживают, к 8-10 месяцам. Часто
встречаются такие истории, когда мама очень радовалась как малыш с
удовольствием открывает рот и кушает (банки, спец. приготовленное мамой,
или общую еду - неважно), а потом через несколько месяцев ничего не
хочет и отказывается от любой еды. Почему так происходит? После того,
как ребенок многое попробует и познакомится с самим процессом питания
(жевания, глотания), происходит снижение или даже потеря пищевого
интереса. Причина проста - ребенок продолжает находиться на достаточно
большом объеме жидкого питания. Т.е голода как такового не испытывает, а
интерес к пище постепенно удовлетворяется и исчезает. Становится
неинтересно, а другого стимула находиться за столом - нет. Способы
поддержания пищевого интереса: ограничение по времени самого приема
пищи, ограничение объема пищи (до года), совместная трапеза с другими
членами семьи.
Я хочу отметить, что совместная трапеза со взрослыми является
основным залогом успешного прикорма. У меня перед глазами 2 очень
сложных случая, когда детям в 1 год еда была не только неинтересна, а
даже вызывала рвотный рефлекс. Т.к. дети были на ИВ, то кормились из
бутылочек. Могли иногда еще поесть баночные пюре. И в том и в другом
случае семьи жили достаточно обособленно, чаепитий и гостей почти не
было. Мужья приходили домой поздно и ужинали уже когда ребенок спал, а
мамы старались в течении дня кушать тогда, когда дети спали, так сказать
в спокойной обстановке. В итоге, получилось так, что дети к году
практически не видели как едят взрослые, что они едят, какими приборами и
т.д. И наверное, думали, что люди на самом деле кормят друг друга
ложками, а не орудуют ими самостоятельно... Да, с самостоятельным
кормлением проблемы до сих пор ( а детям уже по 2,5).
Надо кушать всем вместе, собираться за общим столом (в первое время
хотя бы 1 раз за день). Даже если мама ратует за особенное, здоровое
питание своего малыша, отдельно от остальной еды - все равно за столом
должен найтись кусочек, который можно дать малышу. А на завтрак и обед,
когда никого нет дома, ребенок может покушать только с мамой. Знаю, что
некоторые мамы таким образом кормят и баночным питанием. Просто
накладывают себе в тарелку пюре, едят его (или делают вид, что едят), и
ждут когда ребенок начнет выпрашивать. Иногда такой способ выручает,
особенно если некогда приготовить.
Выделяют 2 этапа естественного прикорма: адаптационный прикорм (педприкорм) и энергетический.
Адаптационный прикорм: начало этапа в 5-7 мес. и заканчивается
в 8-12 месяцев. Интервалы большие, так как все очень гибко и все дети
разные. К 8 месяцу жизни созревает и активируется ферментная система
так, чтобы качественно начать переваривать взрослую пищу и добывать из
нее энергию. У адаптационного прикорма есть еще задачи: научиться
доносить пищу до рта, выплевывать, познакомиться с разными вкусами,
научиться пить из чашки, кушать с ложки . А задача родителей на этом
этапе - тормозить переход ребенка к большим порциям, не дать сорвать
работу ЖКТ.
Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов,
именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией.
Микродоза для мягкой пищи -это примерно столько, сколько помещается у
мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их
сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов - один глоток,
наливается в маленькую чашку на донышко. Никакой особой
последовательности во вводе продуктов нет - мы не едим, мы знакомимся.
За один раз даем не более двух-трех микродоз величиной с 1-2 зернышка
риса, через неделю - величиной с 1-2 горошины, и т.д. Допустимо выдать
кусок (достаточно большой) в руки: морковку, сушку, яблоко. Через 3-4
недели микропробы увеличиваются, за это время ребенок уже перепробовал
много видов пищи. одного продукта можно дать 2-3 микродозы, за 1 прием
пищи до 5 разных продуктов. Уже хорошо знакомые продукты можно дать в
объеме 1-2 чайных ложки. Важно: не увеличивать дозы, даже если ребенок
«не наелся» и просит еще, в этом случае дают попробовать что-то другое.
За первый месяц введения прикорма малыш может успеть перепробовать все
продукты маминого рациона. Продолжать проявлять исключительно устойчивый
и живой пищевой интерес. Пока этого не произойдет, переходить к
следующему шагу во ведении прикорма не следует. Некоторые дети могут
достаточно долго "застревать" на этапе пробования взрослой еды - то зубы
полезли и не хочется ничего есть, кроме груди, то заболел, то мама
переусердствовала в своем желании непременно накормить ребенка - и малыш
просто потерял к еде всякий интерес... Не торопите кроху!
Энергетический прикорм : начинается в 8-10 мес. и продолжается
до 1,5-2,0 лет. Об энергетическом прикорме уже можно говорить тогда,
когда объем еды за 1 прием пищи превышает 1 столовую ложку. В этот
период малыш, как правило, не нуждается в запаивании взрослой еды
маминым молоком; изменяется стул ребенка - становится более оформленным.
На этом этапе очень важно продолжать всячески поддерживать пищевой
интерес ребенка и поощрять кроху к инициативе в еде. Не заставляйте его
есть, если он не просит. Не кормите его с ложки. Без лишней
необходимости не предлагайте еду сами. Вы можете аппетитно жевать в его
присутствии или просто сообщить ему, что садитесь завтракать. Пусть он
самостоятельно и трезво оценит свое самочувствие: голоден ли он? готов
ли сейчас усвоить мамину кашу? его организму нужна каша или сыр? будет
он запивать еду водой или маминым молоком?
Основная задача ребенка до 3-х лет - познакомиться с рационом питания
его семьи и научиться вести себя за столом, как «хороший» взрослый. В
плане рациона ребенок подстраивается под традиции своей семьи. Все, что
делает за столом взрослый, учится делать ребенок. Он учится кушать то,
что едят все в его семье, за общим столом. Учится пользоваться ложкой и
вилкой, салфетками, говорить «спасибо», просить добавку, убирать за
собой посуду. Всему этому он может научиться, глядя на взрослых и
подражая им. Все, что взрослый не делает, не должен делать ребенок. Эти
нормы поведения мама задает малышу с первых дней введения прикорма и
знакомства с пищей взрослых. По мере формирования мелкой моторики
ребенок учится управляться столовыми приборами, и кушать очень
аккуратно.
Я лично выступаю за то, чтобы на первом этапе располагать ребенка у
мамы на коленях. Так матери проще следить за поведением ребенка и
пресекать опасные действия с его стороны и баловство. А свое место у
малыша и своя тарелка появляются ближе к 12-14 мес. Но если у вас сразу
все хорошо получается в стульчике, то почему бы и нет?
Основные правила введения естественного прикорма:
- ребенок ест за общим столом, вместе со всеми.
- правила поведения ребенка на кухне и за столом устанавливает мама
- взрослые едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребенке, никто не говорит ему, сколько и как нужно съедать, не подсовывают кусочки побольше, не уговаривают съесть еще
- мама ест первая, не обремененная тем, как накормить ребенка
- нет ограничений в прикладываниях к груди. Можно грудь дать и за столом, но «без отрыва» от трапезы
- напитки, и вообще жидкость ребенок пробует в небольших порциях
- малыш не должен видеть, что еда выбрасывается
- мама не должна позволять малышу играть с едой, размазывать её, кидать, плевать... еда используется только «по назначению»
- если ребенок не съел свой кусок, или оставил еду в тарелке, мама молча (и достаточно быстро) доедает это сама, демонстрируя ценность пищи.
- в руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)
- ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают, а маме запрещается их поднимать), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 10-12 месяцев. До этого возраста малыш может есть, сидя у -мамы на руках и из ее тарелки
- если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола
- у ребенка не должно быть свободного доступа к еде - он получает только то, что дает ему мама
- за столом никаких игрушек, только еда. Все, кому есть неинтересно, отправляются играть в комнату
- в течение дня нужно обеспечить ребенку 4-6 разовое питание
- за общий стол желательно ребенка до 8-11 месяцев сажать на колени к маме, а более старшего - на такой стул, с которого он может САМ слезть. Как подходящий вариант - подушка на взрослом стуле. Самостоятельно двигающийся ребенок должен иметь возможность слезть со стола за куском, который уронил. Иногда это проще организовать с маминых колен, так как удобных стульев в доме нет, значит продолжаем сидеть на коленях., лет до 1.5, когда сможем сами слезть с любого стула!
- ребенка НИКОГДА не кормят за сказки и пляски! Он ДОЛЖЕН ПРОСИТЬ еду! По собственной инициативе мама может предложить 1 микродозу еды, для ребенка обучающегося есть или 1 чайною ложку - для ребенка уже умеющего. Не съел - быстро съели за него и больше ничего не предлагаем
- ребенка никогда НЕ УГОВАРИВАЮТ сидеть за столом тихо, не капризничать или не мешать - все эти действия пресекаются, причем немедленным выдворением из-за стола. Выдворять можно под стол или в другую комнату. Важно, чтобы ВСЕ, кто при этом присутствуют, отнеслись к этому действу с пониманием. Мама имеет ПРАВО так поступать, никто не вступается, не жалеет, не комментирует, и уж тем более не реагирует на скандал, который ребенок возможно закатит
- со стола встают, закончив, есть, или по совершенно неотложным делам! Желательно с совсем маленьким дитем даже не отбегать к телефону, всем своим видом демонстрируя, что еда - важнее. Поэтому, если ребенок закончил, есть раньше мамы или начал баловаться, мама выносит его из-за стола, а сама ВОЗВРАЩАЕТСЯ ОБРАТНО. И доедает! Спокойно и неторопливо. Важность и ценность еды демонстрируется ребенку только таким отношением!
- территория питания должна быть четко оговорена. Причем соблюдать ее должны все члены семьи. Если кто-нибудь из взрослых ест борщ на табуретке перед телевизором в комнате - напрасным будет внушать малышу, что баранки надо жевать только сидя на стульчике в кухне
- приучаем к чистоте во время еды. Если разлили/испачкали - то сразу же убираем, можно привлечь к процессу вытирания тряпочкой и само чадо. Если переживаем за чистоту одежды - садимся за стол с голым пузом или (что хуже, так как не дает малышу ощутить в полной мере результаты неаккуратности) пользуемся фартучками. Руки и лицо вытираем по мере загрязнения - не надо приучать ребенка к липким пятнам, лежащим на щеках. Для подметания и мытья пола тоже заранее заготовлена тряпка - чтобы не метаться в ее поисках, разрываясь между грязным линолеумом и перепачканным ребенком
- перед едой и после - посещаем ванную комнату. Как правило, никто не забывает помыть испачканного карапуза после трапезы. Но мыть руки ДО - это элементарные правила гигиены, страхующие малыша от заражения различными инфекциями
- никогда не ругайте малыша за столом. Что бы он ни натворил, как бы он ни раздражал вас своей неловкостью, какие бы оплошности он ни сделал - сохраняйте невозмутимость духа. Помогите ему исправить ошибку, вместе уберите грязь, удалите его из-за стола в конце концов (если он балуется специально). Но не теряйте материнской нежности и мягкости
Такого введения прикорма может придерживаться
любая семья. Даже не важно ГВ у ребенка или ИВ. Знаю, что некоторые
семьи практикуют и педиатрический и вот такой естественный прикорм
одновременно. Только кормление мамой ребенка с ложки из баночек должно
отделяться по месту и по времени с общим столом. Т.е. лучше это делать
не на кухне, другими ложками и из другой посуды. Иногда (из-за низкого
набора веса или низкого гемоглобина) мама боится отменить педиатрический
прикорм. Вот приходится выкручиваться. Кстати, на заметку: бывает , что
крайне низкий пищевой интерес или вовсе его отсутствие связаны с очень
низким гемоглобином у ребенка. Не знаю, что является первопричиной, но
это два взаимосвязанных процесса. Поэтому, если тактика естественного
прикорма не приводит к положительным результатам, имеет смысл
обследоваться.
Я знаю, что в написанном мною можно найти
множество спорных моментов и поводов для дискуссий, что у каждой пары
мама-ребенок своя особенная и уникальная ситуация. Не нужно стараться
следовать буквально всем рекомендациям, мамы обычно выборочно выделяют
то, что готовы практиковать в своей семье (как и с ГВ, в принципе) и
вполне успешно справляются с задачей прикорма. Нет строгих правил, есть
просто здравый смысл