Кружки и секции сына в дошкольном возрасте: хронология и итоги
Кружки и секцииили история на память про мамины амбиции и желания сына (много и занудно).
Кириллу 3 года. Отпуск. Лето. СПб. Секция футбола для малышей с элементами ОФП. Небольшой уютный зал, родители присутствуют на занятии. Тренер - молодой позитивный парень. Группа 5-6 человек. Динамичные занятия в игровой форме. Ребёнку абсолютно все нравилось, ни одного пропуска за лето. Окрыленная успехом, приехав домой, я записала сына на гимнастику. Перед началом занятия ребенок оказался в стрессе, осознав, что в зал он пойдет без мамы… Шантажом и уговорами отправила Кирилла на занятие, обещая сидеть около двери. В зале была установлена камера, и сидя в фойе, я могла наблюдать за происходящим. Занятие вела молодая девушка в размеренной "академической" манере. Кирилл инструкциям подчинялся, хотя было видно, что ему скучно. Во второй раз я его еле уговорила зайти в зал, но заниматься он отказался, сел на лавочку и просидел все занятие… В третий раз он начал плакать на подходе. Вопрос с секциями был закрыт до лучших времен.
Кириллу 4 года. Летом меня начало кидать из крайности в крайность. То мне его было жалко вести после сада куда-то заниматься: пусть ребенок лучше гуляет и отдыхает дома. С другой стороны, мне хотелось записать его на все секции, которые были в доступной близости. К счастью, данные приступы происходили летом во время отпуска, поэтому к осени меня отпустило. И руководствуясь желанием плавного приучения к дополнительным занятиям, с учетом его привязанности ко мне, личностных особенностей, повела его на рисование 1 раз в воскресенье. Преподаватель - очень приятная располагающая к себе женщина, сыну понравилась, и мальчик пошел на занятие. Спокойно отходил весь год, не высказывая никаких протестов. Преподаватель его выделяла, отмечала, что он хорошо чувствует пространство листа и моментально схватывает инструкции.
Параллельно по субботам он начал ходить к логопеду. В 3 года по медицинским показаниям, Кириллу удалили все верхние резцы. Дикция оставляла желать лучшего + последствия ЗРР, поэтому посещения логопеда были в обязательном порядке. Благодаря своей усидчивости, спокойно выдерживал занятие по 40 минут. Итого в 4 года: 1р/нед - рисование, 1р/нед - логопед.
Кириллу, 5 лет. В сентябре вхождение в рабочее русло происходило со слезами на глазах - "сад ненавижу... хочу обратно к бабушке...". Тем не менее стала подводить сына к мысли, что надо приобщаться к спорту (вальгус ног, слабые мышцы спины). На выбор была гимнастика, танцы, плавание. Устраивала "танцы с бубном", показывала рекламные ролики с занятий, но сын уперся рогом, что он никуда не пойдет, и просто посмотреть/попробовать он тоже не хочет. Хотя воду любит, в бассейн ходить отказался: «Мама, там же заниматься надо!» Даже предложение сходить за компанию с другом из сада на карате, тоже не подействовало. Согласен был только на рисование, лишь бы не пробовать ничего нового. В городе открылась секция брейк-данса, показала сыну рекламную презентацию. Кирилл впечатлился и изъявил желание сходить. Пришли..., но когда пришло время идти в зал, на сына "накатило": ...на глазах появились слезы, губы задрожали, начал цепляться за меня. На фоне сочувствия к своему ребенку, я параллельно ощущала и раздражение: "Ему уже 5 лет, а ведет себя как... У других детей есть увлечения, все где-то занимаются, а моему ничего не интересно..." . Уговорив, что я буду сидеть рядом с залом, отправила ребенка заниматься. Когда началась разминка, несколько детей начали баловаться и тренер действительно очень громко и резко их "одернул". Кирилл тут же с огромными глазами вылетел из зала: «Мама, я не хочу на брейк-данс… я к такому не привык… тренер - строгий». Успокоила, уговорила не уходить, хотя бы посмотреть на занятие через приоткрытую дверь. Вышел тренер, объяснил сыну, что делал замечания другим детям, попытался его уговорить вернуться, но Кирилл отказался… Глядя на меня, тренер сказал: «Он у вас очень мягкий, да?», и ушел к детям. Сидим, смотрим в приоткрытую дверь дальше, в зал заходить, чтобы смотреть было удобнее, сын отказывается. Подошел руководитель центра, начал выяснять, что мы тут делаем... Стал брать Кирилла «на слабо»: «Ты, что трус?.. У меня даже трехлетки занимаются!» Но тут на защиту ребёнка "встала" я, чтобы с Кириллом в таком тоне не разговаривали. Сын, несмотря на то, что с ним общались достаточно жестко, не тушевался и пытался отстаивать свою позицию, что «он еще просто не привык к брейк-дансу». Ещё раз вышел тренер, и как-то завлек его обратно в зал. Кирилл ушел, позанимался. Когда занятие закончилось, тренер сказал мне лишь одну фразу: «Вы с ним поговорите и хорошо подумайте». Сын мой вышел королем брейк-данса и фонтанировал восторгом. Дома соловьем заливался бабушке по телефону, как ему все понравилось; хвастался: «Мне после сада ребята скажут - пойдем гулять, а я скажу, что не могу, потому что иду на брейк-данс!» Однако на следующее утро энтузиазм у ребенка начал стихать... Пришел день следующего занятия. Когда пришла за сыном в сад: в раздевалке одевалась девочка, которая позвала Кирилла гулять. И все, никакие кружки уже были не нужны - только гулять, "а на секции тренер кричит". Поссорились мы с ним тогда сильно, но свое право не идти на занятие он отстоял. С одной стороны, можно было бы принудительно его "загнать" на занятия, чтобы он хотя бы месяц походил и только тогда принимать окончательное решение. С другой стороны, во мне, видимо, не было той внутренней убежденности, что он должен идти туда, где ему некомфортно, ребенок это почувствовал, и мать «додавил». К своему стыду, со своими эмоциями справиться не могла: неоднократно ловила себя на том, что начинаю подначивать сына по поводу того, что все его знакомые ребята чем-то заняты. Пришлось провести внутренний самоанализ, чтобы справиться со своим раздражением и разочарованием. Да, у кого-то ребёнок готов ходить на дополнительные занятия каждый день. Да, у кого-то дети занимают призовые места. Да, мне было обидно осознавать, что мой ребёнок после сада хотел только погулять и поиграть дома. Да, это только МНЕ хотелось, чтобы он куда-то ходил. Я взяла тайм-аут, оставила ребенка в покое, и жестко контролировала свои высказывания в его адрес. Так что нагрузка в 5 лет осталась та же: суббота - логопед, воскресенье - рисование.
Примерно после Нового года я заметила, что он перестал стараться на рисовании: выходил первым из кабинета с недоделанным рисунком, дабы "не заморачиваться" мог закрасить изображение одним цветом, а потом мне доказывал, что он хотел нарисовать полностью "зелёную черепаху". Один раз согласилась на "видение художника". Только такое стало происходить все чаще и чаще. После занятия, дома стала заставлять его дорисовывать рисунок - кто там про принятие говорил:))) Подошла к преподавателю. С её слов, способности у него есть, но делает все быстро, на её осторожные советы и замечания реагирует равнодушно. При этом на выходе с занятия сын ждал от меня похвалы и восхищения. Поговорила с ним, объяснила, что вижу, что он перестал стараться и хвалить за небрежно нарисованный рисунок не буду. Оставшиеся пару месяцев он под моим давлением доходил. С одной стороны, дошкольных период - прекрасная возможность пробовать и искать для ребёнка "свое увлечение". Но если он никуда не хочет ходить, пробовать что-то новое, то начинаешь цепляться за то, что есть... В течение года сын ни разу не высказал желания куда-нибудь пойти, и спокойно реагировал, что большая часть его знакомых после сада уходят на секции.
Кириллу 6 лет. Он повзрослел... Продолжил ходить 1 раз в неделю к логопеду, но уже - в рамках подготовки к школе. Решила рискнуть и подловив сына в благостном настроении, уговорила сходить в бассейн. Хотя и ворчал, но пошел на пробное занятие в частный бассейн: маленькая чаша, тёплая вода, группа 5-6 человек, спокойная девушка-тренер, занятия - 2 раза в неделю. В бассейне установлена камера, поэтому могла наблюдать как он занимается. Вышел окрыленный, с горящими глазами: "Мама, мне так понравилось! Я буду сюда ходить". Я помня опыт прошлого года, поначалу не обольщалась, но ребёнок был всем доволен. Отходил месяц, но тут начались проблемы со здоровьем (склонность к постоянным ринитам) - скорая, двухсторонний острый отит и синусит, антибиотики... Сын рвался обратно в бассейн, я перечитала кучу информации, консультировалась с ЛОР-врачом. В итоге, решили рискнуть и продолжить ходить, однако перешли на 1 занятие в неделю. Если начинался насморк, то Кирилл занятия пропускал. Иногда бывало, что из 4 занятий в месяц, он мог сходить на 1-2; при этом деньги за пропущенные занятия не возвращались. Сын отходил год с удовольствием, на каждом занятии выкладывался по полной, поэтому ощутимого отставания с остальной группой не было. Хотя я до сих пор в сомнениях по поводу бассейна, боясь рецидива лор-заболеваний.
Когда осенью после болезни, плавание было под большим вопросом, случайно увидела рекламу и предложила сыну попробовать сходить на акробатику с элементами ОФП в частном спортивном центре. Также 2 раза в неделю, небольшая группа. В зале из снарядов только.... маты и увлеченный своим делом тренер. Сын как-то легко согласился, пошел, через час вернулся и сказал, что сюда он тоже будет ходить. Я не ждала от Кирилла никаких результатов, а просто радовалась, что он "зацепился". Через пару месяцев отметила, что он стал лучше владеть своим телом, начал делать элементы, которые раньше не получались в силу двигательной неловкости. После Нового года тренер перевел его в старшую группу. Как итог, его нагрузка в 6 лет: 1р/нед - логопед; 1р/нед - плавание; 2р/нед - акробатика. В течение года иногда за компанию с другом ходил на мастер-классы по рисованию.
Итог. У сына нет стопки грамот и горсти медалей. Он не может без остановок проплыть небольшой бассейн, не сел полностью на шпагат и "колесо" его кривовато... Он не просит записать его ещё на какой-нибудь кружок, потому что свободен еще один день.... Но за этот год я ни разу от него не услышала фразы: "Я не хочу идти на секцию". А я наконец-то познала "дзен" и просто радуюсь тому, что сын нашел себе занятия по душе.
P. S. Мальчик уехал на лето к бабушке. Изъявил желание продолжать заниматься. Моментально нашла ему гимнастический центр недалеко от дома:) Ребенок быстро нашёл общий язык с тренером и другими детьми. Теперь получаю от бабушки фотографии, как мой сын, который всю жизнь боялся высоты, болтается на канате где-то под крышей зала.